Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
-знакомство учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
Этапы урока | Содержание этапа | | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм. Коррекционная работа (расширение словарного запаса) -инд.зад.: Захарову М., Гуляеву Е., Срибному Д. | Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Предлагает записать в тетрадях дату. Обращает внимание на то, что 28 февраля -последний день зимы. -Давайте вспомним с вами, что такое эпиграф. Помещённое после заглавия произведения краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения, отличается краткостью и емкостью. Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф: Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд. К. Паустовский А почему я сделала такой выбор, мы обсудим в конце урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Сообщение учащегося. | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Коммуникативные: расширение словарного запаса |
| | | |
2.Повторение пройденного материала. Коррекционные задачи; развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания (Валькова С., Старцев М., Успенская У.) письмо по памяти Коррекционная работа: развитие объема и устойчивости памяти. Коррекционная работа: развитие мыслительных процессов (Гапонов Р., Жиркова В.) Коррекционная работа: развитие произвольного внимания- весь класс | Учитель организует деятельность по исправлению и объяснению ошибок, корригирует ее; затем организует процесс восстановления текста ,объяснения пропущенного знака препинания ,предлагает изобразить схему предложения. Текст с ошибками раздается каждому на листочке. Предлагается исправить ошибки красным маркером , а на доску выносится правильный вариант. Его чудкое ухо слышало шерох листев и шопот ветра а зоркий глас видил каждую веточку и тровинку. В конце работы учитель предлагает произвести самопроверку( сравнить с образцом, оценить). За правильно восстановленный по памяти текст , за безошибочное написание даются смайлики. | Находят и исправляют ошибки, допущенные в тексте,красным маркером, объясняют правописание. Восстанавливают текст по памяти и объясняют знак препинания, изображают схему предложения. Проверяют и оценивают свою работу(соотнося с эталоном) | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Понятие о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней. (Личностные УУД) Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. коррекция, оценивание. Познавательные УУД :развитие произвольного внимания, мышления, памяти. Регулятивные УУД: формирование умения соотносить выполненное задание с эталоном |
3.Актуализация ЗУН, необходимых для усвоения новых знаний. Сообщение темы урока, постановка цели урока Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать (Лебедева Н., Чепрасова И., Торопов А.) | Выполнение задания «найди лишнее». Желудь, шепот, шорох, грачом, капюшон. В процессе работы возникает проблемный вопрос: как объяснить правописание слова грачом? -Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? А цели? Цели: 1) уметь распознавать орфограмму « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»; 2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму. Запись темы урока. | Работают один у доски. другие на месте. В процессе возникает проблемный вопрос, формулируем тему и цели урока. | Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
4. Объяснение нового материала. Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. | Рассуждение-поиск. На доске написаны слова: врачом товарищем дворцом полотенцем межой задачей борцов горцев - Прочитайте слова в первом столбике, во втором. - В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е? - После каких согласных стоят эти буквы? - Определите ударение в словах. - Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Затем учитель предлагает прочесть правило в учебнике на стр.76. Мы с вами сформулировали цели урока. Одна из них заключалась в том, что вы должны уметь правильно писать буквы о-е после шипящих и ц, действуя по алгоритму. Давайте составим алгоритм. Алгоритм – порядок действий. 1.Где? (в окончании ) 2.В какой части речи?(в существительном) 3.После каких букв? (после шипящих) 4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е) | Под руководством учителя наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют правило Ученики читают правило на стр.76, сравнивают его с тем правилом, которое они сформулировали сами. Дети вместе с учителем пытаются сформулировать алгоритм действий. | Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом, сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. |
5.Динамическая пауза. | Учитель предлагает классу встать и задает вопросы. -Сегодня 28 февраля? -Сегодня последний день весны? -Завтра 29 февраля? -На уроке присутствуют гости? -Завтра у вас каникулы? -Завтра у вас выходной? -Окончание-это орфограмма? -Окончание-это часть слова? -Ж,Ш,Ч,Щ – гласные? -Ж,Ш,Ч,Щ – это шипящие? - пишу О – Межой, Лучом, Пейзажем, Врачом, Карандашом Ландышем. | При положительном ответе дети хлопают в ладоши, при отрицательном топают ногами. | |
6.Первичное закрепление. | Учитель организовывает повторение алгоритма , а затем объясняет задание. -Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные. в которых встречается изучаемая вами орфограмма.? -Сейчас я предлагаю вам немного необычный вид работы - диктант-молчанка. Кроме того, вы должны будете изменить существительные -поставить их в форму творительного падежа. | Один работает у доски, остальные - в тетради. Записывают измененные существительные, обозначают условия выбора гласной в окончании существительных. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
7.Самостоятельная работа со взаимопроверкой. Коррекционные задачи; Развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания. | Обратимся еще раз к целям нашего урока. Сейчас ваша задача распознать слова с необходимой орфограммой и правильно написать их, действуя по алгоритму. Затем учитель предлагает обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку. | Дети самостоятельно выбирают слова с орфограммами их предложенного текста, записывают их, выделяя орфограммы.. Проводят взаимопроверку работ. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
8.Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам со взаимопроверкой. Коррекционные задачи: Расширение словарного запаса. формирование навыков произвольного внимания. | Показать себя с лучш…й стороны - производить впечатление успешного человека. | Не ударить в грязь лиц…м - не опозориться, с честью выйти из затруднений, показать себя с лучшей стороны в каком-нибудь деле. | Убить двух зайц…в - одновременно сделать два дела. | Всем сердц…м – искренне, от всей души. | Как свои пять пальц…в - знать очень хорошо, до мелочей . | Работа бьёт ключ…м - бурно проходит, активно проявляется. | | Дети работают над карточками , производится фронтальная проверка. | Познавательные УУД :развитие произвольного внимания. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. |
9.Рефлексия. | -Сначала мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока, а именно,к эпиграфу. -Как вы думаете, почему я именно такой эпиграф выбрала для нашего урока? - закончить урок хотелось бы строками Е.Евтушенко: « Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». -А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева) и фломастером, который соответствует вашему настроению напишет, что он думает о сегодняшнем уроке. Ваши записи могут содержать ответы на следующие вопросы: Было интересно… Было трудно… Я научился… Я попробую… 0-0! Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на доску. | Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
10.Домашнее задание | П. 99, стр. 77, упр. 559 (подготовиться к диктанту). К/в на стр.78 | | |