СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание непроизносимых согласных. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Правописание непроизносимых согласных" (УМК "Школа России") 

Просмотр содержимого документа
«Правописание непроизносимых согласных. 3 класс»

1.

Предмет

русский язык

2.

Класс

3

3.

Тема и номер урока в теме

Правописание непроизносимых согласных

4.

Цель урока:

развитие умений находить орфограммы непроизносимых согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова.

5.

Задачи:


- обучающие: - выполнять упражнения на повторение данной орфо­граммы. По­вторять правило написания непроизносимых согласных в корне слова;

- развивающие: - развивать умения называть и находить в словах «опас­ные» буквосочетания;

-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность и ответственность в учебной деятельности, прививать уважительное отношение к одноклассникам.

6.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:


Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Регулятивные: Аргументировать правильность выбора буквы. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки. Выявлять в тексте слова с заданной орфограммой. Планировать собственную запись в соответствии с условием задания. Устанавливать тип орфограммы.

Познавательные: Задавать вопросы. Прини­мать роль в учебном со­трудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Воспринимать русский язык как явле­ние национальной культуры. Развивать способ­ность к самооценке.

Коммуникативные: Владение коммуни­кативными умения­ми с целью реали­зации сотрудниче­ства при работе в парах и группах.

Ход урока

1.Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдёт в форме деловой игры «Заседание редакционного совета». Наша редакция готовиться к 1 выпуску газеты.

- Что означает слово газета?

Слайд 1

Газета – это периодическое издание в виде больших листов, посвящённое событиям текущей и общественной жизни.

- Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появилась в 1563 году в итальянском городе Венеция. Газеты тогда были рукописные, продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Слайд 2

В России первая рукописная газета появилась в 1600 году и называлась «Куранты».

Слайд 3

А первая печатная газета появилась в 1702 г. при Петре I и называлась «Ведомости».

- Но вернемся в наше время. Разрешите представиться – Правдина Ольга Владимировна. Сегодня я буду выполнять обязанности главного редактора нашей газеты. (Вешаю бейджик).

- А вы сегодня не просто ученики – мои коллеги.

- У нас будут работать:

  • отдел новостей,

  • справочный отдел

  • отдел писем,

  • отдел художников,

  • отдел рекламы.


3. Определение темы урока

- Уважаемые коллеги! Любая газета имеет название. Чтобы определить название нашей газете, послушайте отрывок из известной детской песенки.

Слайд 4

Дети слушают песню «Ужасно интересно» из мультфильма «38 попугаев» при закрытом слайде

- Кто узнал песню? Из какого мультфильм? Открываю слайд

- О чем она? (Интересно то, что неизвестно).

Слайд 5

- Слова из этой песни я вынесла на доску.

Ужасно интересно

Все точто неизвестно!


- Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Почему так случилось?

- Кто догадался, как можно назвать звук, который не произносится, но пишется в слове? (непроизносимая согласная)

- Давайте определим тему сегодняшнего выпуска. (Непроизносимые согласные)

Есть согласные — плутовки. 
До чего шалуньи ловки.
 
Их не слышишь, а пиши.
 
Проверяй, да не спеши.
 


-Предлагаю и нашу газету так и назвать «Непроизносимые согласные». Прошу голосовать. Кто «за»?

-Единогласно! (Открываю доску, где висит заготовка газеты.)

Слайд 6

- Уважаемые коллеги! Мы с вами отправимся в командировку. Вам выдается командировочное удостоверение (Зачитывается командировочное удостоверение и раздается детям).

Командировочное удостоверение.

Выдано сотруднику редакции газеты «Непроизносимые согласные»

Цель командировки: издать газету о непроизносимых согласных и создать рекламу газеты

Место командировки: кабинет 2 МКОУ Писаревская СОШ

Подпись _____________________________











- Итак, мы перемещаемся в редакцию газеты и наше заседание редакционного совета газеты «Непроизносимые согласные» объявляю открытым.

- Перед нами стоит задача создать страничку в нашей газете для детей. Материал должен быть интересным, разнообразным, а главное он должен помогать ученикам осваивать новые знания.

4. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

- Первый отдел, который мы с вами посетим – это отдел новостей.


Отдел новостей.

- Откроем свои тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа.

- Найдите в учебнике №223 на стр. 117

Работа с документ - камерой

- Почитайте слова.

-Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?

-Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?

- Спишите слова через запятую.

- Давай узнаем как проверить слова с непроизносимыми согласными. (стр.118)

- Правило проверки написания непроизносимых согласных звуков – это наше первое определение, которое мы поместим в нашу газету. (Вывешиваю в газету)

- Проверьте непроизносимую согласную подбором родственного слова самостоятельно в парах.

Дети проверяют:

Сердце – сердечко

Солнце – солнышко

Тростник – трость

Счастливый – счастье

Честный - честь

- В каких словах непроизносимая согласная не проверяется?

- Что будете делать, чтобы не ошибиться в написании этих слов?

- Вот и задача для отдела справки. Переходим в отдел справки.


Справочный отдел.

- Непроизносимые согласные существуют не просто так. У них есть своя история, и вы в этом сможете убедиться. Эта история слов помещается в этимологических и толковых словарях.

Историческая справка.

- О происхождении слова «праздник» найдите информацию в интернете и в словаре.

- А наш собственный корреспондент _______________ узнает значение слова «здравствуй» у гостей.

- О происхождении слова «чувство» узнайте, воспользовавшись словарем и учебником.


- Уважаемые коллеги, кто готов предоставить отчет?

- Так каким же словом проверим слово «праздник»?

- Слово «чувство»?

- Слово «здравствуйте»?

- Из истории слова можно узнать проверочное слово, а так же узнать много интересного и полезного. Этот материал мы тоже помещаем в нашу газету в рубрику «Это полезно знать»


Отдел писем.

- А теперь уважаемые коллеги прошу вас перейти в отдел писем. В нашу редакцию пришло письмо от ученика 3 класса Иванова Сергея. Он просит нас о помощи.

- Посмотрите внимательно и скажите, что затрудняется сделать Сергей? (Он затрудняется вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова)

- Давайте поможем ему.

- Пропущенные буквы на какую орфограмму?

- Уважаемые коллеги, присядьте на свои рабочие места поудобнее и в парах выполните задание.


Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.

Поз…ним вечером счас…ливые учас…ники экспедиции остановились на ночлег в горной мес…ности. Далеко внизу ярос…но билась о скалы горная речка. Люди чу…ствовали гордость в этом чудес…ном краю, полном опас…ности и неизвес…ности. Радос…но оглядывали они прелес…ные окрестности.


Проверка с документ-камерой


- Какое правило вам помогло, чтобы проверить непроизносимые согласные в корне слова?

- Ответом на письмо Сережи будет алгоритм для проверки данной орфограммами шуточное стихотворение. Поместим его в нашу газету.


Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную вставлять!



Физминутка.

- Нам всем необходимо сделать небольшой перерыв в нашей плодотворной работе и немного размяться.

Отдел корректоров

- Мы с вами знаем уже много стихов А.Пушкина. Но мне бы хотелось узнать, как вы помните сказки поэта. Прочитайте записи.


Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.


Добрый день, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день пасмурный,

Опечалился чему?


- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами, и тогда у вас получится текст, который был у Пушкина.

- Что у вас получилось?

С печальной - грустной

Добрый день - здравствуй

Пасмурный - ненастный


- Запишите эти отрывки себе в тетрадь: мальчики – первый отрывок, а девочки – второй.. Что вы заметили, когда произносили эти слова? (есть буквы, которые не произносятся: в, т)

- Как мы будем называть согласный, который не произносится в слове?(непроизносимый)

- Докажите правильность написания слов. (подбор проверочных слов)

- Давайте прочитаем выразительно теперь точный текст.

(дети читают стихи)


-Запишите в тетрадь предложение. У доски работает _____________________ .


Александр Пушкин – известный поэт и сказочник.


- Есть ли в этом предложении слова, которые относятся к нашей теме урока?

- Докажите правильность написания. (известный – известие, весточка)


- Я предлагаю в нашей газете выделить рубрику «Поэтическая тетрадь» и поместить туда этот отрывок.

Отдел художников.

- Ребята, все вы видели газеты и журналы. Скажите, кроме текстов туда еще что-нибудь помещается?

- Газета будет интересной, если она будет содержать иллюстрации.

- А как вы думаете, какой отдел этим занимается?

- Правильно. Поэтому переходим в следующий Отдел художников.

- На столе лежат иллюстрация в виде пазлов. Соберите её и подберите соответствующее слово с непроизносимой согласной. (Лестница ).

- Какая орфограмма встретилась в этом слове?

- Можно ли её проверить?

- Помещаем нашу иллюстрации в газету.


Отдел рекламы.

- Коллеги, чтобы газета была популярной и о ней узнали, что нужно создать?

- Именно для этого мы переходим в отдел рекламы.

- Что такое реклама?

- По телевизору вы часто видите рекламу, какова она по продолжительности?

- Сейчас я предлагаю составить рекламу к нашей газете по плану.

РЕКЛАМА.

Написать рекламу нашей газеты по примерному плану.

  1. Кому будет адресована реклама?

  2. Почему необходимо прочитать нашу газету?

- Ребята, кому же будет адресована наша реклама?

- А как вежливо обратиться к ученикам начальных классов?

- Почему необходимо прочитать нашу газету


Уважаемые ученики начальных классов.

Прочитав нашу газету, вы закрепите знания о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне и повторите слова, которые следует отличать от слов с непроизносимым согласным. А так же узнаете алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной.

Желаем удачи! Читайте с удовольствием!



5. Подведение итога.

- Наша командировка подходит к концу.

- Какие же новые знания она вам сегодня помогла узнать?

- Сейчас каждый из вас даст оценку деятельности. Переверните свои командировочные удостоверения.

-Как вы оценили свою работу? (Зачитывают 2-3 ученика)

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным




- В целях экономии нашего с вами драгоценного времени, предлагаю проголосовать, кому понравился наш сегодняшний урок.

- Сдайте свои командировочные удостоверения.

- За работу принято платить зарплату. Сегодня я выдам вам зарплату в виде ваших оценок.


Выставление оценок за урок.



-Но, мои дорогие, вам сегодня придется взять работу на дом. Это будет № ____ стр. ____. Думаю, вы легко с ней справитесь.

- Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за работу, уважаемые коллеги.