Урок начинается и все приглашаются в большое путешествие , где будет интересно учиться и тренироваться, и знаниями запасаться
Девятна дц ат ое апреля Кла сс н ая р а бота
Каллиграфическа минутка
Урок начинается и все приглашаются в большое путешествие , где будет интересно учиться и тренироваться, и знаниями запасаться
Давай подумаем
В чистом ручье струится водица ,
В чистом ручье струится водица,
В чистом ручье струи [ца] води [ца] ,
Птица-синица в воду глядится .
Пти [ца] -сини [ца] в воду гляди [ца] .
Птица-синица в воду глядится.
Хочет воды она чистой напиться .
Хочет воды она чистой напиться.
Хочет воды она чистой напи [ца] .
Только боится она намочиться.
Только боится она намочиться .
Только бои [ца] она намочи [ца] .
В чистом ручье струится водица ,
Птица-синица в воду глядится .
Хочет воды она чистой напиться.
Только боится она намочиться.
2. Читай текст так, как мы говорим, а не так, как пишем. Что объединяет все выделенные слова? (Они заканчиваются на звукосочетание [ца])
3. Давайте посмотрим, как это выглядит с применением транскрипции.
1
Знаю точно – могу доказать
СИНИ ЦА
ПТИ ЦА
ВОДИ ЦА
- Прочитайте слова.
- К какой части речи они относятся?
- Как определить имя существительное (обозначает, отвечает на вопросы)
КАКАЯ
ЧАСТЬ РЕЧИ?
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1
Странные глаголы
В чистом ручье струится водица ,
В чистом ручье струится водица ,
В чистом ручье струится водица ,
Птица - синица в воду глядится.
Птица - синица в воду глядится .
Птица - синица в воду глядит ся .
Хочет воды она чистой напиться.
Хочет воды она чистой напиться .
Хочет воды она чистой напить ся .
Только боится она намочиться.
Только боится она намочиться .
Только боит ся она намочить ся .
- Прочитай
- Найди глаголы, которые заканчиваются на звукосочетание [ца]?
- Что общего у всех этих глаголов? (в конце пишется буквосочетание «СЯ»)
- Странно, почему одни глаголы заканчиваются на -ТЬСЯ, а другие на -ТСЯ?
! После этого слайда вводится тема урока (желательно детьми, возможна помощь учителя)
1
Вывод 1
Что сделат ь ?
Если в вопросе есть «ь»,
то и в звукосочетании
на конце слова «ь» есть.
Что делает_?
Если в вопросе нет «ь»,
то и в звукосочетании
на конце слова «ь» нет.
Вывод:
если в вопросе глагола есть «ь» знак, что и в слове тоже есть,
если в вопросе «ь» знака нет, то и в слове тоже нет.
1
Знаю точно – пишу уверенно
Имя сущ. [ца] = ?
[ца]= ца
В чистом ручье струится водица ,
В чистом ручье струится водица,
В чистом ручье струится водица ,
В чистом ручье струится водица ,
Птица-синица в воду глядится.
Птица -синица в воду глядится.
Птица-синица в воду глядится.
Птица - синица в воду глядится.
Хочет воды она чистой напиться.
Хочет воды она чистой напиться.
Хочет воды она чистой напиться.
Хочет воды она чистой напиться.
Только боится она намочиться.
Только боится она намочиться.
Только боится она намочиться.
Только боится она намочиться.
- Прочитайте
- Найдите имена существительные
- Как пишутся имена существительные, которые заканчиваются на звукосочетание [ца]?
1
Вывод 2
Глаголы в неопределенной форме + возвратный суффикс «СЯ»
[ца]= ТЬ СЯ
Глаголы 3 лица +
возвратный суффикс «СЯ»
[ца]= Т СЯ
Вывод:
«ь» пишется у глаголов неопределённой формы,
«ь» знак не пишется у глаголов 3 лица.
1
Алгоритм «Пишу правильно»
В КОНЦЕ СЛОВА СЛЫШУ [ЦА]
Имя сущ.
Глагол
Схема-кластер:
2 блока: сущ. и гл.
- Сущ. (1 блок - ца)
- Глаголы (2 блока – тся и -ться)
НФГ
3 лицо
[ЦА]= ЦА
[ЦА]= ТСЯ
[ЦА]= ТЬСЯ
1
Практикум-комментирование
[ЦА]= ЦА
[ЦА]= ТЬСЯ
[ЦА]= ТСЯ
Учени[ца]
По дороге движе[ца]
Кури[ца] снесла яйцо.
Малыш умеет одева[ца]
Нина учи[ца]
Мне учи[ца]
трамвай.
Мама учит сына одева[ца].
отлично.
читает рассказ.
На столе стоит сахарни[ца].
Мальчик собирае[ца]
в школу.
интересно.
- Прочитай предложение.
- Аргументируй выбор написания, опираясь на кластер.
- Выбери группу (столбик)
Нежное снежное чудо весны
Взгл..ни (на) цв…ток, и согре .т.ся сер…це.
К о р о мысло
Обращение к учащимся школы.
Веселей шагай, народ!
Ждём вас на субботник!
Надо дружно
Чтоб городом своим горди
Каждый делом занимае
Метёт, скребёт и прибирае
Вот и чистота у нас,
Просто радуе тся глаз!
Неравнодушных ребят ждём 22 апреля в 10.00 у школы. При себе
иметь мётлы, мусорные пакеты и хорошее настроение. Оргкомитет.
потруди
ться ,
ться !
тся :
тся .
Рефлексия
Имя существительное заканчивается на звукосочетание [ца]. Пишу…
Глагол 3 лица заканчивается на звукосочетание [ца]. Пишу…
Глагол неопределенной формы заканчивается на звукосочетание [ца]. Пишу…
Продолжи фразу (+ «Лесенка понимания»)
Глагол отвечает на вопрос «что делать» и имеет возвратный суффикс –СЯ. Пишу…