Актуализация знаний, минутка чистописания | | Беседа | Откройте тетради, запишите число, классная работа. На доске вы видите упражнение для минутки чистописания, напишите их. Какая орфограмма у слова «снег»? Какое проверяемое слово? А как проверить слово «снежный»? К слову «снегирь»? Верно, ребята! | Снега Снежок Снег |
Самоопределе-ние к деятельности | совершенствовать умение писать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода | Беседа | Ребята, послушайте внимательно стихотворение, потом вы ответите на вопросы. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Найдите имена прилагательные, описывающие снег. Запишите их, поставьте ударение, выделите окончания. Подберите свои имена прилагательные. Допишите одно прилагательное. Что снег укрыл пеленою? Подберите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите их, поставьте ударение, выделите окончания. В каком падеже стоят эти имена прилагательные? Назовите окончания имен прилагательных. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока: Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже. | Слушают Белый, пушистый Записывают мягкий, липкий, красивый, белоснежный Поле Белое, широкое, зимнее Записывают Именительный падеж -ое, -ее О склонении имен прилагательных в именительном падеже |
Работа по теме урока | совершенствовать умение писать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами | Работа с учебником Упражнение | Откройте свои учебники на странице 17й Рассмотрите схемы и прочитайте примеры. Как определить имена прилагательные м.р. и ср.р. в И.п.? Какие окончания имеют имена прилагательные в данной форме? Прочи тайте рубрику «Вспомните!». Запомните, ребята! Именительный падеж единственного числа мужжского рода – это начальная форма имени прилагательного. В данной форме окончания –ый и –ий НЕ совпадают с окончанием вопроса «какой?», поэтому написание этих окончаний НАДО запомнить! Прочитайте это правило еще раз про себя. Так как понять, что прилагательное стоит в начальной форме? | Открывают К вопросу «Какой?» относятся окончания -ой, -ый, -ий К вопросу «Какое?» относятся окончания -ое и -ее По имени существительному, от которого зависит прилагательное. -ой, -ый, -ий, -ое, -ее Читают Прочитали Оно стоит в именительном пажеже |
Проверка понимания | развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами воспитывать самостоятельность в работе с заданиями | Упражнение Самостоятельная работа Взаимопроверка | Откройте следующую, 18ю страницу. Прочитайте текст в 30м упражнении. Какие окончания вы вставите в словах «зимний» и «синий»? На какой вопрос они отвечают? Спишите, вставляя пропущенные окончания. Какие главные члены предложения? Докажите, что только одно прилагательное употреблено в именительном падеже. Какие слова с корнем -син- являются однокоренными, а какие — формами одного и того же слова? ФИЗМИНУТКА Прочитайте упражнение 31. Выполните его самостоятельно, после вы проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь тетрадями с соседом и исправьте его ошибки карандашом. Ребята, составьте предложение с любым словосочетанием в именительном падеже. Например: Пассажирский поезд быстро набирал скорость, удаляясь от станции. Или Домашнее животное лечит людей от одиночества. Напишите каждый своё предложение. Молодцы, ребята! Посмотрите, тут есть словарное слово. Кто знает, что такое правительство? Правительство — высший исполнительный орган государственного управления и государственной власти. | Открывают Читают -ий Какой? Списывают Вечер зажег, ветви сыплют В форме именительного падежа употреблено прилагательное зимний (вечер), оно относится к существительному вечер, которое отвечает на вопрос что? и стоит в И. п. Слова синем, синие, синий являются формами одного слова, а слово подсиненный - родственное по отношению ко всем остальным однокоренным словам Читает 1 ученик Российское правительство, правительственное сообщение, автомобильный завод, инженерное дело, электрический утюг, пассажирский поезд, сельское хозяйство, домашнее животное, огородное растение. Обмениваются тетрадями и исправляют Составляют и рассказывают Записывают Рассказывают |
Закрепление материала | воспитывать самостоятельность в работе с заданиями | Работа с карточками Работа в парах | Посмотрите на парты, что вы видите? Прочитайте задание на карточках. Выполните задание. Проверяем, что у вас получилось. | Карточки Читает 1 ученик Проверяют вместе с учителем |
Рефлексия, подведение итогов | | | Какую цель мы ставили на урок? Как вы думаете, мы ее достигли? Посмотрите, у вас на партах лежат листы. Это лесенка успеха. Нарисуйте человечка на той ступеньке, которая вам соответствует. Ребята, кто отлично понял? Кто понял хорошо? Кто понял тему? Кто немного понял? Кто вообще не понял? Я рада, что вы поняли тему! | Узнать какие окончания могут иметь имена прилагательные м.р. и ср.р. ед. числа в И.п. и отчего это зависит их написание Да Рисуют человечка Поднимают руки |