№ 6 класс. Дата:
ТЕМА : Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Цель урока:
Образовательная: создать условия, способствующие изучению знаний по теме
«Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.
Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: продолжить изучение правописания гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных; развитие учебно-информационных и исследовательских умений учащихся Личностные: личностное самоопределение, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия.
познавательные УУД: осознание познавательной задачи, поиск и извлечение нужной информации, установление причинно-следственной связи, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий
Средства обучения: карточки, ноутбук.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Мотивация (активизация мыслительной деятельности)
притча.
3. Актуализация знаний
А).Синтаксическая пятиминутка
Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.
Задание: произведите синтаксический разбор предложения,
1. Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?
2. Назовите шипящие согласные? (ж, ш, ч, щ, ц)
3. В каких морфемах пропущены буквы? Выделите данные морфемы. Двумя чертами подчеркните шипящую согласную, одной чертой подчеркните гласную, стоящую после шипящей. Расставьте ударение.
Сделайте вывод о правописании букв О- Е после шипящих в корне слова.
Б) Беседа учителя с классом.
1. Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?
2. Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (о-ё после шипящих в корне)
3. Посмотрите внимательно, нет ли лишнего слова в каждой группе ? (нет, лишнее слово – врачом, товарищем, шалашом)
4. Почему оно лишнее?
Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, в суффиксе, но и в окончании.
5. Как пишутся гласные О –Е после шипящих в окончаниях имён существительных?
Правило – помощник
В окончаниях и суффиксах существительных после____________
Под ударением пишем_______, без ударения________.
4.Закрепление изученного.
-упр.
физминутка
Попрошу встать вас, ребята, если буква О пишется в суффиксе или в окончании, мы приседаем. Если буква Е пишется в суффиксе или в окончании, то хлопаем один раз в ладоши.
Врачом, горошек,кружок, замочек, пятачок, юношей, мышонок, борцов, свечечка, полотенцем .
-упр.
Вывод по упражнению:
1. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в окончаниях существительных?
2. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в
суффиксах существительных?
Разноуровневые карточки .
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7 -10 предложений)
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Буквенный диктант «Проверяю себя»
1.Длинный языч…к,
2.Детский стиш..к
3. Душистый горош…к
4.Белый воротнич…к
5.Золотой петуш...к
6.Последний кусоч…к
7.Чистый роднич…
8.Красный колпач…к
9.Снежный комоч...к
10.Сладкий пирож...к
№ сло-ва | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант ответа | о | о | е | о | о | е | о | о | е | о |
В) Творческое задание
Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В этот раз мне пришлось любоваться громадами снежных дворцов, слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса…
продолжите текст.
Рефлексия.
Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
- Сегодня на уроке я научился…
- Я оцениваю свою работу на …, потому что…
Дома:
1)выполнить упр.
2) составить 10 слов для взаимодиктанта.
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7 -10 предложений)
Горшоч.к, мешоч.к, дружоч.к, кружоч.к, пучочек, сучоч.к, девч.нка, рубаш.нка, грач.нок, мышон.к. Задач.й, рубаш.нка, бараш.к, пейзаже., шалаш.м, одеж.нка, ча.ей, медвеж.нок, страж.й,
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка снегур.чка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышк.м пригрета и нарумянена.
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7 -10 предложений)
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок. плющ.м, ландыш.м, грач.м, девч.нка, быч.к
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка снегур.чка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышк.м пригрета и нарумянена.
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7 -10 предложений)
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка снегур.чка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышк.м пригрета и нарумянена.