СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание о-ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание о-ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Правописание О - Е после шипящих и Ц

в окончаниях имён существительных» (5 класс)


Учитель МБОУ «Шаховская СОШ № 1» Кузнецова Марина Владимировна


Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Метод: комбинированный.

Цели урока: Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: закончить текст; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно и в парах.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку.


Оформление доски: 22 марта

Классная работа.

Словарный диктант

Я слышу, как…

Учебник стр.76






Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

1.Приветствие.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. (СЛАЙД 1) Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места.

Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Марина Владимировна. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Думаю, что у вас хорошее настроение, по-другому и быть не может.

Ведь на улице весна. Слышите, птички чирикают. (СЛАЙД 2)

- А какие признаки весны вы знаете?

(таяние снега, капель, журчание ручьев, прилет грачей)

1.Приветствуют учителя и друг друга.

2.Садятся на свои места.


УУД

Коммуникативные




Требовать полных ответов учеников


2. Объяснительный диктант


- Эти весенние признаки отражены в следующих словосочетаниях, записанных на доске. Давайте с ними поработаем. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Первый р..сток, ре..кое пот..пление, ласковое со..нце, молодые поч..ки, звонкие руч..и, ж.лтые цветы, ш..пот ветра, первым луч..м, укрылся плащ..м, грозной туч..й, наблюдал за птенц..м, большой луж..й, любовался ландыш..м

- Прочитай СС громко, ясно. Молодец

- Давай посмотрим в какой части слова пропущена буква?

-Какую орфограмму ты знаешь?

(Эти вопросы учитель задает к каждому СС до «первым лучом»)

Следующий ребенок выписывает словосочетание «первым лучом»

- В какой части слова пропущена буква?

-Какую букву надо вставить?

-Возникла трудность?

- Почему? (не знакомы с этой орфограммой)

- Хорошо, тогда давайте подумаем, с какой орфограммой мы познакомимся сегодня на уроке? Для этого посмотрим:

-К какой части речи относятся эти слова? (сущ.)

-В какой части слова пропущена буква? (окончание)

- А после каких букв стоит пропущенная буква? (-ж-, -ш-, -ч-, -щ-, -ц- )

-После этих букв в словах стоит пропущенная буква, и мы сомневаемся писать -о- или -е-.

- Итак, что же мы сегодня должны узнать? (Когда писать -о-, -е-)

ДЕТИ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ И ОТВЕЧАЮТ

Проблемная ситуация

УУД

Регулятивные

Устно. Вызываю по одному человеку к доске





3.Определение темы урока

- Как вы думаете, с каким правилом мы сегодня познакомимся? (Написание букв -о-, -е- после шипящих и -ц- в окончаниях существительных)

- А каковы цели нашего урока? (выяснить, когда в окончаниях имен существительных пишется -о-, а когда -е-; научиться писать слова с этой орфограммой).

-Что же мы должны сегодня узнать?

- Правильно. Тема нашего урока «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных». (СЛАЙД 3)

Учащиеся называют тему

4.Актуализация

знаний

(4 минут)


























5. Наблюдение над языковым материалом.

(2 минуты)







6.Поиск решений

(6 минут)

II. Беседа с классом

Давайте откроем тетради и запишем: «22марта. Классная работа и тему урока.

1.Поиск решений.

- Я предлагаю вам побыть исследователями, поработать в парах и самостоятельно сделать открытие: узнать, в каких же случаях в существительных после шипящих и -Ц- в окончаниях пишется О, а в каких - Е.

У вас на столе - карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем в изучении данной орфограммы. Запишите вывод на карточке.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!

Перед вами лежит карточка-информатор. Давайте прочитаем внимательно те рекомендации, которые даны в ней. Они вам помогут самостоятельно вывести правило.

Карточка-информатор

1. Прочитай слово.

2. Поставь знак ударения.

3. Выдели окончание.

4. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа слова, подчеркни эту букву двумя чертами.

5. Сделай вывод.

А теперь по этим рекомендациям вы поработаете со словами для наблюдения и сформулируйте правило.

Слова для наблюдения

Над чертежом, пейзажем, с кирпичом, за тучей, за ландышем, с малышом, над рощей, мудрецом, сердцем.

Выводим правило

В окончаниях существительных после______________и Ц

под ударением пишем__________, без ударения__________.

-Молодцы!

1. Отчет ребят о проделанной работе

- Ребята, какие выводы вы сделали?

- Давайте убедимся, что вы правильно сформулировали правило. Прочитайте правило.

- Обратимся к учебнику (стр.76 и прочитаем читаем правило)

-Сверим наши выводы.

-Мы сделали верное открытие? (СЛАЙД 4)

- Ну а теперь давайте докажем, что мы легко объясним правописание гласных в тех словах, где встретилось затруднение.

-Вернёмся к нашим словам, в которых мы испытали затруднение с постановкой буквы в начале урока

Дети вставляют, объясняют.

Еще раз делаем вывод, четко произносим правило.

-Ребята, так когда у существительных в окончаниях после шипящих и -Ц- пишется -о-, а когда -е-?

1.Ученики слушают.

2.Записывают число и тему урока.


УУД

Личностные

Познавательные



Одна карточка на парту, работа в паре, обсуждают вместе и пишут на карточке ручкой

Учитель подходит, смотрит

1.Формулируют цель урока.

- Цель урока - формирование понятия о том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е.

2. Отвечают на вопросы.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Читают вслух карточку-информатор

1.Ребята работают в парах по карточке-информатору.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

1.Выводят правило.

2. Читает правило из учебника (1 ученик вслух).

5.Работают со схемой (на презентации) и записывают её в тетрадь.


УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Физкультминутка

- А теперь немного отдохнём. (СЛАЙД 5) Сейчас будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года», посвященное весне. Закройте глазки, расслабьтесь. (Щелчок - музыка) Представьте, что вы на улице. День весенний, пригревает солнышко, вы слышите пение птиц...

-А теперь откройте глазки, сядьте ровненько.

- А что каждый из вас представил, почувствовал пока слушали музыку?

Звучит музыка Чаковского «Времена года», весенние пейзажи Левитана

Нежный тон учителя

7. Работа с текстом

- Я тоже постаралась под эту музыку помечтать и представить весеннюю картину. И вот что у меня получилось. (СЛАЙД 6)

- Посмотрите на экран. Прочитай текст про себя. Подготовьтесь читать выразительно.

Тает пригретый солнц..м снег. Значит, пришла долгожданная весна! Что подарит она нам? Конечно, прилет птиц: грачей и скворц..в. Много солнечных лучей, тепло которых сразу почувствуешь своим плеч..м, оказавшись на улице. Да, жизнь бьёт ключ..м! Хочется ещё и ещё раз посм..треть на бере..ку, наряженную в сере..ки с жёлтой пыльц..й. Хочется проб..жаться по лужам, а потом вдруг остановиться и послушать весенние звуки…

- О чём текст?

- Найдите слова с пропущенными буквами на орфограмму, которую мы только что изучили.

- Выпишите их самостоятельно и объясните.

- Молодцы!

- Сколько слов на изученную нами орфограмму вы нашли?

- Все ли нашли 5 слов?

- Давайте объясним написание этих слов.



- Но на этом наша работа не закончена. Обратите внимание на последнее предложение! (СЛАЙД 7) В конце предложения стоит многоточие. Что оно обозначает? (мысль не закончилась)

-Ваша задача сейчас будет закончить текст.

- Для этого давайте напишем предложение:

Я слышу, как…

- Спишите его к себе в тетрадь. Допишите, что вы услышите. А услышать вам поможет музыка (Щелчок - музыка)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Работают с текстом






5 слов с нашей орфограммой: солнцем, скворцов, плечом, ключом, пыльцой

Слова с другими орфограммами: посмотреть, березку, сережки, пробежаться



Дети работают в тетрадях, по одному выходят к доске.









Творческое задание






5 минут работают, звучит музыка

8.Рефлексия деятельности.

(3 минуты)





Фронтальный опрос:

- Так какое открытие мы сегодня сделали?

- Что понравилось? (СЛАЙД 8)

-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите желтый смайл:

- А если не поняли – голубой смайл


Рефлексия. Отвечают на вопросы учителя.





УУД

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

9.Домашнее задание.

(2 минуты)

Запишите домашнее задание (Слайд9)

Параграф 99

Упр. 559

- Молодцы, спасибо за урок.(Щелчок–солнышко; тучка)

- Если вам понравился урок, то, уходя, положите мне на край стола солнышко, а если не понравился урок – тучку.

Запись учащимися задания в дневники.

УУД

Регулятивные





1