16.09. Русский язык 5 класс. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Цель: научить «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой согласной и уметь объяснять; безошибочно писать слова с непроизносимой согласной в корне; развивать орфографическую зоркость;
Демонстративный материал: таблица, карточки для проверки непроизносимых согласных в корне, лист для самопроверки.
Ход урока:
Мотивация.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности.
2) Организация деятельности учащихся.
3) Создание условий для включения учеников в учебную деятельность.
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание проверяемых согласных в корне слова)
-Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют? (Изменение слова и подбор однокоренных слов).
- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
- Вы хотите расширить свои знания о правописании корней? (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Грамотно писать)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового? ( Повторения, «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»).
- Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
- Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный.
- В чём особенность в написании этих слов? (Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова)
- Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова? (Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо)
- Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? (материал усвоен на достаточном уровне)
- Какие орфограммы в корне вы нашли? (правописание непроизносимых
согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце).
-Можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово? (вкусен)
- Есть ли в этом слове непроизносимое согласное? ( нет)
- Можете вспомнить такие слова? (нет)
- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях трудных слов).
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
На доске: чесТный – честь опаСНый – опасен
- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да)
-Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах?
-Прочитайте на доске: примеры проверочные слова
ненас…ный ненастье
неизвес…ный весть
учас…ник участие
прекрас…ный прекрасен
вес…ник вести
радос…ный радость
Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся орфографическим словарем).
- Вывод: Мы выполнили поставленную задачу.
- Задание для всех: упр № 48 . Кто закончит раньше, выполнит упр. 49. На работу 5-7 минут.
чесТный – честь опаСНый – опасен
Выполняем упр. 49. В левый столбик напишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в правый – с СН.
- Кто допустил ошибки? (Исправить ошибки самостоятельно).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
Работа в парах:1) На экране слова. От каких слов образовались они. Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы
Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.
На доске: чесТный – честь
опаСНый – опасен
-Проведите самопроверку.
АгенТство - агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь.
2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?
Колесос- колесный, вкус - вкусный, силос - силосный, чудеса - чудесный, интерес - интересный, сенокос - сенокосный, ужас - ужасный,
опасение - опасный.
3) Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.
Прекрасное село, празДничный фейерверк, счасТливый случай, широкая лесТница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чуВство.
Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Правописанию непроизносимых согласных в корне слова)
- В чем суть правописания непроизносимых согласных в корне? (Научиться подбирать проверочные слова).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно вставляем буквы).
- Что помогло нам их преодолеть? (Правила проверки непроизносимых согласных в корне).
Домашнее задание
Параграф 10, упр 36, 44 п , упр 50 уст