СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествие

Просмотр содержимого документа
«Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.»

Тема: Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.


Тип урока: Урок- путешествие


Цели урока:

  • повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно с учащимися открыть правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;

  • развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе;

  • воспитывать творческие способности учащихся.


Оборудование: карта путешествия, карточки – задания, музыкальное сопровождение, тесты.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Созвал всех на урок.

Таков порядок в школе -

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.


  1. Проверка домашнего задания

- И начнём мы наш разговор с проверки домашнего задания

1. В выписанных из упражнения прилагательных исправить ошибки: ( слова записаны на доске, учащиеся исправляют ошибку и объясняют написание)

Длинная, короткая, весенний, братская, каменной, острый.


? Все ли прилагательные выписаны?

Определить, в какой форме стоят не выписанные прилагательные.


2. Выполнить пунктуационный разбор выписанного предложения: (записано на доске). Составить схему.

Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

? Как вы понимаете смысл данной пословицы?


III. Введение в тему урока

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

Нам предстоит побывать в стороне Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит нам дальняя, нам надо будет пройти через мост Суффиксов, вход на который охраняют Суффиксы прилагательных. Нам встретится гора Корень, у подножия который живут звуки, шипящие на путников, и, только покорив эту вершину, мы сможем продолжить путь. Нам надо будет переплыть реку Существительных, которые также не пропускают путешественников, не загадав им трудных загадок. Но встретятся нам и добрые помощники – Проверочные слова и Ударения, и если мы сумеем воспользоваться их помощью, наш путь будет легким и быстрым.

Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В пути нам понадобятся: знание состава слова, умение выделять морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова. ( Вывешивается стенд «Знать. Уметь»

IV. Работа по теме урока

1. Рюкзак знаний

Учитель: Итак, все готово к началу большого пути. Проведем разминку и проверим наши рюкзаки.


Проверка знаний состава слова

1. Дать определение одной морфемы.

Корень -... Приставка -... Суффикс -... Окончание -...

2. Разобрать слова по составу.

Вытяжка, старушка, лесной, мягко, чистота, съездить, наводнение, предгорье, приболеть, речушка.


2. Мост Суффиксов

Учитель: Начинаем наш путь. Первое препятствие на нашем пути – мост Суффиксов, все перепуталось, все спешат к своим прилагательным. Помогите им занять свои места в словах. Только так мы сможем продолжить путь.

Задание: исправить ошибки в написании суффиксов прилагательных. Запишите исправленный вариант, графически обьясните написание суффиксов.

Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, бурлакский, гиганцкий, рыбацский,вязский, ткацский, утрений, свинной, юнный, ветренный, стекляный, землянной, соный, кожанный, утинный, румянный.

(Учитель показывает слова, учащиеся исправляют ошибку, записывают слово на доске, обозначают орфограмму)


  1. Гора КОРЕНЬ И ШИПЯЩИЕ.

Учитель: Мы успешно преодолели мост и приближаемся к горе Корня. У подножия горы, как вы помните, живут звуки, шипящие на всех прохожих. Но если мы к каждому шипящему приставим «свой» гласный, они позволят нам перейти гору.

Помните, что у нас есть помощник – Умение подбирать проверочные слова. Позовите его при затруднении.

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, 2) где возможно, записать проверочные слова

Щ..лкать, ш..в, ш..лк, ш..рох, деш..вый, ж..лудь, капюш...н, щ..голь, изж..га, трещ..тка, трущ..ба, ж..лтый.

4. Река СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Учитель: Мы успешно справились с препятствием. Продолжаем путь. Очередное испытание встаёт на нашем пути – река Существительных. Её ,конечно, можно бы было просто переплыть. Но, чтобы не обидеть духа этой реки – Существительное, мы согласимся на его условия, выполним задание, и он (Дух Существительного) перевезёт нас через свою речку.

Голосовое сообщение Существительного( фонограмма): « У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но, как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных, О и Е , начинают спор. Никак не хотят уступать друг другу своё место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных – поставьте нужные гласные в суффиксы и окончания»

( Помощник – ударение. Под ударением будем писать О, без ударения – Е.)

Задание: вставить пропущенные буквы, записать слова в таблицу:

Боч..к, врач..м, товарищ..м, снеж..к, деревц..м, барсуч..нок, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, височ..к, меч..м, бельч..нок, чаш..й, береж..к, багаж..м, песоч..к, внуч..к, списоч..к, платоч..к, пустуш..к.


окончание


суффикс


о

е

о

е






( таблица заполняется учащимися на местах и на доске. Работают «по цепочке»)


5. Дом Суффиксов и Окончаний

Учитель: Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но так тихо в доме? Где все его жители.

А вот из окна одного из домов слышится голосовое сообщение. Прослушаем его и попробуем разобраться, что же случилось в этом городе.

Голосовое сообщение (фонограмма): Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин, Прилагательное, жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно, помогите. ( Ответы учащихся -В предложении прилагательное выполняет роль определения и сказуемого.) Но потом он познакомился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, всеи как у Существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем доме, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же,наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить пользу.

Учитель: Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящим. Мы ведь уже встречались с такой же проблемой у существительных. Кто помог Существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний? (Ударение.)

Задание: Расставьте буквы Е и О по своим местам. Помните об ударении. (Самостоятельная работа на местах с комментарием))


Холщ..вый, больш..го, парч..вый, чуж..го, глянц..вый, беж..вый, хорош..го, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.


Задание 2: От существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов -ов, -ев. Составить с ними словосочетания, которые бы имели переносное значение.

Речь, сторож, ситец, морж, парча, ёж, боец, холст, перец, груша, свинец, кумач.

6. Творческая работа

Учитель: Мы справились с заданиями. Все жители города Прилагательное вышли на улицы и устроили для нас грандиозный праздник. Они читали стихи, пели песни, показывали фокусы. Давайте и мы примем участи в их празднике.

Напишите творческую работу для праздника в городе прилагательном на тему « Маленькое путешествие» В работе обязательно используйте слова с суффиксами, которые мы встретили во время путешествия. Не забудьте о шипящих, их нужно задобрить, чтобы они больше не доставляли неприятностей нашим суффиксам и окончаниям.

(Музыкальное сопровождение)


V. Итоги урока

Учитель. Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему? Там появились новые знания. Какие? От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?

Но герои страны Орфографической оставили вам ещё одно послание, хотят посмотреть насколько вы знаете орфографию.

Мини – тест:

    1. Определить гласную в корне слова:

Соб..рать, выж..гать, зад..рать, забл..стать.

а) И Б) Е

2. В каком слове пишется буква Ы?

а) Ц..новка б) станц..я в) пловц..

3. Одинаковые ли гласные в словах : ш..рох, ш..пот?

а) да б) нет

4.В каком слове пишется буква А:

А) пор..сль б) Р...стислав в) р..сток.. г) возр...ст

5. Писать ли Ь в прилагательных: свеж..., пахуч..., хорош... ?

а) да б) нет

6. Сколько Н пишется в прилагательных: бараба..ый, деревя...ый, медле..ый?

а) Н Б) НН

7. С какими суффиксами образованы прилагательные: уз...кий, ткац..ий, молодец..ий?

а) К б) СК


  • Взаимопроверка теста ( Учащиеся обмениваются тетрадями, ответы вывешиваются на доске)

  • Оценивание работы учащихся на уроке.


Домашнее задание

1) выписать из художественной литературы 5 предложений, включающих прилагательные с изученной орфограммой.

2) упражнение № 411 из учебника «Практика».





























ответы


1. - А

  1. - В

  2. - Б

  3. - Г

  4. - Б

  5. - Б

  6. - А


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!