СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий. (10 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

Просмотр содержимого документа
«Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий. (10 класс)»

Тема: Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

 По программе  Н. Гольцовой

Цель:

Обучающая цель:

1.Обобщить , систематизировать и расширить знания по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий». 2.Закрепить умение написания –н-нн- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

Развивающая цель:

1.Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 2.Обучать правильной монологической речи учащихся.

Воспитывающая цель:

1.Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом. 2.Воспитывать умение слушать отвечающих.

Оформление доски:

  • изобразительно-выразительные средства

  • ряды однородных членов предложения

  • портрет И.С.Тургенева

Словарная работа:

Посаженый отец

Названый брат

Прощеное воскресенье

Ход урока.

'1.'Организационный момент

'2.'Проверка домашнего задания:

1.Готовятся отвечать за доской 3 ученицы, необходимо записать примеры для монологического ответа.

2.Монологический ответ одного учащегося «Правописание –н- нн- в суффиксах прилагательных»

3.Работа в паре (теория, собственные примеры) «Правописание –н- нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»

Проверка д/з письменного :

Учащийся выписывает в две колонки слова из упражнения № 234 –н-, -нн- (выделяет суффиксы, комментирует трудные случаи написания)

I столбик:

Кожаный

Звериных

Серебряный

Граненый

Кожаных

II столбик:

Деревянный

Чугунный

Каминными

Каменное

Старинный

Туманной

На сафьянных корешках

3. Работа с классом

1.Работа «Корректор»

Задание: найдите ошибки в рассуждениях.

  • В слове стриженые (под машинку волосы) пишется н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.

  • Фасованые продукты пишется с н, т.к. глагол фасовать несов. вида.

  • В словах деревянный и серебрянный пишется нн, т.к. это исключения.

  • Непрошенный посетитель пишется с нн, т.к. суффикс -енн-.

  • Полированные фигурки пишется с нн, т.к. есть суффикс -ованн-.

Ответы:

Фасованные продукты пишется с –нн-, т.к. глагол фасовать сов. вида. 1.Слово серебряный не пишется нн, т.к. это не исключение. 2.Непрошеный посетитель пишется с н, отглагольное прилагательное

2.Устные монологические ответы учащихся

Рецензия на ответы учащихся. Рецензия на работу в парах.

Проверка домашней работы.

Оценка после урока за работу.

Запишите домашнее задание :

№ 292, №293 (по заданию на выбор) (дифференцированное, по выбору учащихся );

3.Словарная работа.

Что означают слова :

названый брат, посаженый отец,  прощеное воскресенье

(работа со словарем )

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

словарь Т.Ф. Ефремовой «Новый словарь русского языка»

4.Выбери правильно.

Проверим, на практике наши знания по теме «Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»:

Задание: сгруппировать в два столбика –н-,-нн-:

Беше_ый порыв ветра, броше_ое слово, златокова_ый , испече_ый хлеб, некова_ый конь,нагруже_ая повозка, посаже_ый отец, проще_ое воскресенье, еще не чеса_ый, гладкокраше_ая ткань, топле_ое в горшке молоко, купле_ый, незва_ые гости, свежемороже_ая рыба, свежезамороже_ая рыба, посаже_ое дерево.

Проверка: сначала зачитать с объяснениями правописания.

Обращение к эпиграфу :

  • Подли_ый писатель это человек всегда деятельный пытливый соверше_о лише_ый той маститости солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни» что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей посвяще_ых в литературу.   К.Г.Паустовский.

Как вы понимаете содержание эпиграфа?

Задание:

-запишите в тетрадь высказывание писателя, - объясните постановку знаков препинания и правописание суффиксов прилагательных и причастий.

Правильный текст: Подлинный писатель - это человек , всегда деятельный, пытливый, лишенный той маститости , солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни», что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей, посвященных в литературу. К.Г.Паустовский.

6.Работа с текстом.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.

Задание:

1.Ребята , фрагмент какого произведения перед нами? (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

2.Выразит прочитать отрывок из романа.

3.Определите тему, основную мысль текста. Чьими глазами мы видим отнюдь не живописную картину? (пейзаж ,который увидели герои произведения Тургенева Базаров, отец и сын Кирсановы  ; пейзаж показан глазами Аркадия Кирсанова.)

4.Определите стиль текста, докажите свое мнение . (Художественный стиль, потому что передает отношение к окружающему, рисует словами картину , в данном случае, автор изображает пейзаж . Задача Тургенева нарисовать живую картину окружающей действительности , используя изобразительно-выразительные средства)

5.Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором (Эпитеты, метафора. Назвать их)

Добавление учителя: Ребята, иногда автором используются ряды однородных членов в тексте . Это становится средством художественной выразительности , необходимое для создания художественного эффекта. Давайте найдем их в тексте.

6.К какому типу речи относится фрагмент из романа «Отцы и дети»?

(описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. В данном тексте это пейзаж, изображение внешний вид деревеньки)

7.Какова роль пейзажа в контексте всего произведения?. (Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен.)

Вывод : И.С. Тургенев как писатель – реалист воспроизводит жизненную правду в романе, описывая жизнь крестьян после реформы 1862 года , обращая внимание читателей на разоренность и убогость деревень простых людей.

8.Выпишите словосочетания со словами, в которых пропущены буквы Н или НН.

7. Рефлексия:

Подведем итог нашего урока.

Что сегодня мы повторили?

Что нового для себя узнали?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!