СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой  согласной и уметь объяснять;  безошибочно писать слова с непроизносимой согласной в корне;  развивать  орфографическую зоркость

Просмотр содержимого документа
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова.»

16.09. Русский язык 5 класс. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цель: научить «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой согласной и уметь объяснять; безошибочно писать слова с непроизносимой согласной в корне; развивать  орфографическую зоркость;

Демонстративный материал: таблица, карточки для проверки непроизносимых согласных в корне, лист для самопроверки.

 Ход урока:

Мотивация.

1)    Организация актуализации требований к учебной деятельности.

2)    Организация деятельности учащихся.

3)    Создание условий для включения учеников в учебную деятельность.

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание проверяемых согласных в корне слова)

-Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют? (Изменение слова и подбор однокоренных слов).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

- Вы хотите расширить свои знания о правописании корней? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- Задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

 - С чего начнем наше познание нового? ( Повторения, «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»).

 - Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

- Предлагаю для  морфемного разбора следующие слова: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный. 

- В чём особенность в написании этих слов? (Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова)

- Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова? (Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо)

- Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Какие орфограммы в корне вы нашли? (правописание непроизносимых

согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце).

-Можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово? (вкусен)

- Есть ли в этом слове непроизносимое согласное? ( нет)

- Можете вспомнить такие слова? (нет)

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях трудных слов). 

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

На доске:  чесТный – честь опаСНый – опасен 

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да)

-Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах?

-Прочитайте на доске: примеры проверочные слова

ненас…ный ненастье

неизвес…ный весть

учас…ник участие

прекрас…ный прекрасен

вес…ник вести

радос…ный  радость

Что  вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся орфографическим словарем).

- Вывод: Мы выполнили поставленную задачу.

 

- Задание для всех: упр № 48  . Кто закончит раньше, выполнит упр. 49. На работу 5-7 минут.

чесТный – честь опаСНый – опасен

Выполняем упр. 49. В левый столбик напишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в правый – с СН.

- Кто допустил ошибки? (Исправить ошибки самостоятельно).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

Работа в парах:1) На экране слова. От каких слов образовались они. Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы

Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.

На доске: чесТный – честь

 опаСНый – опасен 

-Проведите самопроверку.

АгенТство - агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь. 

2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?

Колесос- колесный, вкус - вкусный, силос - силосный, чудеса - чудесный, интерес - интересный, сенокос - сенокосный, ужас - ужасный,

опасение - опасный.

3) Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.

Прекрасное село, празДничный фейерверк, счасТливый случай, широкая лесТница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чуВство

Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию непроизносимых согласных в корне слова)

- В чем суть правописания непроизносимых согласных в корне? (Научиться подбирать проверочные слова).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно вставляем буквы).

- Что помогло нам их преодолеть? (Правила проверки   непроизносимых согласных в корне).


Домашнее задание

Параграф 10, упр 36, 44 п , упр 50 уст