Урок открытия новых знаний в системе уроков об имени прилагательном
Тема: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных
Цель: Познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, развивать навыки самостоятельной работы, грамотную речь.
Оборудование: индивидуальные конспекты, сигнальные карточки, правило.
Ход урока.
I. Оргмомент
Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. У каждого из вас на партах карточки с текстом и различными заданиями, по которым мы будет сегодня работать.
II. Синтаксический разбор предложения
1.Поезд пролетел мимо меня и равнодушно посветил своими красными окнами.
2. морфологический разбор прил.- Красными
III. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению
Работа с текстом.
Для того, чтобы вы настроились на дальнейшую работу, мне хотелось бы прочитать вам сказку. (Карточки с текстом у каждого ученика).
Серебряная сказка.
Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.
В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.
Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные крУжева.
Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.
Вопросы:
Вам понравилась «Серебряная сказка»?
Определите стиль текста, докажите свое мнение. (Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение).
К какому типу речи относится данный текст? (Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж.)
Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? (Наличие большого числа прилагательных).
Какова роль прилагательных в тексте? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной).
В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их.
Почему в одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две?
А почему вы испытали затруднения в данных словах? (Данную тему не изучали)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV. Объявление темы и цели урока
Тема урока: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных» (записать на доске, ученики в тетрадях)
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему.
(Цель урока учащиеся формулируют сами).
Цель урока: познакомиться с прилагательными с н-нн в суффиксах и научиться правильно их писать.
V. Изучение нового материала.
Мы сегодня будем говорить о прилагательных, которые образуются от существительных.
Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть (Слова написаны на доске. Ученики произносят слово. Учитель записывает на доске, учащиеся – в конспектах, выделяют суффиксы.)
Утка - | утиный | | Сон - | сонный |
Песок - | песчаный | Станция - | станционный |
Нефть - | нефтяной | Солома - | соломенный |
Обратите внимание на морфемный состав слов. Назовите суффиксы.
Попробуйте сформулировать условия правописания н-нн в суффиксах прилагательных.
(Ребята пытаются сформулировать правило написания н-нн в суффиксах прилагательных).
2. Правило правописания н-нн в прилагательных (чтение правила на стр.29)
Одно н пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-: кожа - кожаный, глина -глиняный, гусь – гусиный.
Два н (нн) пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: сон - сонный, весна - весенний; 2) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома - соломенный, станция - станционный;
н | нн |
Суффиксы: -ин- , -ан- (-ян-) Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный | Суффикс -н- после основы на н Суффиксы -онн-, -енн- Искл.: ветреный |
В кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна |
Раздать ученикам. Вклеить в справочники.
1) исключения- стеклянный, оловянный, деревянный; исключение- ветреный (безветренный – пишется по правилу);
2) в кратких прилагательных, ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна.
3. Есть в русском языке группа слов, которая не подчиняется данному правилу.
Их называют непроизводными или первообрАзными.
Правописание этих слов нужно запомнить.
В первообрАзных в КОРЕНЬ зри,
ненужной буквы не бери.
ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,
БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,
ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой,
Мы пишем с буквой Н одной!
- Лексическое значение всех слов вам понятно?
Рьяный – очень усердный
Буланый –светло-желтый с черным хвостом и гривой (о масти лошадей)
Рдяный – отливающий красным цветом, краснеющий
Поганый – очень плохой, отвратительный
Пряный – острый и ароматный по вкусу, запаху
- Обратите внимание на морфемный состав слов. Чего в них нет? (Они не имеют суффикса).
В ваших карточках даны и другие слова, которые не подчиняется данному правилу. В этих словах Н входит в состав корня. Прочитайте их.
Синий, зеленый, павлиний, бараний, тюлений, фазаний.
VI. Первичное закрепление материала.
1). Работа с алгоритмом. Чтобы правильно написать суффикс прилагательного, нужно действовать по алгоритму.
| Алгоритм 1.Определить, от какой части речи образовано слово. 2.Если образовано от существительного: а) с помощью суф. -ан, -ян, -ин: пиши -н- (кроме - оловянный, стеклянный, деревянный); б) с основой на -н-: пиши -нн- в) с помощью суф. -онн-. -енн- : пиши -нн- (кроме -ветреный-). |
2). Работа с текстом.
Теперь, когда мы знаем правило, алгоритм, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн?
Читаем слово, пользуясь алгоритмом, объясняем условия написания н и нн.
Образец анализа слов.
Серебряная (сказка) – прилагательное образовано от существительного серебро, к основе серебр- прибавляется суффикс –ян, пишем н.
звериными тропами – прил., обр. от сущ. зверь, суфф. ин, пишем н
лунный (свет) – прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс н, пишем нн.
торжественным – прил., обр. от сущ. торжество с помощью суфф. енн, пишем нн
стеклянные цветы – исключение
Физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
VII. Закрепление изученного материала.
1). Работа с учебником упр.367 (разобрать по 5 слов в 1 и 2 части) – проверка «по цепочке».
2). Распределите слова в два столбика (два ученика у доски и два проверяют):
-Н- -НН- Комариный укус, ураганный ветер,
государственный флаг,
орлиный крик, стеклянная трубка,
журавлиная стая, беспричинный смех
тополиный пух, таинственный шорох
ржаной хлеб, экзаменационная отметка
VII. Рефлексия.
Продолжите предложение.
Я сегодня узнал, что…
Я научился…
Оцените себя. Как вы думаете, на какую оценку вы сегодня работали?
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
Выучить правило и алгоритм правописания н-нн в прилагательных §64 упр. 370 или (на выбор)