СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных и согласных в приставках

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных и согласных в приставках»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе

на тему: " Правописание гласных и согласных в приставках ".



Предмет: русский язык

Класс: 5, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Дата: 29.10.2018,30.10.2018

Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках

Тип урока: Усвоение нового материала

Цель урока: Формировать орфографический навык правописания приставок, в основе которого лежит правило: приставки сохраняют одинаковое написание независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок

Планируемые результаты:

предметные УУД: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на -З (-С); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем;

  • личностные УУД: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • познавательные УУД: формировать умение самостоятельно добывать информацию, выдвигать гипотезы, проводить наблюдение, анализировать, сравнивать, делать выводы, планировать необходимые действия, использовать знаково-символические средства;

  • регулятивные УУД: самостоятельное формулировать темы, ставить учебные цели, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанной ошибки;

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать собственную точку зрения, умение слушать собеседника, умение договариваться, работать в группе, работать в паре.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, элементы игровой технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль

Оборудование урока: доска, учебник, карточки-задания, тетрадь.

Оборудование: карточки со словами, рабочая тетрадь, учебник.

Место данного урока в системе уроков по теме: Семнадцатый урок по теме «Морфемика, словообразование, орфография».





ХОД УРОКА


Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Орг. момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Здравствуйте, ребята!

Ну, проверьте - ка друзья,

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке -

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить,

Только лишь оценку "5".

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.



Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

  • Какие морфемы Вы знаете ?

  • А помните ли вы, что такое приставка?

  • Что такое антонимичная приставка?

Выслушивает варианты ответов учащихся.

(Приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов).

  • Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания


Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия
в материализованной
и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают
причинно-следственные связи

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, составление связных рас-сказов об изученных нормах

  • Прочитайте. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

1. Д_бежать, д_брый, д_ехать.

2. П_лоска, п_дъезд, п_днять.

3. Пре_ставить, пре_горье, пре_мет.

  • Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему?

(Можно подобрать другие слова с данной приставкой, где гласные и согласные находятся в сильной позиции)

Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.

Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.



Введение темы урока. Обратите внимание на эти слова. (Запись на доске)

Образуйте с помощью приставок данные слова

Пустить, тащить (в)

бросить, стирать (от)

ехать, бежать (у)

готовить, шутить (под)

скрипит, помнить (за)

  • Возникает вопрос. Как же нам быть с правописанием этих приставок?

  • Не допустим ли ошибок?

  • Какова же будет тема нашего урока? (Правописание согласных и гласных в приставках).

  • Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем дату. Затем «Классная работа» и тема урока «Правописание гласных и согласных в приставках».

  • Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы детей)

  • Наша с вами задача – научиться видеть слова с неизменяемыми приставками.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов, объясняют орфограммы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют
желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы

Физкульт-

минутка

Вот мы руки развели, словно удивились,
И друг другу до земли в пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, наклонились,

выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Фронтальная


Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения (Работа с текстом).

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации (с упражнениями и теоретическим материалом), сопровождающей все этапы урока

  • Перед вами распечатка.

  • Среди приставок много таких, которые присоединяются к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами
    (правила на слайде и в раздаточном материале на каждого ученика).

I. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок:

об-: обмерить – обтесать;

от-: отбить – отопить;

над-: надписать – надбить;

под-: подводный – подписка;

пред-: предвидение – предчувствовать;

в-: ввоз – вкрутую;

с-: списать – сделать;

пере-: переоценить – передоверить;

до-: добежать – дописать и др.

В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить – обозначить, отбирать – отобрать, надпись – надорвать, врезать – ворваться и т. д.


II. В приставках роз- (рос-)раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения – а: роспись, но расписка.

III. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо и пишется ы: игра – розыгрыш, известный – безызвестный, искусный – безыскусный, инициативный – безынициативный.

Буква и пишется после приставок меж- и сверх-: межинститутский, сверхизысканный (вкус)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию,
осваивают лингвистические термины, знакомятся с содержанием справочного материала


Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся.

Работа с текстом.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов

об изученных нормах, обучающая игра

  • Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки.


Главная участница Масленицы – большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело – Масленицу.


По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки.


По-, у-, на-, про-, от_, с-.


Работа по вариантам (группам).

– С каждой из приставок составьте по три слова:

1 существительное; 1 прилагательное; 1 глагол.

1-й вариант: приставка по-

2-й вариант: приставка у-

3-й вариант: приставка на-

4-й вариант: приставка про-

5-й вариант: приставка от-

6-й вариант: приставка с-


- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? имя прилагательное? Глагол?

Опрос детей.

подарок, подарочный, подарить;

улов, украшенный, украсить;

наезд, находчивый, нарисавать;

проезд, продуманный, прогонять;

отъезд, отрубной, отбежать;

съезд, съедобный, съезжать.

(Оцените свою работу)

Игра «Кто быстрее».

– Вашему вниманию представлены слова

в транскрипции. Ваша задача – расшифровать

фонетическую запись, соблюдая законы ор-

фографии.

[збр,ит,]
[здан
,ий,э]
[здаров
,й,э]
[здат
,]
[зд
,эс,]


(Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.)

(Проверьте, оцените свою работу)

  • Почему произносим одинаково, а пишем по-разному? Почему произошло несоответствие транскрипции и написания? (Происходит озвончение.)

В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква з, так как здесь з не приставка, а часть корня.

Работа с заданием. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, принимают участие

в обучающей игре

Групповая,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию,
а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Письменная работа

6. Первичное закрепление

Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Упр.94 стр.46

упр.96. стр.46

Упр. 97. Стр. 46

Лингвистическая игра





7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону


Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обуча-

ющих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, письменная работа, взаимопроверка

– Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока, и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача – записать только приставки. Если

в диктуемом слове нет приставки – ставьте
прочерк.

Слова для диктанта:

Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь, роскошный,


– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на слайде.

Слайд

1. Под-
2. В-
3. Обо-
4. ------
5. Над-
6. Со-
7. С-
8. ------


У кого нет ошибок? Одна , две? Посмотрите какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично.


Работа с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Работа с заданием.

Отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Устные ответы. Письмен-ная ра-

бота

8. Итог урока

Обобщение

полученных

на уроке
сведений, оценивание работы

– Итак, подведем итоги: почему традиционные неизменяемые приставки так называются?

Выслушивает варианты ответов учащихся

Делают выводы, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог

урока)

Заключительная беседа
по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

10. Домашнее задание


Упр. 98.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!