СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание Не с деепричастиями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание Не с деепричастиями»



Конспект урока русского языка в 7 классе


Тема:  «Правописание не с деепричастиями»


Урок проводится в 7 классе .( Русский язык . 7 класс. Автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
Применяемая технология: проблемно-диалогическая.
Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с деепричастиями; формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии; закреплять навыки обособления деепричастий и деепричастных оборотов,
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Тип урока: комбинированный урок

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная, групповая.












Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

определить содержательные рамки урока

Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как Вы советовали, говорю, что буду учиться, но у меня не получается» Мудрец положил перед юношей учебник, игрушку и пряник и попросил:
-Назови, что ты выбираешь из них.
-Учебник, - ответил юноша.
-Произнеси это 5 раз.
-Я выбираю учебник, - постепенно повторил юноша 5 раз.
-Вот видишь, – сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, но знаний больше не станет. Надо…

-Что же надо, чтобы учебник приносил знания?

Вот и мы сегодня будем открывать, добывать знания.
Давайте начнем!













Слушают притчу, отвечают на вопрос.
















Личностные УУД:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

1.Фронтальный опрос


Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии.

-Что такое деепричастие? На какие вопросы отвечает?

-Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

-Назовите признаки глагола.

-Назовите признаки наречия.

-Что такое деепричастный оборот?

-Как выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме?

-Когда одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме не обосабливаются?

- Как подчеркивается деепричастный оборот?



2.Организовывает работу в парах.

-Раскройте скобки:

(Не)развеял сомнения ;(не)убранное поле; (не)взлюбил соседа; еще (не)проснувшийся город; собрание (не)закончено; (не)вызубренные, а осознанные правила; (не)правда; (не)дорогой подарок, (не)глядя.

-Что объединяет слова, в которых раскрывали скобки?

-Какие части речи представлены?

-Мы знаем, как пишутся сущ., прил.. прич.,глаг. с Не? А с деепричастиями?

-Сформулируйте тему урока.


-Какие цели поставим на урок?















Учащиеся отвечают на вопросы.












Учащиеся раскрывают скобки, формулируют тему урока.





«Правописание не с деепричастиями»



Познакомиться с правилом написания не с деепричастиями;

Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота.







Личностные УУД:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при повторении пройденного материала.

- Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

- Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

- Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения слитного и раздельного написания Не с деепричастиями









































Физминутка




















- Проведем исследование.


 (на доске проецируются слова, записанные в два столбика )

НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь ненавидя

не_думая  негодуя

не_прочитав недоумевая

не_двигаясь  невзлюбив



Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.





















































Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»







-Деепричастия пишутся с НЕ так же, как и глаголы.



























































Вытянули руки, закрыли глаза


Личностные УУД:

Выдвижение гипотез, их доказательство

Регулятивные УУД:

Целеполагание

Планирование

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение познавательной цели;

поиск и выделение информации;

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

создать алгоритм

определения слитного и раздельного написания Не с деепричастиями



Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

А сейчас сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника. Самостоятельно прочитайте правило 1 раз про себя, затем расскажите соседу по парте. В парах работайте дружно, внимательно выслушайте друг друга.


-Объединитесь в группы.

Давайте построим алгоритм.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.




Работают в парах.





Работают в группах.


1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.


Д а Нет

Раздельно Слитно










Личностные УУД:

смыслообразование

Регулятивные УУД:

прогнозирование,

контроль

Познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

поиск и выделение информации;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.


Закрепление

Цель:

проговорить новый способ действия во внешней речи;

установить состоятельность этого способа


1.Слова записаны на доске.

- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями:

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.). 

2.Буквенный диктант:

(не)торопясь ,(не)доумевая,(не)годуя, (не)говоря,(не)читая, (не)смеясь.(не)навидя .



3. Замените выделенные слова деепричастием с Не:

Ласточки без умолку щебетали.

Снег шел всю неделю беспрестанно.

Ребята работали в поле без устали.

Проверяем:

Ласточки, не умолкая, щебетали.

Снег шел всю неделю, не переставая.

Ребята работали в поле, не уставая.

4.Подготовка к ВПР. На слайде выражения, объясните устно правописание Не с деепричастиями, передайте их смысл:

(Не) делая добра другим, (не) жди его для себя.

(Не)годуя, решения (не) примешь.

(Не) взявшись за топор, избы не срубишь.

Чем являются данные выражения?

Негодовать-возмущаться, испытывать недовольство.

Недоумевать- находиться в состоянии сомнения, невозможность понять что-либо или кого-либо.

5.Перед вами текст. Прочитайте его.(Подготовка к ВПР)







Волки медленно поднялись и не оборачиваясь назад пошли в поле. Лишь молодая волчица села в снег и первый раз в жизни жалобно завыла подняв голову и не спуская глаз с месяца. Она пела свою песню высоко задрав голову и не видя ничего вокруг. Волкам стало тоскливо они стояли глядя мерцающими глазами на снег и уже не надеясь на спасение.

Докажите, что  перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
– Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
– Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
– Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).

6. Отгадай фразеологизм, в состав которого входит

деепричастие:





Сидеть сложа руки(бездействовать),

нестись сломя голову(очень быстро),

ходить задрав нос(зазнаваться).





7. Творческая работа в группах: изобразить на бумаге фразеологизм так, чтобы ребята могли его разгадать:

1гр.-спустя рукава,

2гр.-положа руку на сердце;

3гр.-слушать раскрыв рот;

4гр.- засучив рукава.



Выполняют задания, проговаривая способ действия












Личностные УУД:

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении материала.

Регулятивные УУД:

контроль

коррекция

оценка

Познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

управление поведением партнера – контроль, коррекция


Рефлексия деятельности

Цель:

оценить результаты собственной деятельности;

повторить способ нового знания;

сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание




















Домашнее задание

  1. Фронтальная беседа

  • Чему был посвящен наш урок?

  • Какие затруднения вы испытали?

  • Что помогло вам их преодолеть?


2.На каком уровне знаний вы были в начале урока? А сейчас?

Отметьте уровень знаний на шкале и сдайте листочки.

На доске вы видите светофор:

Красный – я ничего не понял.

Желтый- я понял не всё.

Зеленый- мне всё понятно.

Прикрепите стикеры.

























На выбор:


1.П.30,У.194.

2.П.30. Выписать 5 пословиц с изученной орфограммой.





Личностные УУД:

- Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков.

- Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем

Регулятивные УУД:

- Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Коммуникативные УУД:

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.