Актуализация знаний | 1.Повторение знаний о глаголе. Игра «Пресс-конференция» - «корреспонденты» задают вопросы «специалистам» 2. Орфографическая работа: -Запишите глаголы в 2 группы: глаголы настоящего и будущего времени. Ремонтирую, не вытащишь, ненавидит, почувствуете, сбегаем, заночуют, объявляешь -Подчеркните орфограммы, определите спряжение, лицо, число. | Формулируют вопросы и ответы по теме «Глагол», вспоминают орфографические признаки глагола. Проводят самостоятельно классификацию глаголов, записывают их в 2 столбика, выделяют орфограммы, определяют спряжение, лицо и число. | Взаимоконтроль и взаимооценка. Взаимопроверка (доккамера) Словесная оценка работы товарища |
II. Формулирование проблемы. | На доске строчки: – Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… – Кто автор этого произведения? Как оно называется? – Назовите глаголы. -Найдите среди них лишний глагол. Почему он лишний? – Что общего у всех остальных глаголов? - Разберём по составу глагол купаться – Какие вопросы у вас возникают? | Наблюдают языковой материал, обобщают, классифицируют, делают выводы Совместно составляют план дальнейшей работы, формулируют проблемные вопросы: 1) - СЯ – это окончание? Или другая часть слова? 2) - ТСЯ? ТЬСЯ? | Наблюдение учителя, словесная оценка |
III. Открытие новых знаний. | 1. Введение понятия возвратный глагол. Наблюдение по учебнику (с. 94). а) Упр. 274 – сравниваются глаголы с -ся и без -ся. – В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.) Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам). - На кого направлено действие? - Прочитайте вывод с. 84 в 1 рамке. -Какие знания подтвердили? - О чём не упоминали? (суффикс – ся входит в основу) - На какой проблемный вопрос ответили? Выведение правила написания -ться и -тся. а) – Запишем транскрипцию: УЧИТСЯ, УЧИТЬСЯ - диктую - Какое сочетание букв обозначено Ц? ( тс, тьс) - Предположите, когда пишется ться? -тся? б) Есть второй способ проверки написания Ь Упр. 274. Продолжим наблюдения. – Прочитайте ещё раз все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м. – Что можно написать вместо точек? – Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?) – Запишите карандашом вопросы вместо точек. – В какой форме ь пишется, а в какой не пишется? – Запишите название формы. Сравнение вывода учеников с правилом в рамке (с. 95). – Прочитайте 2-е правило в рамке, так мы говорили? в) – Какие два способа проверки запомнили? Работа в группах. – Составьте схему правила. -На какой проблемный вопрос ответили? | Сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.) Читают вывод в учебнике, сравнивают со своим выводом, дополняют знания. Возвращаются к поставленной проблеме, делают вывод. [ УЧ’ИЦА] [УЧ’ИЦА] Наблюдают, что произносятся глаголы, одинаково, а пишутся по-разному. Знают о способе проверки по вопросу: что делать? – есть Ь, что делает? – нет Ь Делают вывод о написании Ь в неопределённой форме глагола и нет Ь в форме 3–го лица Читают вывод в учебнике, сравнивают со своим выводом Работают в группах на планшетах, представляют результат, объясняют, выбирают правильное решение. Возвращаются к поставленной проблеме, делают вывод. | Наблюдение языкового материала Оценочные высказывания учащихся |
IV. Решение задач на применение различных способов проверки написания Ь в буквосочетаниях -ться или –тся | 1. Апробация различных способов проверки. Выполнение заданий по выбору. - Кому больше понравился способ проверки написания Ь по форме глагола? - По вопросу (что делать? что делает?) -Для тех, кто выбрал 1 способ, предлагаю выполнить упр. 276 - Для тех, кто выбрал 2 способ, предлагаю выполнить упр. 159 (дидакт. материал) - Оцените свой уровень знания способов проверки -Проверьте и оцените свою работу. | Развивают умение образовывать формы глаголов (неопределённую и 3-е л. ед. и мн.ч.), / ставить вопросы; писать глаголы с буквосочетаниями -ться или –тся; объяснять выбор написаний. Самопроверка – сверка с эталоном. | Прогностическая оценка Ретроспективная оценка |