СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий»

Гласные перед Н  в полных и кратких  страдательных причастиях

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Кто быстрее?  Ответьте на вопросы: Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж Какова синтаксическая роль причастий? Полные причастия – определения, краткие – сказуемое

Кто быстрее? Ответьте на вопросы:

  • Каково грамматическое значение причастия?
  • Обозначает признак предмета по действию
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Вид, время, возвратность
  • Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  • Род, число, падеж
  • Какова синтаксическая роль причастий?
  • Полные причастия – определения, краткие – сказуемое
Причастия Действительные Страдательные Настоящее время ОМ-ЕМ  ИМ УЩ-ЮЩ АЩ-ЯЩ Прошедшее время ВШ НН-ЕНН Ш  Т

Причастия

Действительные

Страдательные

Настоящее время

ОМ-ЕМ

ИМ

УЩ-ЮЩ

АЩ-ЯЩ

Прошедшее время

ВШ

НН-ЕНН

Ш

Т

Материал для наблюдений  Задание: образуйте от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.   У слыш а ть  Разве я ть  Увид е ть  Постро и ть  Услыш а нн ый Услыш а н Разве я нн ый Разве я н Увид е нн ый Увид е н Постро е нн ый Постро е н

Материал для наблюдений Задание: образуйте от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

У слыш а ть

Разве я ть

Увид е ть

Постро и ть

Услыш а нн ый

Услыш а н

Разве я нн ый

Разве я н

Увид е нн ый

Увид е н

Постро е нн ый

Постро е н

                 Перед н в полных и кратких страдательных причастиях  пишется гласная А  и Я Е от глаголов на от глаголов на -еть, -ить, -ать, - ять  Украш е нн ый украс ить затопл е н   затоп ить увид е нн ый  увид еть Засе я нн ое  засе ять выков а н   выков ать

Перед н в полных и кратких страдательных причастиях пишется гласная

А и Я

Е

от глаголов на

от глаголов на

-еть, -ить,

-ать, - ять

Украш е нн ый украс ить

затопл е н затоп ить

увид е нн ый увид еть

Засе я нн ое засе ять

выков а н выков ать

Работа с учебником Страница 57 Теоретические сведения Образец рассуждения

Работа с учебником

Страница 57

Теоретические сведения

Образец рассуждения

Запомни! Перед н или нн пиши а и я глагол на -ать,  -ять пиши е глагол на -еть, -ить

Запомни!

Перед н или нн

пиши а и я

глагол на -ать,

-ять

пиши е

глагол на -еть,

-ить

Потренируемся! На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно.

Потренируемся!

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени Организовать вечер, возложить цветы, окопы обстрелять, заметить ошибки, зажечь огонь

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени

  • Организовать вечер,
  • возложить цветы,
  • окопы обстрелять,
  • заметить ошибки,
  • зажечь огонь
Спиши, вставляя пропущенные буквы.  Объясни орфограмму. Утер..нные документы, стел..щийся туман, вид..мый глазом, прострел..нная нога, кле..щий карандаш, движ..мый чувством, обстрел..нные неприятелем позиции, засе..вший поля, раскле..нные по городу афиши, зате..нный спор, увид..вший ошибку.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограмму.

Утер..нные документы, стел..щийся туман, вид..мый глазом, прострел..нная нога, кле..щий карандаш, движ..мый чувством, обстрел..нные неприятелем позиции, засе..вший поля, раскле..нные по городу афиши, зате..нный спор, увид..вший ошибку.

САМОПРОВЕРКА Утер я нные документы, стел ю щийся туман, вид и мый глазом, прострел е нная нога, кле я щий карандаш, движ и мый чувством, обстрел я нные неприятелем позиции, засе я вший поля, раскле е нные по городу афиши, зате я нный спор, увид е вший ошибку.

САМОПРОВЕРКА

Утер я нные документы, стел ю щийся туман, вид и мый глазом, прострел е нная нога, кле я щий карандаш, движ и мый чувством, обстрел я нные неприятелем позиции, засе я вший поля, раскле е нные по городу афиши, зате я нный спор,

увид е вший ошибку.

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Вставь пропущенные буквы,  выдели причастные обороты,  расставь знаки препинания. 1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу усе…нную ж…лтой листвой. 2. Подстрел…нная охотником утка упала в камыш…вые зар…сли. 3. Кони заранее накормл…нные были быстро запряж…ны. Выполни синтаксический разбор последнего предложения.

Вставь пропущенные буквы, выдели причастные обороты, расставь знаки препинания.

1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу усе…нную ж…лтой листвой.

2. Подстрел…нная охотником утка упала в камыш…вые зар…сли.

3. Кони заранее накормл…нные были быстро запряж…ны.

Выполни синтаксический разбор последнего предложения.

САМОПРОВЕРКА 1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу, |усе я нную ж ё лтой листвой|. 2. |Подстрел е нная охотником| утка упала в камыш о вые зар о сли. 3. Кони, |заранее накормл е нные|, были быстро запряж е ны.

САМОПРОВЕРКА

1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу, |усе я нную ж ё лтой листвой|.

2. |Подстрел е нная охотником| утка упала в камыш о вые зар о сли.

3. Кони, |заранее накормл е нные|, были быстро запряж е ны.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ  ВЗАИМОПРОВЕРКА Полные Краткие ПОДБИТАЯ ОДЕТ ПОНОШЕННОЙ СШИТЫ РАЗОРВАННОМ ЗАШТОПАН ПРОЖЖЁНЫЙ   НЕ ПРИШИТА НАЖИВЛЕНА ИЗЪЕДЕНЫ

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ ВЗАИМОПРОВЕРКА

  • Полные
  • Краткие

ПОДБИТАЯ

ОДЕТ

ПОНОШЕННОЙ

СШИТЫ

РАЗОРВАННОМ

ЗАШТОПАН

ПРОЖЖЁНЫЙ  

НЕ ПРИШИТА

НАЖИВЛЕНА

ИЗЪЕДЕНЫ

Готовимся к ЕГЭ

Готовимся к ЕГЭ

В каком случае следует писать -е- ? а) Расстрел_нные патроны; б) занавеш_нное окно;  в) засе_нное поле;

В каком случае следует писать -е- ?

а) Расстрел_нные патроны;

б) занавеш_нное окно; в) засе_нное поле;

Укажи цифры, на месте которых должны стоять запятые а) Трава (1) пригибаемая ветром (2) ложилась на землю.  б) Мы подошли к лагерю(3) расположенному на высоком берегу (4) реки.  в) Любишь каждую (5) поникшую от росы (6) травинку.

Укажи цифры, на месте которых должны стоять запятые

а) Трава (1) пригибаемая ветром (2) ложилась на землю. б) Мы подошли к лагерю(3) расположенному на высоком берегу (4) реки. в) Любишь каждую (5) поникшую от росы (6) травинку.

Употребление причастий в речи   Исправь ошибки в употреблении причастий 1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 2. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 3. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

Употребление причастий в речи

Исправь ошибки в употреблении причастий

1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.

2. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

3. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

РЕФЛЕКСИЯ  Ребята, какова была цель нашего урока? Что мы сегодня вспомнили на уроке? Что больше всего понравилось на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения?

РЕФЛЕКСИЯ

  • Ребята, какова была цель нашего урока?
  • Что мы сегодня вспомнили на уроке?
  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • Что вами усвоено хорошо?
  • Какие вопросы вызвали затруднения?
Спасибо за работу

Спасибо за работу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!