СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. Новая тема.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Урок русского языка в 4а классе МБОУ ТСОШ №1

Дата: 26.11.18.

Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

Учитель: Марфина Татьяна Анатольевна

Цели урока.

Образовательные:

  1. Познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже 1, 2, и 3-го склонения

  2. Закрепить знания об окончаниях имён существительных в именительном и винительном падежах единственного числа

  3. Формировать орфографическую зоркость.

Развивающие:

        1. Развивать устную и письменную речь.

        2. Развивать умение аргументировать свой ответ.

        3. Развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету.

  2. Воспитывать культуру речи.

  3. Воспитывать любовь и уважение к матери; воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность, прилежание.

УУД, формируемые на уроке

(универсальные учебные действия)

  1. Личностные:

-  создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-  формирование умения слушать и слышать собеседника;

- формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.



  1. Метапредметные:



а) Регулятивные:

-формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

-находить и исправлять собственные ошибки;

- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

б) Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основы смыслового чтения, умение выделять из текстов существенную информацию;

-- самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; выбор наиболее эффек­тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование.



в) Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-умение договорится и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Предметные:


- актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных;

-сформировать представление о родительном падеже имени существительного;

-формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже;

-овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже.



Тип урока: Открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Базовый уровень:

Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Указывать склонение, выделять окончания.

Повышенный уровень:

Составлять и записывать словосочетания, заменяя имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом или без предлога в форме родительного падежа. Указывать склонение, выделять окончания.

Оборудование:

Для учителя: учебник, презентация, доска.

Для учеников: пенал, дневник, учебник, тетрадь, карточки 1, 2, 3, сигнальные карточки склонений

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии. Интерактивные технологии (работа в парах, группах); исследовательская деятельность, технология дифференцированного обучения, информационно-коммуникативная, технология деятельностного подхода.






Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь.

Урок хотелось бы начать словами А.Л. Барто (Слайд 1)


«Все я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Математику учу…»

Как вы думаете, почему я урок начала этим четверостишьем? (Вчера был День матери.)

-Правильно. Этот день празднуется в последнее воскресенье ноября с 1998 года, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

- Какой по счёту день в этом году? (20-й)

-А вы, ребята, для кого всё делаете? ( Для себя, мамы,…)

-Я желаю вам успехов, чтобы потрудились для себя и порадовали маму!


2. Проверка домашнего задания

— Дома вы составили два предложения с одним и тем же именем существительным. Прочитайте сначала в форме И.п. А теперь в форме В.п. (Упражнение 188 стр. 106)

-В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких разные?

-Одинаковые в 3 скл существительное – площадь нулевое, 2 скл существительное-озеро(неодушевлённое)

-Разные в 1 скл-книга, 2 скл-учитель.


1-е скл

2-е скл

3-е скл

И.п

книга

учитель

озеро

площадь

окончания

--о

-

В.п

книгу

учителя

озеро

площадь

окончания

-я-о

-

(Слайд 2)



3.Актуализация знаний.

а.) Чистописание.

-Запишите число, классная работа.

-Минутка чистописания Мм мм см ам

-Какой звук обозначает буква эм? (Согласный). Дайте характеристику этого звука. ( Звонкий непарный; парный по мягкости, твёрдости).

-Запишите буквосочетания, соблюдая последовательность. Следите за высотой и правильностью соединения букв.

б.) Словарная работа

-Запишите слова:

сердце любовь матушка пальчик дружок мать отец

-Какое задание можно выполнить с этими словами? (Определить склонения.)

-Как определить склонение имен существительных?

-Определим склонение имён существительных с помощью сигнальных карточек ( Сердце-2 скл. Любовь-3скл.Мать-3скл.матушка-1скл.Пальчик-2скл.Дружок-2скл.Отец- 2скл.)

-

-Назовите орфограммы, которые встретились в данных словах.

в.) Развитие речи

-Вспомните пословицы о мамах с данными словами.


Нет милее дружка, чем родная матушка.

Без матери и отца изба не красна.

Добрая мать добру и учит.

При солнышке тепло, при матушке добро.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.


Без матери пчёлки – пропащие детки.

-Запишите пословицу. Разберите предложение по членам предложения. Дайте характеристику.

4.Постановка учебной задачи

Работа в группе

-У вас на столах лежат карточки №1. Прочитайте словосочетания.

-Определите склонение и падеж имён существительных. Поставьте ударение и выделите окончания.


1 группа

Вышел из кали'тки (1-е скл. Р. п.)

Отошёл от берёзы (1-е скл. Р. п.) (Слайд 3)


2 группа

Подняла с по'ла (2-е скл. Р. п.)

Убежала от медве'дя (2-е скл. Р. п.) (Слайд 4)


3 группа

Связала из ше'рсти (3-е скл. Р. п.)

Добежал до пло'щади (3-е скл. Р. п.) (Слайд 5)

-Что объединяет все эти существительные? (Безударные окончания.)

-Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже).

— Как проверить безударное окончание? (Существует два способа проверки: 1) определить падеж: склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в родительном падеже; 2) подобрать суще­ствительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.)

- Какие слова-подсказки вы знаете? (1 скл-земля, 2скл-серебро, 3 скл-степь)



5.Открытие новых знаний.

а) работа в паре

-А теперь возьмите карточки № 2. Давайте заполним таблицу. (Слайд 6, 7)

Дети по ходу ответов заносят данные в таблицу.


Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Роль в предложении

Р.п.

кого? чего? где? куда? откуда?

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между

Второстепенный

член

-На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

- Какие предлоги относятся к существительным в родительном падеже? (от, до из, без, у, для, около, с, вокруг). Выбираем данные из карточки №1

-Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже?

- Какие окончания имеют существительные 2 склонения в родительном падеже?

-Какие окончания имеют существительные 3 склонения в родительном падеже?

-Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже? (Второстепенным, а точнее дополнением)


б) работа по учебнику с 107

-Откройте учебники на с 107.

- Рассмотрите таблицу. Что мы с вами ещё не учли? ( Вопросы: где? куда? откуда?)

-Когда имя существительное в родительном падеже отвечает на эти вопросы, то в предложении это другой второстепенный член-обстоятельство.

6. Физминутка

- Послушайте стихотворения. Какие предлоги вы запомнили?


Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки (Слайд 8)

Языком я собирал.





- А я – падеж Родительный. (Слайд 9)

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я:

Предлоги часто мне друзья:

И «С», и «До», и «У», и «Из»- (дети встают, повторяют движения)

До неба вверх и с неба вниз.




7. Первичное закрепление


- На стр. 108 упр. 193 прочитайте.

— Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».)

(Комментированное письмо.)

— Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание ? (1-го и 3-го склонения.)

— От чего зависит выбор окончания или -ы? (После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых ы.)



- Новое слово инженер.

— Объясните значение этого слова по толковому словарю. (Учебник стр152, словарь С.И.Ожегова с 215

— Запишите слово инженер, инженеры поставьте ударение, подчеркните орфограммы.


Слово инженер пришло в русский язык из французского язы­ка. Первоначальное значение этого слова в языке — остроумный, одарённый.

—Составьте с этим словом предложение, употребив его в родительном падеже.


8.Включение в систему знаний


Разноуровневые карточки:


Программный уровень: Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение, выделите окончания.

Пришёл из (библиотека) - пришёл из библиотеки (1 скл)

письмо от ( дедушка Вася) - письмо от дедушки Васи (1 скл)

житель (Сибирь) - житель Сибири (3 скл)

спросил у (инженер) - спросил у инженера (2 скл)

покупка (мебель) – покупка мебели (3 скл)



Уровень повышенной сложности: Запишите в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из или без предлога в форме родительного падежа. Выделите окончания, укажите склонение.

Вишнёвый компот- компот из вишни (1 скл)

морковный сок- сок из моркови (3 скл)

медвежья берлога- берлога медведя (2 скл)

ласточкино гнездо- гнездо ласточки (1 скл)

земляничный кисель- кисель из земляники (1 скл)


Самопроверка по эталону. (Слайд 10, 11)

Самооценка. (◕‿◕) (Слайд 12)


9. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

-Для чего вам нужны эти знания?

-Спасибо за урок!

10. Итог урока

— Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже?

— У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?

Домашнее задание

Стр.110 упр. 200 (Слайд 13, 14)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!