СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исследования по овладению понятием "возвратная форма глагола", создание условий для освоения приёмов проверки написания сочентаний -ться , -тся, графическое обозначение орфограммы.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться»

Технологическая карта урока русского языка


Предмет, класс: русский язык, 4 класс.
Авторы УМК:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский  язык» 4 класс, ОС «Школа 2100».
Тема урока: «
Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся-ться».
Тип урока:
открытие новых знаний.

Цель урока: организация исследования по овладению понятием «возвратная форма глагола»; создание условий для освоения приёмов проверки написания сочетаний  –ться и -тся, графическое обозначение орфограммы.

Планируемые результаты

Личностные: определяют задачи урока, осознают способность к самоопределению в выборе способов проверки написания орфограммы.

Метапредметные:

  • в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи и осуществляют действия для решения проблемы;

  • наблюдают языковой материал, анализируют и делают собственные выводы;

  • используют алгоритм при выполнении проверки написания сочетаний  –ться и –тся;

  • осуществляют взаимопроверку и самопроверку по эталону обнаруживают границы своих знаний;

  • осуществляют контроль и самооценку учебных действий в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.


Предметные:

  • знают грамматические признаки глагола;

  • умеют писать безударные личные окончания глаголов;

  • распознают в речи возвратные глаголы, правильно употребляют их;

  • знают и применяют правило  написания возвратных глаголов.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (формируемые способы деятельности)

Контрольно-оценочная деятельность


  1. Актуализация знаний






1.Повторение знаний о глаголе.

Игра «Пресс-конференция» - «корреспонденты» задают вопросы «специалистам»

2. Орфографическая работа:

-Запишите глаголы в 2 группы: глаголы настоящего и будущего времени.

Ремонтирую, не вытащишь, ненавидит, почувствуете, сбегаем, заночуют, объявляешь

-Подчеркните орфограммы, определите спряжение, лицо, число.

Формулируют вопросы и ответы по теме «Глагол», вспоминают орфографические признаки глагола.



Проводят самостоятельно классификацию глаголов, записывают их в 2 столбика, выделяют орфограммы, определяют спряжение, лицо и число.


Взаимоконтроль и взаимооценка.




Взаимопроверка (доккамера) Словесная оценка работы товарища




II. Формулирование проблемы.


На доске строчки:

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани

– Кто автор этого произведения? Как оно называется?

– Назовите глаголы.

-Найдите среди них лишний глагол. Почему он лишний?

– Что общего у всех остальных глаголов?

- Разберём по составу глагол купаться

– Какие вопросы у вас возникают?



Наблюдают языковой материал, обобщают, классифицируют, делают выводы







Совместно составляют план дальнейшей работы, формулируют проблемные вопросы:

1) - СЯ – это окончание? Или другая часть слова?

2) - ТСЯ? ТЬСЯ?


Наблюдение учителя, словесная оценка

III. Открытие новых знаний.


1. Введение понятия возвратный глагол.

Наблюдение по учебнику (с. 94).

а) Упр. 274 – сравниваются глаголы с -ся и без -ся.

– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)

Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам).

- На кого направлено действие?

- Прочитайте вывод с. 84 в 1 рамке.

-Какие знания подтвердили?

- О чём не упоминали? (суффикс – ся входит в основу)

- На какой проблемный вопрос ответили?


  1. Выведение правила написания -ться и -тся.

а) – Запишем транскрипцию: УЧИТСЯ, УЧИТЬСЯ - диктую

- Какое сочетание букв обозначено Ц? ( тс, тьс)



- Предположите, когда пишется ться? -тся?



б) Есть второй способ проверки написания Ь

Упр. 274. Продолжим наблюдения.

– Прочитайте ещё раз все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м.

– Что можно написать вместо точек?

– Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?)

– Запишите карандашом вопросы вместо точек.

– В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?

– Запишите название формы.




Сравнение вывода учеников с правилом в рамке (с. 95).

– Прочитайте 2-е правило в рамке, так мы говорили?



в) – Какие два способа проверки запомнили?

Работа в группах.

– Составьте схему правила.



-На какой проблемный вопрос ответили?




Сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)







Читают вывод в учебнике, сравнивают со своим выводом, дополняют знания.

Возвращаются к поставленной проблеме, делают вывод.


[ УЧ’ИЦА] [УЧ’ИЦА]

Наблюдают, что произносятся глаголы, одинаково, а пишутся по-разному.


Знают о способе проверки по вопросу: что делать? – есть Ь, что делает? – нет Ь











Делают вывод о написании Ь в неопределённой форме глагола и нет Ь в форме 3–го лица



Читают вывод в учебнике, сравнивают со своим выводом


Работают в группах на планшетах, представляют результат, объясняют, выбирают правильное решение.






Возвращаются к поставленной проблеме, делают вывод.





























Наблюдение языкового материала















Оценочные высказывания учащихся

IV. Решение задач на применение различных способов проверки написания Ь в буквосочетаниях

-ться или –тся

1. Апробация различных способов проверки.

Выполнение заданий по выбору.

- Кому больше понравился способ проверки написания Ь по форме глагола?

- По вопросу (что делать? что делает?)

-Для тех, кто выбрал 1 способ, предлагаю выполнить

упр. 276

- Для тех, кто выбрал 2 способ, предлагаю выполнить

упр. 159 (дидакт. материал)

- Оцените свой уровень знания способов проверки


-Проверьте и оцените свою работу.






Развивают умение образовывать формы глаголов (неопределённую и 3-е л. ед. и мн.ч.), / ставить вопросы; писать глаголы с буквосочетаниями -ться или –тся;

объяснять выбор написаний.

Самопроверка – сверка с эталоном.











Прогностическая оценка

Ретроспективная оценка

V. Подведение итогов работы

– Запишите ключевые слова урока.

(Возвратный, -ся, глаголы на -ться/-тся.)



VI. Домашнее задание.

1. Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему.

2. Упр. 6, с. 96. (уч.) или упр.160 (д. м.) (комментарий учителя)


Выбирают ДЗ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!