1. Орг. момент. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята! Ну, проверьте - ка друзья, Всё ль на месте, Всё ль в порядке - Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, Только лишь оценку "5". Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | Какие морфемы Вы знаете ? А помните ли вы, что такое приставка? Что такое антонимичная приставка? Выслушивает варианты ответов учащихся. (Приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов). Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, составление связных рас-сказов об изученных нормах | 1. Д_бежать, д_брый, д_ехать. 2. П_лоска, п_дъезд, п_днять. 3. Пре_ставить, пре_горье, пре_мет. Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (Можно подобрать другие слова с данной приставкой, где гласные и согласные находятся в сильной позиции) Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными. Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково. Введение темы урока. Обратите внимание на эти слова. (Запись на доске) Образуйте с помощью приставок данные слова Пустить, тащить (в) бросить, стирать (от) ехать, бежать (у) готовить, шутить (под) скрипит, помнить (за) Возникает вопрос. Как же нам быть с правописанием этих приставок? Не допустим ли ошибок? Какова же будет тема нашего урока? (Правописание согласных и гласных в приставках). Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем дату. Затем «Классная работа» и тема урока «Правописание гласных и согласных в приставках». Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы детей) Наша с вами задача – научиться видеть слова с неизменяемыми приставками. | Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, объясняют орфограммы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы |
Физкульт- минутка | Вот мы руки развели, словно удивились, И друг другу до земли в пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись | Выполняют элементарные физические упраж- нения | Фронтальная | | Выполняют физические упражнения |
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения (Работа с текстом). | Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации (с упражнениями и теоретическим материалом), сопровождающей все этапы урока | Перед вами распечатка. Среди приставок много таких, которые присоединяются к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами (правила на слайде и в раздаточном материале на каждого ученика). I. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: об-: обмерить – обтесать; от-: отбить – отопить; над-: надписать – надбить; под-: подводный – подписка; пред-: предвидение – предчувствовать; в-: ввоз – вкрутую; с-: списать – сделать; пере-: переоценить – передоверить; до-: добежать – дописать и др. В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить – обозначить, отбирать – отобрать, надпись – надорвать, врезать – ворваться и т. д. II. В приставках роз- (рос-) – раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения – а: роспись, но расписка. III. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо и пишется ы: игра – розыгрыш, известный – безызвестный, искусный – безыскусный, инициативный – безынициативный. Буква и пишется после приставок меж- и сверх-: межинститутский, сверхизысканный (вкус) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, знакомятся с содержанием справочного материала | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Задают вопросы для уточнения информации |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с текстом. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, обучающая игра | Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки. Главная участница Масленицы – большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями… В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело – Масленицу. По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки. По-, у-, на-, про-, от_, с-. Работа по вариантам (группам). – С каждой из приставок составьте по три слова: 1 существительное; 1 прилагательное; 1 глагол. 1-й вариант: приставка по- 2-й вариант: приставка у- 3-й вариант: приставка на- 4-й вариант: приставка про- 5-й вариант: приставка от- 6-й вариант: приставка с- - Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? имя прилагательное? Глагол? Опрос детей. подарок, подарочный, подарить; улов, украшенный, украсить; наезд, находчивый, нарисавать; проезд, продуманный, прогонять; отъезд, отрубной, отбежать; съезд, съедобный, съезжать. (Оцените свою работу) Игра «Кто быстрее». – Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача – расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы ор- фографии. [збр,ит,] [здан,ий,э] [здаров,й,э] [здат,] [зд,эс,] (Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.) (Проверьте, оцените свою работу) Почему произносим одинаково, а пишем по-разному? Почему произошло несоответствие транскрипции и написания? (Происходит озвончение.) В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква з, так как здесь з не приставка, а часть корня. | Работа с заданием. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, принимают участие в обучающей игре | Групповая, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Письменная работа |
6. Первичное закрепление | Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике | Упр.94 стр.46 упр.96. стр.46 Упр. 97. Стр. 46 Лингвистическая игра | | | | |
7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону | Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обуча- ющих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, письменная работа, взаимопроверка | – Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока, и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача – записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк. Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь, роскошный, – Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на слайде. Слайд 1. Под- 2. В- 3. Обо- 4. ------ 5. Над- 6. Со- 7. С- 8. ------ У кого нет ошибок? Одна , две? Посмотрите какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично. | Работа с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работа с заданием. Отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Устные ответы. Письмен-ная ра- бота |
8. Итог урока | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы | – Итак, подведем итоги: почему традиционные неизменяемые приставки так называются? Выслушивает варианты ответов учащихся | Делают выводы, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |
10. Домашнее задание | | Упр. 98. | | | | |