Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока | Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как Вы советовали, говорю, что буду учиться, но у меня не получается» Мудрец положил перед юношей учебник, игрушку и пряник и попросил: -Назови, что ты выбираешь из них. -Учебник, - ответил юноша. -Произнеси это 5 раз. -Я выбираю учебник, - постепенно повторил юноша 5 раз. -Вот видишь, – сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, но знаний больше не станет. Надо… -Что же надо, чтобы учебник приносил знания? Вот и мы сегодня будем открывать, добывать знания. Давайте начнем! | Слушают притчу, отвечают на вопрос. | Личностные УУД: - проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | 1.Фронтальный опрос Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии. -Что такое деепричастие? На какие вопросы отвечает? -Признаки каких частей речи есть у деепричастия? -Назовите признаки глагола. -Назовите признаки наречия. -Что такое деепричастный оборот? -Как выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме? -Когда одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме не обосабливаются? - Как подчеркивается деепричастный оборот? 2.Организовывает работу в парах. -Раскройте скобки: (Не)развеял сомнения ;(не)убранное поле; (не)взлюбил соседа; еще (не)проснувшийся город; собрание (не)закончено; (не)вызубренные, а осознанные правила; (не)правда; (не)дорогой подарок, (не)глядя. -Что объединяет слова, в которых раскрывали скобки? -Какие части речи представлены? -Мы знаем, как пишутся сущ., прил.. прич.,глаг. с Не? А с деепричастиями? -Сформулируйте тему урока. -Какие цели поставим на урок? | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся раскрывают скобки, формулируют тему урока. «Правописание не с деепричастиями» Познакомиться с правилом написания не с деепричастиями; Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота. | Личностные УУД: - проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при повторении пройденного материала. - Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. - Оценивать собственную успешность в выполнения заданий Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). - Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. |
Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения слитного и раздельного написания Не с деепричастиями Физминутка | - Проведем исследование. (на доске проецируются слова, записанные в два столбика ) НЕ с деепричастиями не_ задумываясь ненавидя не_думая негодуя не_прочитав недоумевая не_двигаясь невзлюбив Вопросы и задание: – Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом. – Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили? – Сделайте вывод о написании не с деепричастиями. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Вытянув руки, Разминаем пальчики. Плечи поднимаем, Головой вращаем. Закрыв глаза, отдохнем, Заниматься вновь начнем! (Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?» | -Деепричастия пишутся с НЕ так же, как и глаголы. Вытянули руки, закрыли глаза | Личностные УУД: Выдвижение гипотез, их доказательство Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение информации; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; создать алгоритм определения слитного и раздельного написания Не с деепричастиями | – Сделайте вывод о написании не с деепричастиями. А сейчас сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника. Самостоятельно прочитайте правило 1 раз про себя, затем расскажите соседу по парте. В парах работайте дружно, внимательно выслушайте друг друга. -Объединитесь в группы. Давайте построим алгоритм. Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием. | Работают в парах. Работают в группах. 1. Определить часть речи. 2. Проверить - употребляется слово без не. Д а Нет Раздельно Слитно | Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. поиск и выделение информации; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. |
Закрепление Цель: проговорить новый способ действия во внешней речи; установить состоятельность этого способа | 1.Слова записаны на доске. - Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями: Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.). 2.Буквенный диктант: (не)торопясь ,(не)доумевая,(не)годуя, (не)говоря,(не)читая, (не)смеясь.(не)навидя . 3. Замените выделенные слова деепричастием с Не: Ласточки без умолку щебетали. Снег шел всю неделю беспрестанно. Ребята работали в поле без устали. Проверяем: Ласточки, не умолкая, щебетали. Снег шел всю неделю, не переставая. Ребята работали в поле, не уставая. 4.Подготовка к ВПР. На слайде выражения, объясните устно правописание Не с деепричастиями, передайте их смысл: (Не) делая добра другим, (не) жди его для себя. (Не)годуя, решения (не) примешь. (Не) взявшись за топор, избы не срубишь. Чем являются данные выражения? Негодовать-возмущаться, испытывать недовольство. Недоумевать- находиться в состоянии сомнения, невозможность понять что-либо или кого-либо. 5.Перед вами текст. Прочитайте его.(Подготовка к ВПР) Волки медленно поднялись и не оборачиваясь назад пошли в поле. Лишь молодая волчица села в снег и первый раз в жизни жалобно завыла подняв голову и не спуская глаз с месяца. Она пела свою песню высоко задрав голову и не видя ничего вокруг. Волкам стало тоскливо они стояли глядя мерцающими глазами на снег и уже не надеясь на спасение. Докажите, что перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически). – Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов) – Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи). – Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций). 6. Отгадай фразеологизм, в состав которого входит деепричастие: Сидеть сложа руки(бездействовать), нестись сломя голову(очень быстро), ходить задрав нос(зазнаваться). 7. Творческая работа в группах: изобразить на бумаге фразеологизм так, чтобы ребята могли его разгадать: 1гр.-спустя рукава, 2гр.-положа руку на сердце; 3гр.-слушать раскрыв рот; 4гр.- засучив рукава. | Выполняют задания, проговаривая способ действия | Личностные УУД: Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении материала. Регулятивные УУД: контроль коррекция оценка Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка управление поведением партнера – контроль, коррекция |
Рефлексия деятельности Цель: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания; сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание Домашнее задание | Фронтальная беседа Чему был посвящен наш урок? Какие затруднения вы испытали? Что помогло вам их преодолеть? 2.На каком уровне знаний вы были в начале урока? А сейчас? Отметьте уровень знаний на шкале и сдайте листочки. На доске вы видите светофор: Красный – я ничего не понял. Желтый- я понял не всё. Зеленый- мне всё понятно. Прикрепите стикеры. На выбор: 1.П.30,У.194. 2.П.30. Выписать 5 пословиц с изученной орфограммой. | | Личностные УУД: - Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков. - Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем Регулятивные УУД: - Оценивать собственную успешность в выполнения заданий Коммуникативные УУД: - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. |