СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний существительных на ИЯ-ИЕ-ИЙ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний существительных на ИЯ-ИЕ-ИЙ»

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.
  • Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.
 Систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных». Формировать умение правильно писать падежные окончания существительных. ЦЕЛИ:

Систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных».

Формировать умение правильно писать падежные окончания существительных.

  • ЦЕЛИ:
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе  ПАДЕЖ  СКЛОНЕНИЕ  Р.п.  - И (Ы) Д.п. П.п.  I II III  -  -Е  -Е  -И  -  -И  -Е  - И

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

ПАДЕЖ

СКЛОНЕНИЕ

Р.п.

- И (Ы)

Д.п.

П.п.

I II III

-

-

- И

Вставьте пропущенные окончания существительных, объясните выбор окончания.    1) В зоопарк… у клетк… с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемух… стояли в кувшин… на окошк… 3) Кисти белых цветов сирен.. выделялись на зелен… листьев.4) Дом дедушк… стоит на окраин… деревн… 5) На болот… в воздух…пахло сыростью.
  • Вставьте пропущенные окончания существительных, объясните выбор окончания.

1) В зоопарк… у клетк… с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемух… стояли в кувшин… на окошк… 3) Кисти белых цветов сирен.. выделялись на зелен… листьев.4) Дом дедушк… стоит на окраин… деревн… 5) На болот… в воздух…пахло сыростью.

Составьте словосочетания глагол + существительное с данными глаголами. Отк…заться от … (помощ…, книг…, прогулк…) Изл…гать без… (подготовк…, запис…, задержк…) Подготовиться к … (атак…, охот…, школ…) Р…сти в … (рощ…, степ…, пол…)

Составьте словосочетания глагол + существительное с данными глаголами.

  • Отк…заться от … (помощ…, книг…, прогулк…)
  • Изл…гать без… (подготовк…, запис…, задержк…)
  • Подготовиться к … (атак…, охот…, школ…)
  • Р…сти в … (рощ…, степ…, пол…)
ПОВТОРИМ Окончание –е пишется: у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах; у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах. Окончание –и (-ы) пишется: у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах; у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах.

ПОВТОРИМ

Окончание –е пишется:

у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах;

у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах.

Окончание –и (-ы) пишется:

у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах;

у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах.

 Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж, выделите окончания.  Доверять молодеж_, жить в республик_, удивляться необъятной шир_ моря, расставить на скатерт_, посадить цветы на балкон_, работать на дач_ с весны до осен_, улыбаться от гордост_ и радост_.

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж, выделите окончания.

Доверять молодеж_, жить в республик_, удивляться необъятной шир_ моря, расставить на скатерт_, посадить цветы на балкон_, работать на дач_ с весны до осен_, улыбаться от гордост_ и радост_.

 О компани_, в путешестви_, к экскурси_, в планетари_.

О компани_, в путешестви_, к экскурси_, в планетари_.

 Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных на ИЕ, ИЯ, ИЙ.

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных на ИЕ, ИЯ, ИЙ.

 Цель: закрепить навык правописания падежных окончаний существительных; научиться определять падеж существительных, научиться выбирать гласные в безударных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.

Цель: закрепить навык правописания падежных окончаний существительных; научиться определять падеж существительных, научиться выбирать гласные в безударных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.

К какому склонению относятся слова: компания, алюминий, знание? Просклоняйте данные имена существительные.

К какому склонению относятся слова:

компания, алюминий, знание?

Просклоняйте данные имена существительные.

Падеж Сущ. 1-го и 2-го склонения на –ия, -ий, -ие И.п. Компания, алюминий, знание Р.п. Компани и , алюминия, знания Д.п. Компани и , алюминию, знанию В.п. Компанию, алюминий, знани е Т.п. Компанией, алюминием, знанием П.п. Компани и , алюмини и , знани и

Падеж

Сущ. 1-го и 2-го склонения на –ия, -ий, -ие

И.п.

Компания, алюминий, знание

Р.п.

Компани и , алюминия, знания

Д.п.

Компани и , алюминию, знанию

В.п.

Компанию, алюминий, знани е

Т.п.

Компанией, алюминием, знанием

П.п.

Компани и , алюмини и , знани и

Особенности склонения существительных на –ия, -ий, -ие Р.п. -ия -и Д.п. -ий -ие В.п. -и - - - - П.п. - -и - -е -и -и

Особенности склонения существительных на –ия, -ий, -ие

Р.п.

-ия

Д.п.

-ий

-ие

В.п.

-

-

-

-

П.п.

-

-

 Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной орфограммы.  Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стран.. . Он был на территори.. (К,к)арели.., на берегах (Ч,ч)ерного моря. Посетил  пустыни Средней (А,а)зи.. . В состав.. русской арми.. воевал против (Т,т)урци.. .

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной орфограммы.

Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стран.. . Он был на территори.. (К,к)арели.., на берегах (Ч,ч)ерного моря. Посетил  пустыни Средней (А,а)зи.. . В состав.. русской арми.. воевал против (Т,т)урци.. .

 Выполнение упражнения 538 письменно

Выполнение упражнения 538 письменно

Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания имён существительных.  Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, вошёл в здани_, находился в здани_, был в экспедици_, пришёл из экспедици_.

Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания имён существительных.

Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, вошёл в здани_, находился в здани_, был в экспедици_, пришёл из экспедици_.

Проверь себя! Работает в театре, училась в консерватории, нашёл у дороги, служил в армии, вышел на станции, живут в Азии, обитает в Америке, вошёл в здание, находился в здании, был в экспедиции, пришёл из экспедиции.

Проверь себя!

Работает в театре, училась в консерватории, нашёл у дороги, служил в армии, вышел на станции, живут в Азии, обитает в Америке, вошёл в здание, находился в здании, был в экспедиции, пришёл из экспедиции.

Алгоритм Существительные на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ    на на на -ий -ие -ия -И в П.п. Был в планетари и -И в Р.п., Д.п., П.п. -И в П.п. Был на станци и , Находиться в здании на лекци и , на презентаци и  -Е в В.п. Вошёл в здание

Алгоритм

Существительные на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ

на

на

на

-ий

-ие

-ия

в П.п.

Был в планетари и

в Р.п., Д.п., П.п.

в П.п.

Был на станци и ,

Находиться в здании

на лекци и ,

на презентаци и

в В.п.

Вошёл в здание

 Существительное  III склонение Р.п., Д.п., П.п. II склонение I склонение Д.п., П.п. Р.п. П.п. - И - И -Е -Е

Существительное

III склонение

Р.п., Д.п., П.п.

II склонение

I склонение

Д.п., П.п.

Р.п.

П.п.

- И

- И

Домашнее задание §96-97, упр. 541 Повторить изученное по теме «Падежные окончания существительных» к диктанту.

Домашнее задание

§96-97, упр. 541

Повторить изученное по теме «Падежные окончания существительных» к диктанту.