СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание глаголов на -ться и –тся» (4 класс, УМК «Школа России»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка в 4 классе, "Школа России". урок составлен с использовванием пословиц

Просмотр содержимого документа
««Правописание глаголов на -ться и –тся» (4 класс, УМК «Школа России»)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 п. Весёлый Чунский район Иркутская область




















Конспект

урока русского языка


«Правописание глаголов на -ться и –тся»


(4 класс, УМК «Школа России»)















Сабанова Елена Алексеевна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ №7












Тема: «Правописание глаголов на -ться и –тся»

Цели урока: 

познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научить задавать вопросы к глаголам;

развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУДсамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные:  обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах.

Тип урока; открытия нового знания.

Форма работы: фронтальная,  в парах, индивидуальная

Оборудование:   карточки (с разноуровневыми заданиями),  напечатанные тексты для работы в парах, презентация


Ход урока

I. Организационный момент.

-Встаньте прямо. Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Я желаю вам отличного настроения, плодотворной работы на уроке и хороших оценок.


II. Актуализация знаний.

1. Ребята, отгадайте загадку.

- Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду, — всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья

И рожь в полях растёт.

- О какой части речи говорится в загадке?

- Почему так решили? Докажите.

- Итак вспомним всё то, что мы знаем о глаголе.

2. Составление кластера. «Дополни»…..(вывешиваются ответы на доску)

Глагол - это…………

Обозначает - ……

Отвечает на вопросы -…..

Неопределённую форму – это…

Времена глаголов - ….

Спряжение глаголов - это изменение по….


III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, прочитайте пословицу. (записана на доске)

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).



- Спишите пословицу, вставляя пропущенные сочетание букв .(Взаимопроверка)

- Сравните свои работы.

- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется  -тся или  -ться)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание  -тся и  -ться в глаголах)

cлайд 1

-Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.)

- Правильно, это и будет наша цель.

cлайд 2

Надо всё нам тут узнать
-тся и –ться, ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.


IV. Открытие новых знаний.

1. Работа в парах
- Для того чтобы решить задачи урока и понять в каких случаях пишется ь, а в каких нет мы с вами проведём небольшое исследование.

- У вас на парте карточка, на которой напечатаны пословицы. Прочитайте. Найдите выделенные слова, обсудите и разделите их на 2 группы, запишите в тетрадь

Карточка №1

Грамоте учиться — всегда пригодится. Бывают люди — не умеют гнуться, а ломаются. Друзья познаются в беде. Волков бояться - в лес не ходить.

Проверка (cлайд 3 )

учиться пригодится

гнуться ломаются

бояться познаются

(выключить презентацию)

- Верно, молодцы! А по какому признаку вы разделили их на 2 группы?

- Давайте поставим вопросы к глаголам из 1 столбика.(что делать? что сделать?)

- Ребята, а кто помнит, как называется особая форма глагола с такими вопросами? (неопределённая форма)

- А теперь поставим вопросы к глаголам 2 столбика.( что сделает? что делают?)

- К глаголам из 2 столбика можно поставить местоимение (он, она – 3 лица.ед ч, они – 3 лицо мн.ч)

- А кто же даст ответ на главный вопрос нашего урока, когда мы пишем глаголы с ТЬСЯ или ТСЯ? (ответы детей)

2. Чтение правила в учебнике.

-Ребята, давайте всё же проверим все ли верно мы сказали, а для этого открываем учебники на странице 104 и прочитаем сведения о языке.

Слайд 4

Вывод: если глагол имеет неопр. форму или отвечает на вопросы что делать ? что сделать? , то ь пишем, а если глагол 3 лица или отвечает на вопросы что делает? что сделает? , то Ь не пишем.



V. Физкультминутка (слайд5)

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

VI. Первичное закрепление.

1. Фронтольная работа
- Какие слова связанные с темой урока вы услышали в стихотворении?

- Запишем в тетради, ( обучающиеся по цепочке выходят к доске и записывают в столбик, по одному слову на каждой строке).

- Что заметили? (все слова в неопределённой форме)

- А теперь, ребята, измените данные глаголы, поставив их в 3-е лицо, ед. числа. Будем записывать во второй столбик ( обучающиеся выходят к доске по цепочке).

(потянуться – потянется; умыться -умоется, посмеяться – посмеѐтся, покружиться – покружится, покачаться – покачается, поклониться – поклонится, распрямиться – распрямится, трудиться – трудится)

Ребята, а как вы определяли правильность написания тся, ться в возвратных глаголах. (По вопросу, по форме 3-го лица)


2. Индивидуальная работа по учебнику упр. 217 (с. 104).

- Ребята, прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)

- Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.

- Найдите имя существительное с выделенным буквосочета­нием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)

-Какой можно сделать вывод? (Правописание -тся и -ться в глаголах является орфограммой.)

- Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.

- Выполните разбор слова повисли по составу


3. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Предлагаю поработать самостоятельно. Для вас я приготовила задания разного уровня сложности.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1( карточка синего цвета)

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш уровень 2.(карточка желтого цвета)

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3 (карточка зелёного цвета)


Карточка №2 (синего цвета), 1 уровень

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

(Что сделать?)Поклонит..ся – голова (что сделает?)не отвалит..ся. Трус своей тени (что делает?) боит..ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит..ся. (Что делать?) Не трудит_ся – так и хлеб (что сделает?)не родит_ся. Сену с огнем (что сделать?) не улежат..ся.


Карточка № 3 (желтого цвета), 2 уровень.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.


Поклонит..ся – голова не отвалит..ся. Трус своей тени боит..ся. Не стыдно не знать, не учит..ся. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся . Сену с огнем не улежат..ся.


Карточка № 4 (зелёного цвета ), 3 уровень.

- Прочитайте пословицы, Спишите, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу глаголы, объясните -ТСЯ/-ТЬСЯ.

1) Дело мастера _____________.

2) Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не ________________

3) Всё хорошо, что хорошо ____________________________.

4) Не плюй в колодец, пригодит(?)ся воды ________________

5) Что летом родит(?)ся, то зимой ___________________.


Слова для справок: б..ит(?)ся, приг..дит(?)ся, к..нчает(?)ся, сидит(?)ся, напит(?)ся,

(самопроверка и самооценка по образцу:

1 уровень –( образец обратная сторона карточки;

2 уровень, слайд 6;

3 уровень – образец выполнения записан с обратной стороны доски )


VII. Домашнее задание. Оценивание

по выбору слайд 7

1) стр. 107 упр. 226

2) Найти и записать 3 пословицы с глаголами на изученное правило( -тся, -ться)


VIII. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

- Какую цель ставили перед собой на начало урока?

- Кто считает, что достиг поставленных целей?

- Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!


Но вот и всё, урок закончился,
Мы славно поработали с вами,
Спасибо вам, ребята, за работу.



















Приложение



Карточка №1

Грамоте учиться — всегда пригодится. Бывают люди — не умеют гнуться, а ломаются. Друзья познаются в беде. Волков бояться - в лес не ходить.

_____________________________________________________________________________


Карточка № 2( синего цвета), 1уровень

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.


(Что сделать?)Поклонит..ся – голова (что сделает?)не отвалит..ся. Трус своей тени (что делает?) боит..ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит..ся. (Что делать?) Не трудит_ся – так и хлеб (что сделает?)не родит_ся. Сену с огнем (что сделать?) не улежат..ся.

_____________________________________________________________________________


Карточка №3 (желтого цвета) 2 уровень.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.


Поклонит..ся – голова не отвалит..ся. Трус своей тени боит..ся. Не стыдно не знать, не учит..ся. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся . Сену с огнем не улежат..ся.

_____________________________________________________________________________


Карточка № 4 (зелёного цвета) уровень.

- Прочитайте пословицы, спишите, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу глаголы, объясните -ТСЯ/-ТЬСЯ

1) Дело мастера _____________.

2) Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не ________________.

3) Всё хорошо, что хорошо ____________________________.

4) Не плюй в колодец, пригодит(?)ся воды ________________

5) Что летом родит(?)ся, то зимой ___________________.


Слова для справок: б..ит(?)ся, приг..дит(?)ся, к..нчает(?)ся, сидит(?)ся, напит(?)ся,