Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 п. Весёлый Чунский район Иркутская область
Конспект
урока русского языка
«Правописание глаголов на -ться и –тся»
(4 класс, УМК «Школа России»)
Сабанова Елена Алексеевна,
учитель начальных классов МОБУ СОШ №7
Тема: «Правописание глаголов на -ться и –тся»
Цели урока:
- познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам;
- развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
Предметные: обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах.
Тип урока; открытия нового знания.
Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
Оборудование: карточки (с разноуровневыми заданиями), напечатанные тексты для работы в парах, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
-Встаньте прямо. Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Я желаю вам отличного настроения, плодотворной работы на уроке и хороших оценок.
II. Актуализация знаний.
1. Ребята, отгадайте загадку.
- Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду, — всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья
И рожь в полях растёт.
- О какой части речи говорится в загадке?
- Почему так решили? Докажите.
- Итак вспомним всё то, что мы знаем о глаголе.
2. Составление кластера. «Дополни»…..(вывешиваются ответы на доску)
Глагол - это…………
Обозначает - ……
Отвечает на вопросы -…..
Неопределённую форму – это…
Времена глаголов - ….
Спряжение глаголов - это изменение по….
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, прочитайте пословицу. (записана на доске)
Тот труда не бои(т…ся),
Кто умеет труди (т…ся).
- Спишите пословицу, вставляя пропущенные сочетание букв .(Взаимопроверка)
- Сравните свои работы.
- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)
- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание -тся и -ться в глаголах)
cлайд 1
-Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.)
- Правильно, это и будет наша цель.
cлайд 2
Надо всё нам тут узнать
-тся и –ться, ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.
IV. Открытие новых знаний.
1. Работа в парах
- Для того чтобы решить задачи урока и понять в каких случаях пишется ь, а в каких нет мы с вами проведём небольшое исследование.
- У вас на парте карточка, на которой напечатаны пословицы. Прочитайте. Найдите выделенные слова, обсудите и разделите их на 2 группы, запишите в тетрадь
Карточка №1
Грамоте учиться — всегда пригодится. Бывают люди — не умеют гнуться, а ломаются. Друзья познаются в беде. Волков бояться - в лес не ходить.
Проверка (cлайд 3 )
учиться пригодится
гнуться ломаются
бояться познаются
(выключить презентацию)
- Верно, молодцы! А по какому признаку вы разделили их на 2 группы?
- Давайте поставим вопросы к глаголам из 1 столбика.(что делать? что сделать?)
- Ребята, а кто помнит, как называется особая форма глагола с такими вопросами? (неопределённая форма)
- А теперь поставим вопросы к глаголам 2 столбика.( что сделает? что делают?)
- К глаголам из 2 столбика можно поставить местоимение (он, она – 3 лица.ед ч, они – 3 лицо мн.ч)
- А кто же даст ответ на главный вопрос нашего урока, когда мы пишем глаголы с ТЬСЯ или ТСЯ? (ответы детей)
2. Чтение правила в учебнике.
-Ребята, давайте всё же проверим все ли верно мы сказали, а для этого открываем учебники на странице 104 и прочитаем сведения о языке.
Слайд 4
Вывод: если глагол имеет неопр. форму или отвечает на вопросы что делать ? что сделать? , то ь пишем, а если глагол 3 лица или отвечает на вопросы что делает? что сделает? , то Ь не пишем.
V. Физкультминутка (слайд5)
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
VI. Первичное закрепление.
1. Фронтольная работа
- Какие слова связанные с темой урока вы услышали в стихотворении?
- Запишем в тетради, ( обучающиеся по цепочке выходят к доске и записывают в столбик, по одному слову на каждой строке).
- Что заметили? (все слова в неопределённой форме)
- А теперь, ребята, измените данные глаголы, поставив их в 3-е лицо, ед. числа. Будем записывать во второй столбик ( обучающиеся выходят к доске по цепочке).
(потянуться – потянется; умыться -умоется, посмеяться – посмеѐтся, покружиться – покружится, покачаться – покачается, поклониться – поклонится, распрямиться – распрямится, трудиться – трудится)
Ребята, а как вы определяли правильность написания тся, ться в возвратных глаголах. (По вопросу, по форме 3-го лица)
2. Индивидуальная работа по учебнику упр. 217 (с. 104).
- Ребята, прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)
- Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.
- Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)
-Какой можно сделать вывод? (Правописание -тся и -ться в глаголах является орфограммой.)
- Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.
- Выполните разбор слова повисли по составу
3. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Предлагаю поработать самостоятельно. Для вас я приготовила задания разного уровня сложности.
- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1( карточка синего цвета)
- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш уровень 2.(карточка желтого цвета)
- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3 (карточка зелёного цвета)
Карточка №2 (синего цвета), 1 уровень
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
(Что сделать?)Поклонит..ся – голова (что сделает?)не отвалит..ся. Трус своей тени (что делает?) боит..ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит..ся. (Что делать?) Не трудит_ся – так и хлеб (что сделает?)не родит_ся. Сену с огнем (что сделать?) не улежат..ся.
Карточка № 3 (желтого цвета), 2 уровень.
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Поклонит..ся – голова не отвалит..ся. Трус своей тени боит..ся. Не стыдно не знать, не учит..ся. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся . Сену с огнем не улежат..ся.
Карточка № 4 (зелёного цвета ), 3 уровень.
- Прочитайте пословицы, Спишите, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу глаголы, объясните -ТСЯ/-ТЬСЯ.
1) Дело мастера _____________.
2) Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не ________________
3) Всё хорошо, что хорошо ____________________________.
4) Не плюй в колодец, пригодит(?)ся воды ________________
5) Что летом родит(?)ся, то зимой ___________________.
Слова для справок: б..ит(?)ся, приг..дит(?)ся, к..нчает(?)ся, сидит(?)ся, напит(?)ся,
(самопроверка и самооценка по образцу:
1 уровень –( образец обратная сторона карточки;
2 уровень, слайд 6;
3 уровень – образец выполнения записан с обратной стороны доски )
VII. Домашнее задание. Оценивание
по выбору слайд 7
1) стр. 107 упр. 226
2) Найти и записать 3 пословицы с глаголами на изученное правило( -тся, -ться)
VIII. Рефлексия. Итог урока.
Наш урок подходит к концу, подведем итоги.
- Какую цель ставили перед собой на начало урока?
- Кто считает, что достиг поставленных целей?
- Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!
Но вот и всё, урок закончился,
Мы славно поработали с вами,
Спасибо вам, ребята, за работу.
Приложение
Карточка №1
Грамоте учиться — всегда пригодится. Бывают люди — не умеют гнуться, а ломаются. Друзья познаются в беде. Волков бояться - в лес не ходить.
_____________________________________________________________________________
Карточка № 2( синего цвета), 1уровень
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
(Что сделать?)Поклонит..ся – голова (что сделает?)не отвалит..ся. Трус своей тени (что делает?) боит..ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит..ся. (Что делать?) Не трудит_ся – так и хлеб (что сделает?)не родит_ся. Сену с огнем (что сделать?) не улежат..ся.
_____________________________________________________________________________
Карточка №3 (желтого цвета) 2 уровень.
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Поклонит..ся – голова не отвалит..ся. Трус своей тени боит..ся. Не стыдно не знать, не учит..ся. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся . Сену с огнем не улежат..ся.
_____________________________________________________________________________
Карточка № 4 (зелёного цвета) уровень.
- Прочитайте пословицы, спишите, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу глаголы, объясните -ТСЯ/-ТЬСЯ
1) Дело мастера _____________.
2) Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не ________________.
3) Всё хорошо, что хорошо ____________________________.
4) Не плюй в колодец, пригодит(?)ся воды ________________
5) Что летом родит(?)ся, то зимой ___________________.
Слова для справок: б..ит(?)ся, приг..дит(?)ся, к..нчает(?)ся, сидит(?)ся, напит(?)ся,