- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Содержание заданий для учащихся |
1. | Орг. этап Цель: Организовать учащихся на урок | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Рассказать секреты слова Я для Вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Организует актуализацию знаний о шипящих согласных звуках и ц | Проговаривают ответы. | К нам на урок пришёл Волшебник Имя Существительное. Принёс нам задания на урок. Думаю, что мы с ними справимся и Волшебник будет доволен. На уроке мы с вами будем исследователями. Чистописание. - И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». Жшцчщ.жшцчщ. - дайте характеристику буквам жш, чщ, ц. - В чём особенность шипящих звуков и звука ц? Оцените на листе самооценки свою работу. - Следующая работа будет связана с буквами шипящих и Ц. 3.Словарно-орфографическая работа (загадки) - отгадки записывают в столбик. -Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь. (Карандаш) -Строительный материал, используемый для кладки зданий. (Кирпич) -Что решают ученик на уроках математики, используя схему, таблицу, краткую запись (задача) -Как по-другому назвать приятеля, друга (товарищ) - Домашняя птица, которая несет яйца (курица) Дети проверяют словарные слова по записи на доске: Карандаш кирпич задача товарищ курица -какой частью речи являются слова записанные вами? ( это существительные) |
3. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности | Организует актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание; Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | Проговаривают ответы. Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. С помощью учителя ставят цель урока. | Постановка учебной проблемы. - Составьте словосочетания с данными существительными так, чтобы они стояли в Т.п. (запись в тетрадях и у доски) - проверяем - В каком месте возникло затруднение? - Какую проблему ставим? (Когда в окончаниях существительных будем писать «Е» и «О»?) - Сформулируйте тему и цель нашего урока. («Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц») - Волшебник Имя Существительное решил рассказать сказку Капризные буквы Сказка Дружно живут согласные буквы с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами Я ,Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Е! То всем шипящим подавай букву Е. То такая соседка им не по душе, и они согласны стать только рядом с О. Будь осторожен с шипящими, они недаром предупреждают: -Мы – ш-ш-ш-шипящ-щ-щие! |
4. | Операционно-содержательный этап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует составление совместного плана действий. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока. | -Чтобы решить проблему и не ошибиться, я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е. - У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР Прочитай слово. Поставь знак ударения. Выдели окончание. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. |
5. | Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Организует групповую работу. Организует устранение затруднения. | Выполняют задание на карточках | 1 группа Перед передачей, с лапшой, под крышей, перед свечой, за тучей, над рощей. | 2 группа За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой, за больницей, перед птицей. | 3 группа За ключом, перед гаражом, за сторожем, над ландышем, над чертежом, с малышом. | 4 группа За перцем, перед незнакомцем, за крыльцом, над скворцом, под сердцем. | 5 группа Над задачей, над рощей, за врачом, с ножом, плащом, пшеницей | 6 группа За птицей, тучей, мячом, сторожем, ландышем, со свечой. | - Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока. Проверка. Один человек от каждой группы даёт ответ. - Каждая группа ответила, какой общий вывод можем сделать? - Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? (с.108 учебника) - Мы оказались правы? - Это открытие? - Какое же новое знание мы открыли? - Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. -Давайте составим алгоритм. 1. ставим ударение; 2. выбираем нужную букву: под ударением О, в безударной позиции – Е -Вернёмся к словарным словам Оцените свою работу |
6. | Первичное закрепление. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи; - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Физкультминутка | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задание, проговаривая новые понятия. | - давайте теперь попробуем применить знания на практике. Тпо с. 4 № 3 Физминутка - Пользуясь данным алгоритмом, поиграем. - Если в окончании пишем О - встаём, если Е – сидим. лицом над крышей мечом зарницей рубежом шалашом тучей грачом лучом |
7. | Вторичное закрепление. Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по эталону Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно. Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки | 1. Послушайте, что Волшебник Имя Существительное подслушал в одном третьем классе: Учитель написал на доске предложение: Любить Родину нужно всем сердц…м. Маша вышла к доске и сказала, что нужно писать в окончании О, с ней поспорил Гриша, сказав, что нужно писать А, а Вовочка исправил на ЫМ. Посмотрев на учителя , они увидели, что он очень удивлён. Тут к доске вышла Нина и вписала в окончание Е. - Кто же из детей оказался прав? 2. Вставить пропущенные буквы Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и носатым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. (самопроверка) оценить 3. Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика: 1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны. - Проверим, 1 столбик -о, второй – е. - Кто допустил ошибки? оценить |
8. | Рефлексивно-оценочный этап Цель: подвести итог проделанной работы на уроке | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Анализируют и оценивают свою деятельность . | -Какую цель ставили? -Достигли цели? -Какая тема урока была? -Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение? - Как узнать какую букву О или Е надо писать в окончаниях существительных оканчивающихся на шипящие согласные? (под ударением пишется О, без ударения - Е) - Кто может сказать: «Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания теперь легко мне выполнять» Оцените свою работу на уроке. |