Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность учащихся («хочу»). Выделяет содержательную область («могу»). | Включение в деятельность | - Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок с загадки. Настоящая тельняшка, Полосатая рубашка. Только это не матрос, И не птица альбатрос, Она ярко нарядилась, На работу снарядилась, На лужок, да на цветок, Сладкий собирать медок. - Верно, это пчела. ( «Пчела» ) - Что вы знаете о ней? - Вам приходилось слышать выражение: «Трудится как пчела»? - О ком так говорят? (Говорят об очень трудолюбивых людях, которые без дела вообще не сидят). - Вы готовы быть сегодня на уроке «пчёлками»? Готовы трудиться? | Личностные: - потребность в самовыражении и самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки . Коммуникативные: - умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - умение правиль выражать свои мысли, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвидение результата и уровня усвоения знаний. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной задачи. | Координирует тренировку соответствующих мыслительных операций. Создает затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. | Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий. Соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения | - Прочитайте текст. Сильная семья пчёл за сезон медосбора пролета_т путь, равный расстоянию между Землей и Луной. Пчёла с лёгкостью наход_т дорогу домой, даже если в поисках пыльцы и нектара залета_т очень далеко от родного улья. За день пчела опыля_т пять-семь тысяч цветков. Натуральный пчелиный мёд вход_т в рацион космонавтов. Беседа об интересных фактах из жизни пчёл. Что заметили в тексте? Какой частью речи являются слова, в которых написание окончаний вызывает затруднение? Какой звук слышите в окончаниях глаголов? Кто готов назвать буквы, которые необходимо записать? Работа в группе Какую букву вы напишите в окончаниях глаголов единственного числа? Обоснуйте свой выбор. – Вы готовы дать правильный ответ? Проверка выполненной работы технологическим приёмом «Волшебная труба». Обратите внимание на личные окончания глаголов. Удалось ли вам правильно выполнить здание? Вы готовы назвать тему урока? Какую цель поставите? | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, классификация, - синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых исправлений в действие. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). | Координирует выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации Помогает выбрать средства для построения нового знания (с помощью чего?) | Выделяют существенную информацию, структурируют знания | Работа в паре. Как выйти из затруднения (если в работе были допущены ошибки)? Использовать правило русского языка (уч-ся). - Откройте учебник на стр. 98. - Используя сведения о языке, заполните кластер. 2. Для каждой группы подбираем 2-3 глагола. 3. Готовы ли вы сделать вывод о том, как правильно писать безударное личное окончание глагола? | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - поиск разнообразных способов решения задачи, структурирование знания. |
5. Первичное закрепление . | Организует выявление места и причину затруднения, помогает ученикам сформулировать причину | Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. | Игра «Аукцион» (по аналогии с настоящим аукционом). «Лот» - глагол настоящего времени единственного числа. - Кто назовёт больше его признаков, безударную гласную в окончании глагола, тот его и «покупает» (жетон – пчёлка). Ты, конечно, молодец, Пчелка золотая, Собира.шь сладкий мед, По цветкам летая. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало, А пчела уже в трудах, Собира.т сок в цветах! Так все лето и лета.т, Мед янтарный запаса.т. Чтоб зимой и ты дружок Им полакомиться смог! А ещё зимою сладость, Золотой тягучий мёд, Вот какую дар.т радость Пчёлки маленькой полёт! Сок с цветочков собира.т И пыльцой их опыля.т, Нам природу берегут – Спасибо, пчёлки вам за труд! | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знаю» и «не понял». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Координирует индивидуальную работу учащихся | Самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. | - Итак, теперь вы можете работать самостоятельно. Перед Вами карточка. Рабочая пчёла (выполнять) все работы внутри улья и вне его. Она (чистить) гнездо, (готовить) ячейки сот для откладки в них яиц маткой, (выделять) воск и (строить) новые соты, (выкармливать) личинок, (поддерживать) в улье необходимую температуру, (охранять) гнездо, (собирать) с цветков растений нектар и пыльцу и (приносить) их в улей; словом, рабочая пчёла (выполнять) все работы, связанные с жизнью пчелиной семьи. Поставьте глаголы неопределённой формы в настоящее время в соответствии с лицом и числом. Распределите глаголы в 2 группы в соответствии со спряжением глагола. Сделайте вывод. Подготовьтесь оценить свою работу. (Дифференцирование задания для слабых учащихся – выбрать глаголы из слов для справок). | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - пошаговый контроль результатов. - оценка правильности выполнения действия, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Организует работу над повторением учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности (изучение следующей темы). | Выполняют задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. | 1. - Много приходится трудиться пчеловоду, чтобы получить от пчелиных семей мед. - Вы готовили домашнее задание. И, конечно, подобрали пословицы и поговорки о труде пчеловодов. Пчёл держать – не в холодке лежать. Пчёл водить, не разинув рот ходить. -Прочитайте их. Задание для групп: Выбрать любую пословицу, объяснить её смысл. Записать пословицу. Определить какой частью речи выражено каждое слово. Выписать любой глагол неопределённой формы и образовать от него глаголы настоящего времени в форме 2 лица единственного числа, 3 лица единственного числа и 3 лица множественного числа (тема следующего урока). Объяснить правописание окончаний. Выпишите из текста глаголы. Выделите в них окончания. Удивительно многообразие блюд и напитков, которые готов.т на основе меда! С давних пор на Руси хозяйки дела.т невероятно вкусный медовый квас. Выпекают медовые коврижки и пряники. Медовые пироги - наивкуснейшее кушанье! Медом заправля.т каши. И, конечно, не стоит забывать, что мёдом леч.т во время болезней. - В форме какого числа глаголы в тексте? Определите время глаголов. - Что вы можете сказать о их окончаниях? Как зависят окончания глаголов множественного числа от спряжения глагола? - В кластере допишите окончания глаголов множественного числа в соответствии со спряжением. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока). | Совместно с учащимися фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценка учащихся. | Фиксируют соответствие поставленной цели и результата деятельности. Дают самооценку деятельности на уроке. Обсуждение оценок. | - Прочитайте задание к упражнению 206 на с. 100. Вызывает ли затруднение данное задание? - Запишите домашнее задание. Дом. задание – упр. 206 с. 100. Задание для любознательных. Яковлевский район характеризуют как один из самых медоносных районов Приморья. На каком символе Яковлевского района можно найти доказательство этого факта. - Какую цель вы ставили в начале урока? -Удалось ли каждому из вас её достичь? (индивидуальные ответы учащихся). - Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке с пожеланиями соседу по парте и передайте записку. - Оцените свою работу на уроке. Деловита и смела Золотистая Пчела, Полосатая трудяга Много пользы принесла! Только тех, кто любит труд, Люди «пчёлками» зовут, - Сегодня на уроке вы действительно трудились, как пчёлки. Молодцы! Спасибо за урок! | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного познания Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |