СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний. ЕГЭ № 7, 8, 12 Имя прилагательное, имя числительное, причастие, глагол 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 часть темы "Правописание окончаний" систематизирует правила написания окончаний прилагательных, числительных, причастий и глаголов. На уроке через упражнения, мини-тесты и задания демоверсии-2020 частично отрабатывается выполнение № 7, 8, 12 ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний. ЕГЭ № 7, 8, 12 Имя прилагательное, имя числительное, причастие, глагол 10 класс»

Правописание  окончаний.  ЕГЭ № 7, 8, 12   Имя прилагательное, имя числительное,  причастие, глагол

Правописание окончаний. ЕГЭ № 7, 8, 12 Имя прилагательное, имя числительное, причастие, глагол

Безударные окончания прилагательных Сформулируйте правило написания окончаний прилагательных и причастий.

Безударные окончания прилагательных

Сформулируйте правило написания окончаний прилагательных и причастий.

ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ  И ПРИЧАСТИЙ ПРИ ? = ЧАСТИЕ ЛАГАТЕЛЬНОЕ ! ИМ. ПАД. МУЖ. Р. Прочитайте теорию учебника § 40, стр. 206: что бы Вы добавили к правилу? Упражнение 219

ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

ПРИ

?

=

ЧАСТИЕ

ЛАГАТЕЛЬНОЕ

! ИМ. ПАД. МУЖ. Р.

Прочитайте теорию учебника § 40, стр. 206:

что бы Вы добавили к правилу?

Упражнение 219

Образец задания № 8 ЕГЭ Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (5) ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9) А) неправильное употребление 1) Благодаря наличия у предприятия падежной формы существительного автотранспорта для перевозки служащих с предлогом. специалисты всегда оказываются на  объектах вовремя. Б) нарушение в построении предложения 2) На мелководных участках растительность с причастным оборотом. образует перемычки, разделяющими  озеро на отдельные плёсы. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Ошибка на употребление падежной формы существительного дана как повторение материала предыдущего урока. Ученики должны объяснить суть ошибки в построении предложения с причастным оборотом, предложить правильный вариант. А Б В Г Д 1 2

Образец задания № 8 ЕГЭ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (5) ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9)

А) неправильное употребление 1) Благодаря наличия у предприятия падежной формы существительного автотранспорта для перевозки служащих с предлогом. специалисты всегда оказываются на

объектах вовремя.

Б) нарушение в построении предложения 2) На мелководных участках растительность с причастным оборотом. образует перемычки, разделяющими

озеро на отдельные плёсы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Ошибка на употребление падежной формы существительного дана как повторение материала предыдущего урока.

Ученики должны объяснить суть ошибки в построении предложения с причастным оборотом, предложить правильный вариант.

А

Б

В

Г

Д

1

2

Проанализируйте предложения и, обнаружив ошибку, исправьте её. Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.  ОДНОМУ из героев (как ому ?) ищущ ему Мы направились к шоссе, обозначенном на карте  красной точкой.  К  ШОССЕ (как ому ?) обозначенн ому Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.  РЕБЯТ (как ИХ ?) увлекающ ИХ ся В 1 предложении нет ошибки.

Проанализируйте предложения и, обнаружив ошибку, исправьте её.

  • Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

ОДНОМУ из героев (как ому ?) ищущ ему

  • Мы направились к шоссе, обозначенном на карте

красной точкой.

К ШОССЕ (как ому ?) обозначенн ому

  • Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.

РЕБЯТ (как ИХ ?) увлекающ ИХ ся

В 1 предложении нет ошибки.

Склонение сложных имён числительных     дв е ст и  дв ух сот количественные Меняют обе (сколько?)  дв умя ст ами  порядковые части о дв ух ст ах (какой по счёту?) слова Меняют дв ух сот ый последнюю часть дв ух сот ого слова дв ух сот ому

Склонение сложных имён числительных

дв е ст и

дв ух сот

количественные

Меняют

обе

(сколько?)

дв умя ст ами

порядковые

части

о дв ух ст ах

(какой по счёту?)

слова

Меняют

дв ух сот ый

последнюю часть

дв ух сот ого

слова

дв ух сот ому

Склонение 40, 90, 100 – ОБА (2) –  ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА (1,5 – 150) ПАДЕЖИ И = В  ОСТАЛЬНЫЕ  *СОРОК *СОРОК * ДЕВЯНО * ДЕВЯНО * ПОЛ СТ * ПОЛ СТ А СТ СТ О У ТОРА А ТОРА А глаз, ухо Р глазами, ушами ОБ ОБ ИМИ А Е О Е М СР  Ж рука руками

Склонение 40, 90, 100ОБА (2) – ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА (1,5 – 150)

ПАДЕЖИ

И = В ОСТАЛЬНЫЕ

*СОРОК *СОРОК

* ДЕВЯНО * ДЕВЯНО

* ПОЛ СТ * ПОЛ СТ

А

СТ

СТ

О

У

ТОРА

А

ТОРА

А

глаз, ухо

Р

глазами, ушами

ОБ

ОБ

ИМИ

А

Е

О

Е

М

СР

Ж

рука

руками

Укажите правильные варианты  А) семидесятью книгами  Б) в двух тысяча третьем году  В) шестьсот пятьдесят второй ученик  Г) девяноста пятый дом  Д) в шесть тысяч двадцать первом автомобиле  Е) не хватает полтора метров  Ж) около пятиста шагов  З) к семидесяти двум страницам В Д З

Укажите правильные варианты

А) семидесятью книгами

Б) в двух тысяча третьем году

В) шестьсот пятьдесят второй ученик

Г) девяноста пятый дом

Д) в шесть тысяч двадцать первом автомобиле

Е) не хватает полтора метров

Ж) около пятиста шагов

З) к семидесяти двум страницам

В Д З

Найдите ошибки в употреблении  А) на семидесяти языках  Б) тысяча девятисот шестьдесят первого года  В) к ста тридцати девяти столам  Г) в тысяча девятьсот сорок одном году А) около тридцати трех футов  Б) тремяста километрами  В) трехтысячного посетителя  Г) двадцатиграммовая шоколадка Б Г Б

Найдите ошибки в употреблении

А) на семидесяти языках

Б) тысяча девятисот шестьдесят первого года

В) к ста тридцати девяти столам

Г) в тысяча девятьсот сорок одном году

А) около тридцати трех футов

Б) тремяста километрами

В) трехтысячного посетителя

Г) двадцатиграммовая шоколадка

Б Г

Б

Образец задания № 7 ЕГЭ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. опытные  ТРЕНЕРЫ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет  ТУФЕЛЬ Ответ: ___________________________. Учащиеся решают задание и объясняют ответ. ОБЕИМ

Образец задания № 7 ЕГЭ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

Ответ: ___________________________.

Учащиеся решают задание и объясняют ответ.

ОБЕИМ

Образец задания № 12 ЕГЭ Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква . Запишите номера ответов. 1) уполномоч..нный, слыш..м 2) опаса..шься, потрат..вший 3) закле..шь, неслыш..мый 4) посе..шь, потрач..нный 5) помож..шь, дви́ж..мый Ответ: ___________________________. Учащиеся объясняют, на что должны обратить внимание в задании. Следует также выяснить специфику задания: почему объединены разные морфемы (окончания глаголов и суффиксы причастий)? Ученики должны осознать, что написание гласной в суффиксе причастия напрямую зависит от формы глагола (спряжения или инфинитива).

Образец задания № 12 ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква . Запишите номера ответов.

1) уполномоч..нный, слыш..м

2) опаса..шься, потрат..вший

3) закле..шь, неслыш..мый

4) посе..шь, потрач..нный

5) помож..шь, дви́ж..мый

Ответ: ___________________________.

Учащиеся объясняют, на что должны обратить внимание в задании.

Следует также выяснить специфику задания: почему объединены разные морфемы (окончания глаголов и суффиксы причастий)? Ученики должны осознать, что написание гласной в суффиксе причастия напрямую зависит от формы глагола (спряжения или инфинитива).

БЕЗУДАРНОЕ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛА

! Алгоритм применяем только к БЕЗУДАРНЫМ окончаниям.

! Приставку ВЫ- у глагола убираем.

1. Задайте ? к глаголу .

2. Определите вид глагола (совершенный / несовершенный).

3. Задайте ? инфинитива , не меняя вида (что сделать?/ что делать?).

4. Выделите финаль .

5. Определите спряжение , помня об исключениях.

6. Выберите гласную (Е/И; А, Я/ У, Ю).

При закреплении алгоритма рассуждения важно :

  • применять данный алгоритм только к БЕЗУДАРНЫМ окончаниям глаголов, иначе изначально можно ошибиться (например, Лет`еть какого спряжения? 99 % детей решают, что I спряжение. Просим проспрягать: лет`ишь, лет`им, лет`ят… II спряжение);
  • особое внимание к приставке ВЫ-, которая «перетягивает» на себя ударение (например, в`ылететь – лет`еть ). Следовательно, видя в задании приставку ВЫ-, сначала убираем её, потом определяем спряжение;
  • рассуждение начинаем с вопроса к глаголу для определения вида, чтобы предупредить распространённую ошибку при подмене вида.

Вспоминаем правило определения спряжения.

Лексическая работа: зиждиться – основываться, опираться на что-либо; брезжить – рассветать, чуть виднеться при свете утра, перен. смутно представляться, едва намечаться; зарождаться, слабо проявляясь.

Фина́ль (лингв.) - конечная буква (звук) или сочетание конечных букв (звуков) в слове, которые могут исчезать при словообразовании, например, -Ать, -Ять, -Ить, - Еть…

Демонстрируем шестишаговый алгоритм примером конкретного глагола, например, борЮ/Ятся: что делают? – несовершенный вид – что делать? – бор Оть ся – 1 спряжение – Ут/Ют: борЮтся.

II СПР I СПР

* - Ить искл.: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,

ЗИЖДИТЬСЯ, БРЕЗЖИТЬ

* 4 - Ать: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ остальные

* 7 -Еть: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, (и)

ЗАВИСЕТЬ, (и) ТЕРПЕТЬ, (и) ОБИДЕТЬ, (и) ВЕРТЕТЬ

(4 искл. + остальные)

(11 искл. + Ить)

11

Образец задания № 12 ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) уполномочЕнный, слыш..м

2) опаса..шься, потратИвший

3) закле..шь, неслышИмый

4) посе..шь, потрачЕнный

5) помож..шь, дви́жИмый

Ответ: _____________________ .

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

* -Ить: КЛЕИТЬ, МЕРИТЬ

* -Еть: ОПОСТЫЛЕТЬ,

ОПРОТИВЕТЬ

* ОБЕЗ-/ОБЕС-: обезлюдЕ/Ить,

обезрыбЕ/Ить…

* -Ять: остальные , например,

лаять, веять, реять,

таять, лелеять, баять,

надеяться, каяться,

маяться, затеять, хаять,

отчаяться, чуять, чаять,

блеять…

Обратить внимание учеников на формы инфинитивов, написание которых следует запомнить. Логично выделить по 2 глагола на –ИТЬ и на -ЕТЬ , в которых часто допускают ошибки; остальные вызывающие затруднения инфинитивы будут на –ЯТЬ .

Лексическая работа: опостылеть – надоесть , баять – говорить, рассказывать; хаять – неодобрительно отзываться, порочить кого-либо, что-либо , чаять – надеяться, ожидать чего-нибудь.

Особо следует сказать о глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-: « лишиться самому» (непереходный глагол) пиши –ЕТЬ/ «лишить кого-то чего-нибудь» (переходный глагол) пиши –ИТЬ. В походе ребёнок обессилиЕт. – В этом поединке наш борец обессилИт соперника.

Учащиеся письменно отрабатывают алгоритм определения окончания глагола.

3 4

Домашнее задание Упражнения 276, 283, стр. 234 № 3.

Домашнее задание

  • Упражнения 276, 283, стр. 234 № 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!