СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Практикум. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет в подготовке урока-практикума по теме: ""Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (Задание 12 ЕГЭ)". В презентации также представлены задания для подготовки десятиклассников к ВПР.

Просмотр содержимого документа
«Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Практикум. 10 класс»

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий  Практикум 10 класс

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Практикум

10 класс

Выпишите слова с ошибками. Объясните их правописание. (Строители) строят, дремлящий, невидемый, кающийся (грешник), искупаешься, лаящая (собака), дремлешь, движемый, предвидивший, исследуемый, облаянный (псом), заклеевший, сияешь, неминуемый, расчистевший, увиденный, увенченный, (родители) тревожутся, подслушанный, застелишь (покрывалом), сдержанное (обещание).

Выпишите слова с ошибками. Объясните их правописание.

(Строители) строят, дремлящий, невидемый, кающийся (грешник), искупаешься, лаящая (собака), дремлешь, движемый, предвидивший, исследуемый, облаянный (псом), заклеевший, сияешь, неминуемый, расчистевший, увиденный, увенченный, (родители) тревожутся, подслушанный, застелишь (покрывалом), сдержанное (обещание).

Проверьте! Дремл Ю щий, невид И мый, ла Ю щая (собака), движ И мый, предвид Е вший, закле И вший, расчист И вший, увенч А нный, (родители) тревож А тся, застел Е шь (покрывалом).

Проверьте!

Дремл Ю щий, невид И мый,

ла Ю щая (собака), движ И мый,

предвид Е вший, закле И вший,

расчист И вший, увенч А нный,

(родители) тревож А тся,

застел Е шь (покрывалом).

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. Вариант 1  1) загон..шь, (ветер) свищ..т  2) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)  3) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)  4) надломл..нный, насто..нный (напиток)  5) окраш..нный, улучш..нный

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Вариант 1

1) загон..шь, (ветер) свищ..т

2) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)

3) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)

4) надломл..нный, насто..нный (напиток)

5) окраш..нный, улучш..нный

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. Вариант 2 1) помн..шь, вид..мый 2) расскаж..шь, увенч..нный 3) верт..шься, потрат..вший 4) леле..шь, несгиба..мый 5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Вариант 2

1) помн..шь, вид..мый

2) расскаж..шь, увенч..нный

3) верт..шься, потрат..вший

4) леле..шь, несгиба..мый

5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. Вариант 3 1) се..щий, (мастерицы) кле..т 2) пол..щий (грядку), (народы) бор..тся 3) (кондитеры) мес..т (тесто), взлеле..нный 4) мел..щий (кофе), (друзья) подмен..т 5) кол..шь (дрова), вид..мый

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Вариант 3

1) се..щий, (мастерицы) кле..т

2) пол..щий (грядку), (народы) бор..тся

3) (кондитеры) мес..т (тесто), взлеле..нный

4) мел..щий (кофе), (друзья) подмен..т

5) кол..шь (дрова), вид..мый

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. Вариант 4 1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т 2) замет..шь, немысл..мые (последствия) 3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы) 4) выгон..шь, освеща..мый 5) выкидыва..шь, обиж..нный

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Вариант 4

1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т

2) замет..шь, немысл..мые (последствия)

3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)

4) выгон..шь, освеща..мый

5) выкидыва..шь, обиж..нный

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. Вариант 5 1) (волки) рыщ..т, рокоч..щий (мотор) 2) (ножи) точ..тся, грохоч..щие (валы) 3) ран..шь, потрач..нный 4) (родители) тревож..тся, дыш..щий (свободно) 5) дорогосто..щая (мебель), (ветры) разве..т (тучи)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Вариант 5

1) (волки) рыщ..т, рокоч..щий (мотор)

2) (ножи) точ..тся, грохоч..щие (валы)

3) ран..шь, потрач..нный

4) (родители) тревож..тся, дыш..щий (свободно)

5) дорогосто..щая (мебель), (ветры) разве..т (тучи)

Проверьте! 1 – 235 2 – 134 3 – 23 4 – 235 5 – 14

Проверьте!

1 – 235

2 – 134

3 – 23

4 – 235

5 – 14

 Подготовка к ВПР  4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК ПРИМЕРЫ А)  смешение паронимов Б)  нарушение лексической сочетаемости 1)  Он стремится всеми силами превратить свою цель в жизнь. 2)  История этой семьи вполне могла бы лечь в основу целого романа. В)  речевая избыточность 3)  Это была девушка с мелочными чертами лица. 4)  Во время разговора он часто переливал из пустого в порожнее. 5)   Участники конференции рассказали о перспективах на будущее.

Подготовка к ВПР 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

ПРИМЕРЫ

А)  смешение паронимов

Б)  нарушение лексической сочетаемости

1)  Он стремится всеми силами превратить свою цель в жизнь.

2)  История этой семьи вполне могла бы лечь в основу целого романа.

В)  речевая избыточность

3)  Это была девушка с мелочными чертами лица.

4)  Во время разговора он часто переливал из пустого в порожнее.

5)   Участники конференции рассказали о перспективах на будущее.

Ответ: 315 А)  смешение паронимов обнаруживается в примере 3. Черты лица бывают мелкими , а не мелочными. Б)  нарушение лексической сочетаемости есть в примере 1: цель можно претворить в жизнь, а не превратить. В)  речевую избыточность (а именно плеоназм) отмечаем в примере 5. Слово «перспектива» уже само по себе означает «будущее».  Ответ:

Ответ:

315

А)  смешение паронимов обнаруживается в примере 3. Черты лица бывают мелкими , а не мелочными.

Б)  нарушение лексической сочетаемости есть в примере 1: цель можно претворить в жизнь, а не превратить.

В)  речевую избыточность (а именно плеоназм) отмечаем в примере 5. Слово «перспектива» уже само по себе означает «будущее».  Ответ:

5. Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении. Он не сводил очей с прекрасного чела; Тоскливый взор его светился укоризной; Он на нее смотрел: она ему была Свободой, честию, отчизной.

5. Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

Он не сводил очей с прекрасного чела;

Тоскливый взор его светился укоризной;

Он на нее смотрел: она ему была

Свободой, честию, отчизной.

Ответ: Архаизмы В этом предложении наряду с общеупотребительными словами есть архаизмы  — это устаревшие слова, отдельные значения, словосочетания, а также некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, вышедшие из активного употребления. Они имеют синонимы в современном русском языке. Назовём их: очей (глаз); чела (лба); честию (честью) 

Ответ:

Архаизмы

В этом предложении наряду с общеупотребительными словами есть архаизмы  — это устаревшие слова, отдельные значения, словосочетания, а также некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, вышедшие из активного употребления. Они имеют синонимы в современном русском языке. Назовём их: очей (глаз); чела (лба); честию (честью) 

6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1)  Пока я вылаживал из рюкзака продукты, Петя сбегал за водой. 2)  Поднимается ветер, поэтому нужно осторожно грести к берегу. 3)  Главные бухгалтера предприятий города были вызваны на совещание. 4)   Уже изготовлены значки для восьмисот участников съезда.

6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1)  Пока я вылаживал из рюкзака продукты, Петя сбегал за водой.

2)  Поднимается ветер, поэтому нужно осторожно грести к берегу.

3)  Главные бухгалтера предприятий города были вызваны на совещание.

4)   Уже изготовлены значки для восьмисот участников съезда.

Ответ: Верно: 24 Ошибки: 1)  Пока я выкладывал из рюкзака продукты, Петя сбегал за водой. 3)  Главные бухгалтеры предприятий города были вызваны на совещание.

Ответ:

Верно: 24

Ошибки:

1)  Пока я выкладывал из рюкзака продукты, Петя сбегал за водой.

3)  Главные бухгалтеры предприятий города были вызваны на совещание.

Домашнее задание:  Задание №12 (решение тестов)

Домашнее задание:

Задание №12

(решение тестов)

Ресурс: https ://rus-ege.sdamgia.ru / https://rus10-vpr.sdamgia.ru /

Ресурс:

  • https ://rus-ege.sdamgia.ru /
  • https://rus10-vpr.sdamgia.ru /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс