СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова. закрепление/

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.Продолжить формирование умения вычленять из речи и записывать слова с мягким знаком. Обогащение словарного запаса учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова. закрепление/»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 12»









Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе.

Тема: «Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова. Закрепление».

Подготовила:

Панова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов



























Цели и задачи урока:

  • Совершенствование умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;

  • Продолжить формирование умения вычленять из речи и записывать слова с мягким знаком;

  • Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний с шипящими;

  • Развитие умения составлять предложения, выделять в предложении главные члены, восстанавливать деформированные предложения;

  • Обогащение словарного запаса учащихся;

  • Содействовать развитию интереса посредством игровых ситуаций;

  • Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность;

  • Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением животных;

  • Вывеска «Зоопарк».

  • Карточки для работы в парах и группах;

  • Диск с детскими песнями для проведения физ. Минутки.

  • Обобщающая таблица;

  • Карточки со словарными словами.























Ход урока.

1.Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

2.Постановка целей и задач урока (психологическая минутка).

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите число.

  1. Чистописание.

Игра: «Лишняя буква».

На лепестках ромашки расположены буквы: я,е,ё,и,ь,ю

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите.

Всем нам чудо покажите.

– Какая буква лишняя?(Ь)

– Почему? (Не обозначает звука).-

– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать звук(и)).

Напишите красиво букву «мягкий знак» .

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

-Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

-Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

-Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

- Где может стоять второй знак (в конце слова)

- Итак, сначала все пропишем в воздухе.

- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

- Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

- у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)

- Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск_зать - скажешь





4.Работа в парах.

У вас на столах – карточка для работы в парах. Положите её перед собой.

Вставьте пропущенные буквы и укажите «лишнее» слово.

  1. Маш… на, пруж…на, ш…шка, лос… .



  1. Руч…ка, ч…шка, кон…, ч…гун.





  1. Туч…, тюлен…, реч…ка, снеж…нка.




Проверка выполнения работы. Доказательства, объяснение.



«Лишние» слова – лось, конь, тюлень.

На доске появляются иллюстрации с изображением лося, коня, тюленя.

Запишите названия этих животных.

– Какие общие признаки можете назвать?



Ь – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

5.– Как вы думаете, куда нужно отправиться, чтобы увидеть всех этих животных?

Сегодня мы отправимся в зоопарк.

Появляется вывеска «Зоопарк».

Здесь нас встречает мудрый северный олень.

С какой орфограммой встретитесь при написании этого слова? (Ответы детей).

Олень дает вам задание:

– Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).

Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, рыси – … .



6.Физ. минутка.

Звучит музыка. Двое учеников проводят у доски разминку. Под песню «В каждом маленьком ребенке…» выполняют танцевальные движения.

7.Подошли к водоему.

Здесь нас встречает дельфин.

– Как вы думаете. Какое задание мог приготовить для вас дельфин и почему?

Я буду диктовать слова, а вы определите: нужен там мягкий знак или нет и распределите по столбикам.

Пальто, мелкий, льдина, кольцо, палка, бантик, письмо, стрелка.

Проверка выполнения задания.

У другого водоема – тюлень.

– Где он обитает?

Тюлень – прекрасный ныряльщик. Вместо ног – ласты. Выныривает тюлень, наберет воздуху – и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюлень пробивает лед головой. Иначе задохнуться можно. Питается тюлень рыбой.

Что узнали об этом животном?

Запись предложения под диктовку. Один ученик у доски.

Тюлень любит свежую рыбу.

Другой ученик – выделение основы предложения.

Назовите слово , в котором звуков меньше, чем букв. Объясните выбор.

8.Что случилось в зоопарке?

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили

Вернем животных на свои места.

Задание по рядам.

  1. Выпишите названия зверей.

  2. Выпишите названия птиц.

  3. Выпишите названия рыб.

Олень, карась, голубь, конь, пескарь, снегирь, журавль, окунь, рысь.

Проверка.

9.Резерв. Задание в группах.

Составьте предложения из слов.

  1. В, окунь, живет, пруду, нашем.

  2. Сидит, на, снегирь, рябине.

  3. Плывет, крупный, вот, карась.

  4. Олень, на, вышел, большой, поляну.

  5. На, медведь, впадает, зиму, в, спячку.

Проверка: выставление карточек на доске, прочитывание предложений.

Какое слово на изучаемую орфограмму встретилось в предложении?

Каждая группа записывает свое предложение в тетрадь.

10.Обобщение. Итог урока.

Наше путешествие по зоопарку заканчивается.

Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

-Отметки за работу на уроке.

-Домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!