СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать при подготовке к урокам по изучению правил правописания гласных в суффиксах.

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных в суффиксах глаголов»

16.05.22 17.04.22 (2 урока)

Правописание гласных в суффиксах глаголов

  1. Просмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=LYhf3HnFC-0

  2. - Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

3. Прочитайте правило на стр.136.

- Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы употребляются после твёрдых согласных. И, Е употребляются после мягких согласных).

4. Прочитайте сказку:

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам.

Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквы Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.

- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой нам урок даёт эта сказка? Ещё раз сформулируйте правило.


5. Закрепление материала.

1).Объясните устно смысл пословиц. Запишите две на выбор, определите суффикс глаголов. Обозначьте орфограмму.

- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.

- Всякий трус любит о храбрости беседовать.

Физкультминутка.

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

Плечами поводи,

Головою покрути,

А потом быстрей,быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!


3). К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

Обвинять –                                                   Копить -

Печалиться -                                                Молчать –


4). Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти –

Покрывать лаком –

Быть шефом –

Принимать участие –

Проводить расследование –

Дать совет –

5). Прочитайте текст из упр. 583. Запишите 6е предложение. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите глагол и выполните его морфологический разбор.