СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний в системе уроков об имени прилагательном

Просмотр содержимого документа
«Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных»

Урок открытия новых знаний в системе уроков об имени прилагательном

Тема: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных

Цель: Познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, развивать навыки самостоятельной работы, грамотную речь.

Оборудование: индивидуальные конспекты, сигнальные карточки, правило.



Ход урока.

I. Оргмомент

Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. У каждого из вас на партах карточки с текстом и различными заданиями, по которым мы будет сегодня работать.

II. Синтаксический разбор предложения

1.Поезд пролетел мимо меня и равнодушно посветил своими красными окнами.

2. морфологический разбор прил.- Красными

III. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению

Работа с текстом.

Для того, чтобы вы настроились на дальнейшую работу, мне хотелось бы прочитать вам сказку. (Карточки с текстом у каждого ученика).

Серебряная сказка.

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.

В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.

Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные крУжева.

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

Вопросы:

  • Вам понравилась «Серебряная сказка»?

  • Определите стиль текста, докажите свое мнение. (Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение).

  • К какому типу речи относится данный текст? (Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж.)

  • Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? (Наличие большого числа прилагательных).

  • Какова роль прилагательных в тексте? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной).

  • В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их.

  • Почему в одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две?

  • А почему вы испытали затруднения в данных словах? (Данную тему не изучали)

  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Объявление темы и цели урока

Тема урока: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных» (записать на доске, ученики в тетрадях)

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему.

(Цель урока учащиеся формулируют сами).

Цель урока: познакомиться с прилагательными с н-нн в суффиксах и научиться правильно их писать.



V. Изучение нового материала.

    1. От каких частей речи образуются прилагательные? (От существительных, глаголов, наречий)

Мы сегодня будем говорить о прилагательных, которые образуются от существительных.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть (Слова написаны на доске. Ученики произносят слово. Учитель записывает на доске, учащиеся – в конспектах, выделяют суффиксы.)

Утка -

утиный


Сон -

сонный

Песок -

песчаный

Станция -

станционный

Нефть -

нефтяной

Солома -

соломенный



Обратите внимание на морфемный состав слов. Назовите суффиксы.

Попробуйте сформулировать условия правописания н-нн в суффиксах прилагательных.

(Ребята пытаются сформулировать правило написания н-нн в суффиксах прилагательных).





2. Правило правописания н-нн в прилагательных (чтение правила на стр.29)

Одно н пишется: 1) в прилагательных, образован­ных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-: кожа - кожаный, глина -глиняный, гусь – гусиный.

Два н (нн) пишется: 1) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: сон сонный, весна - весенний; 2) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома - соломенный, станция - станционный;

н

нн

Суффиксы: -ин- , -ан- (-ян-)

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

Суффикс -н- после основы на н

Суффиксы -онн-, -енн-

Искл.: ветреный

В кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна


Раздать ученикам. Вклеить в справочники.

  • Посмотрите внимательно. Какие новые сведения для себя вы увидели в таблице?

1) исключения- стеклянный, оло­вянный, деревянный; исключение- ветреный (безветренный – пишется по правилу);

2) в крат­ких прилагательных, ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна.

3. Есть в русском языке группа слов, которая не подчиняется данному правилу.

Их называют непроизводными или первообрАзными.

Правописание этих слов нужно запомнить.



В первообрАзных в КОРЕНЬ зри,

ненужной буквы не бери.

ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,

БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,

ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой,

Мы пишем с буквой Н одной!



- Лексическое значение всех слов вам понятно?









Рьяный – очень усердный

Буланый –светло-желтый с черным хвостом и гривой (о масти лошадей)

Рдяный – отливающий красным цветом, краснеющий

Поганый – очень плохой, отвратительный

Пряный – острый и ароматный по вкусу, запаху

- Обратите внимание на морфемный состав слов. Чего в них нет? (Они не имеют суффикса).



В ваших карточках даны и другие слова, которые не подчиняется данному правилу. В этих словах Н входит в состав корня. Прочитайте их.

Синий, зеленый, павлиний, бараний, тюлений, фазаний.

VI. Первичное закрепление материала.

1). Работа с алгоритмом. Чтобы правильно написать суффикс прилагательного, нужно действовать по алгоритму.


Алгоритм

1.Определить, от какой части речи образовано слово.

2.Если образовано от существительного:

а) с помощью суф. -ан, -ян, -ин: пиши -н-

(кроме - оловянный, стеклянный, деревянный);

б) с основой на -н-: пиши -нн-

в) с помощью суф. -онн-. -енн- : пиши -нн-

(кроме -ветреный-).

2). Работа с текстом.

  • Теперь, когда мы знаем правило, алгоритм, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн?

  • Читаем слово, пользуясь алгоритмом, объясняем условия написания н и нн.

Образец анализа слов.

Серебряная (сказка) – прилагательное образовано от существительного серебро, к основе серебр- прибавляется суффикс –ян, пишем н.

звериными тропами – прил., обр. от сущ. зверь, суфф. ин, пишем н

лунный (свет) – прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс н, пишем нн.

торжественным – прил., обр. от сущ. торжество с помощью суфф. енн, пишем нн

стеклянные цветы – исключение

Физминутка

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 

VII. Закрепление изученного материала.



1). Работа с учебником упр.367 (разобрать по 5 слов в 1 и 2 части) – проверка «по цепочке».

2). Распределите слова в два столбика (два ученика у доски и два проверяют):

-Н- -НН- Комариный укус, ураганный ветер,

государственный флаг,

орлиный крик, стеклянная трубка,

журавлиная стая, беспричинный смех

тополиный пух, таинственный шорох

ржаной хлеб, экзаменационная отметка



VII. Рефлексия.

Продолжите предложение.

Я сегодня узнал, что…

Я научился…

Оцените себя. Как вы думаете, на какую оценку вы сегодня работали?

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

Выучить правило и алгоритм правописания н-нн в прилагательных §64 упр. 370 или (на выбор)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!