Урок русского языка в 4а классе МБОУ ТСОШ №1
Дата: 26.11.18.
Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Учитель: Марфина Татьяна Анатольевна
Цели урока.
Образовательные:
Познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже 1, 2, и 3-го склонения
Закрепить знания об окончаниях имён существительных в именительном и винительном падежах единственного числа
Формировать орфографическую зоркость.
Развивающие:
Развивать устную и письменную речь.
Развивать умение аргументировать свой ответ.
Развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету.
Воспитывать культуру речи.
Воспитывать любовь и уважение к матери; воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность, прилежание.
УУД, формируемые на уроке
(универсальные учебные действия)
Личностные:
- создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
Метапредметные:
а) Регулятивные:
-формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;
-находить и исправлять собственные ошибки;
- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
б) Познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основы смыслового чтения, умение выделять из текстов существенную информацию;
-- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование.
в) Коммуникативные:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
-умение договорится и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3. Предметные:
- актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных;
-сформировать представление о родительном падеже имени существительного;
-формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже;
-овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Базовый уровень:
Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Указывать склонение, выделять окончания.
Повышенный уровень:
Составлять и записывать словосочетания, заменяя имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом или без предлога в форме родительного падежа. Указывать склонение, выделять окончания.
Оборудование:
Для учителя: учебник, презентация, доска.
Для учеников: пенал, дневник, учебник, тетрадь, карточки 1, 2, 3, сигнальные карточки склонений
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии. Интерактивные технологии (работа в парах, группах); исследовательская деятельность, технология дифференцированного обучения, информационно-коммуникативная, технология деятельностного подхода.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь.
Урок хотелось бы начать словами А.Л. Барто (Слайд 1)
«Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу…»
Как вы думаете, почему я урок начала этим четверостишьем? (Вчера был День матери.)
-Правильно. Этот день празднуется в последнее воскресенье ноября с 1998 года, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
- Какой по счёту день в этом году? (20-й)
-А вы, ребята, для кого всё делаете? ( Для себя, мамы,…)
-Я желаю вам успехов, чтобы потрудились для себя и порадовали маму!
2. Проверка домашнего задания
— Дома вы составили два предложения с одним и тем же именем существительным. Прочитайте сначала в форме И.п. А теперь в форме В.п. (Упражнение 188 стр. 106)
-В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких разные?
-Одинаковые в 3 скл существительное – площадь нулевое, 2 скл существительное-озеро(неодушевлённое)
-Разные в 1 скл-книга, 2 скл-учитель.
| 1-е скл | 2-е скл | 3-е скл |
И.п | книга | учитель озеро | площадь |
окончания | -а | --о | - |
В.п | книгу | учителя озеро | площадь |
окончания | -у | -я-о | - |
(Слайд 2)
3.Актуализация знаний.
а.) Чистописание.
-Запишите число, классная работа.
-Минутка чистописания Мм мм см ам
-Какой звук обозначает буква эм? (Согласный). Дайте характеристику этого звука. ( Звонкий непарный; парный по мягкости, твёрдости).
-Запишите буквосочетания, соблюдая последовательность. Следите за высотой и правильностью соединения букв.
б.) Словарная работа
-Запишите слова:
сердце любовь матушка пальчик дружок мать отец
-Какое задание можно выполнить с этими словами? (Определить склонения.)
-Как определить склонение имен существительных?
-Определим склонение имён существительных с помощью сигнальных карточек ( Сердце-2 скл. Любовь-3скл.Мать-3скл.матушка-1скл.Пальчик-2скл.Дружок-2скл.Отец- 2скл.)
-
-Назовите орфограммы, которые встретились в данных словах.
в.) Развитие речи
-Вспомните пословицы о мамах с данными словами.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Без матери и отца изба не красна.
Добрая мать добру и учит.
При солнышке тепло, при матушке добро.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Без матери пчёлки – пропащие детки.
-Запишите пословицу. Разберите предложение по членам предложения. Дайте характеристику.
4.Постановка учебной задачи
Работа в группе
-У вас на столах лежат карточки №1. Прочитайте словосочетания.
-Определите склонение и падеж имён существительных. Поставьте ударение и выделите окончания.
1 группа
Вышел из кали'тки (1-е скл. Р. п.)
Отошёл от берёзы (1-е скл. Р. п.) (Слайд 3)
2 группа
Подняла с по'ла (2-е скл. Р. п.)
Убежала от медве'дя (2-е скл. Р. п.) (Слайд 4)
3 группа
Связала из ше'рсти (3-е скл. Р. п.)
Добежал до пло'щади (3-е скл. Р. п.) (Слайд 5)
-Что объединяет все эти существительные? (Безударные окончания.)
-Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже).
— Как проверить безударное окончание? (Существует два способа проверки: 1) определить падеж: склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в родительном падеже; 2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.)
- Какие слова-подсказки вы знаете? (1 скл-земля, 2скл-серебро, 3 скл-степь)
5.Открытие новых знаний.
а) работа в паре
-А теперь возьмите карточки № 2. Давайте заполним таблицу. (Слайд 6, 7)
Дети по ходу ответов заносят данные в таблицу.
Падеж | Вопросы | Предлоги | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | Роль в предложении |
Р.п. | кого? чего? где? куда? откуда? | без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между | -ы -и | -а -я | -и | Второстепенный член |
-На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
- Какие предлоги относятся к существительным в родительном падеже? (от, до из, без, у, для, около, с, вокруг). Выбираем данные из карточки №1
-Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже?
- Какие окончания имеют существительные 2 склонения в родительном падеже?
-Какие окончания имеют существительные 3 склонения в родительном падеже?
-Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже? (Второстепенным, а точнее дополнением)
б) работа по учебнику с 107
-Откройте учебники на с 107.
- Рассмотрите таблицу. Что мы с вами ещё не учли? ( Вопросы: где? куда? откуда?)
-Когда имя существительное в родительном падеже отвечает на эти вопросы, то в предложении это другой второстепенный член-обстоятельство.
6. Физминутка
- Послушайте стихотворения. Какие предлоги вы запомнили?
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки (Слайд 8)
Языком я собирал.
- А я – падеж Родительный. (Слайд 9)
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – И вот он я:
Предлоги часто мне друзья:
И «С», и «До», и «У», и «Из»- (дети встают, повторяют движения)
До неба вверх и с неба вниз.
7. Первичное закрепление
- На стр. 108 упр. 193 прочитайте.
— Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».)
(Комментированное письмо.)
— Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)
— От чего зависит выбор окончания -и или -ы? (После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых —ы.)
- Новое слово инженер.
— Объясните значение этого слова по толковому словарю. (Учебник стр152, словарь С.И.Ожегова с 215
— Запишите слово инженер, инженеры поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке — остроумный, одарённый.
—Составьте с этим словом предложение, употребив его в родительном падеже.
8.Включение в систему знаний
Разноуровневые карточки:
Программный уровень: Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение, выделите окончания.
Пришёл из (библиотека) - пришёл из библиотеки (1 скл)
письмо от ( дедушка Вася) - письмо от дедушки Васи (1 скл)
житель (Сибирь) - житель Сибири (3 скл)
спросил у (инженер) - спросил у инженера (2 скл)
покупка (мебель) – покупка мебели (3 скл)
Уровень повышенной сложности: Запишите в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из или без предлога в форме родительного падежа. Выделите окончания, укажите склонение.
Вишнёвый компот- компот из вишни (1 скл)
морковный сок- сок из моркови (3 скл)
медвежья берлога- берлога медведя (2 скл)
ласточкино гнездо- гнездо ласточки (1 скл)
земляничный кисель- кисель из земляники (1 скл)
Самопроверка по эталону. (Слайд 10, 11)
Самооценка. (◕‿◕) (Слайд 12)
9. Рефлексия.
-Понравился ли вам урок?
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
-Для чего вам нужны эти знания?
-Спасибо за урок!
10. Итог урока
— Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже?
— У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?
Домашнее задание
Стр.110 упр. 200 (Слайд 13, 14)