СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание парных согласных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание парных согласных»

«Правописание парных согласных на конце слова»


1. Мотивация на учебную деятельность

-Возьмите друг друга за руки.

-Постарайтесь передать тепло своих рук своему товарищу, чтобы если сейчас он волнуется, переживает, - успокоился, понял, что рядом  его друг, готовый всегда прийти на помощь.

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас  ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. 
Дети лицом к гостям.
– Мы рады приветствовать вас в классе.
– Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло.
– Пусть будет уютно и очень легко
– Поручено нам вас сегодня встречать
– Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться. Что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Прежде чем нам перейти к  теме урока, я прошу вас по рисунку узнать пословицу.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

 Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. Посмотрите на карту урока. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать некоторые задания. 5 баллов- это максимальное количество баллов за урок.

2.Актуализация знаний

- Да, без труда не выловишь даже рыбки из пруда. Если на уроке мы приложим старание, будем терпеливыми и трудолюбивыми у нас есть шанс поймать рыбку. Наша рыбка живет в пруду. В пути нас ожидает много интересных встреч. Итак, в путь!

- На пруду живет очень много лягушек, давайте вспомним про них дразнилку.

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят!

- А вот и первая встреча. Ребята, Нюша и Крош  играют в школу.

Нюша.  Крош, назови предметы, изображенные на этих картинках.

Крош. Шоколад,  пирог, арбуз

П. Молодец, Крош, а теперь скажи: на какие звуки заканчиваются эти слова?

В. На согласные, конечно.

П. А на какие – звонкие или глухие?

В. задумывается.

- Ребята, давайте поможем Крошу определить, какие это звуки.

-Произнесем слова, назовем в каждом слове последний звук и обозначим его на схеме.

Дети хором называют слова, повторяют последний звук, обозначают его на схеме:

        арбу 

        шокола

        пиро

В. Ого, как интересно!

-Ребята, а что интересного заметил Крош? ( Во всех словах на конце слышим глухой согласный)

-А почему слышатся глухие согласные звуки? (Парные  звонкие согласные звуки в конце слов заменяются парными глухими – оглушаются)

Н. А теперь, Крош, объясни, какие буквы ты напишешь на месте этих звуков?

К. Проще ничего нет. В слове "шоколад" напишу букву "т", в слове "арбуз"- "с", в слове "пирог"- "к"

Н. Нет, Крош, тут что – то не то, вот я точно знаю, что в слове "шоколад" на конце надо писать букву "д", сама на фантике читала.

-   Задумались Нюша и Крош, а как объяснить, не знают.

-Поможем Нюше и Крошу?

- Какая возникла проблема?

(- Какую букву парного согласного писать на конце слова?)

3.Формулирование темы урока и постановка цели урока

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? («Парные согласные на конце слова»)

- Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной на конце слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться подбирать проверочные слова).

Что мы должны очень хорошо знать по теме «Парные согласные на конце слова»? (Парные согласные)

Минутка чистописания

Напишите  эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).

Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону).

Оцените свою работу.

Зачем нужно знать парные согласные? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).

- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где                                         надо проверять?
Как

В слове пирог  пишем «ге», потому что есть однокоренное слово пироги .

- Докажите правильность написания парных согласных в других словах.

- Как называются слова - доказательства.

Проверочные.

- А как называются те слова, которые мы проверяли?

- Проверяемые.

- Посмотрите внимательно  дайте определение, какие слова называются проверочными?

Слова, в которых после согласных стоят гласные, называются проверочными.

Что в этих словах надо проверять? (парный согласный)На доску вывешиваю Б-П, Д-Т, Г-К

Где в слове находится эта буква? (на конце слова)

- Как подобрать проверочное слово?

Предлагаю вам восстановить правило. Посигнальте мне, если будете испытывать трудности.

КАРТОЧКА

Чтобы правильно написать букву согласного на конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.

- Зачитайте правило своему соседу. Постройте домик у кого ответы совпадают.

Проверьте по образцу, насколько точно вы смогли восстановить правило. Оцените  работу своего соседа в картах урока.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Продолжаем наше путешествие. Нас встречает Совунья.

- Сегодня я непросто Совунья, а Совунья-Загадунья. Попробуйте отгадать загадки.

- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый напишет слово на планшете, букву парного согласного на конце подчеркнуть.

Этот зверь тебе знаком –

 Ест мышей, пьет молоко.

 Но на кошку не похож,

 Весь в колючках длинных... (еж).

Он ходит голову задрав,

 Не потому, что важный граф,

 Не потому, что гордый нрав,

 А потому, что он... (жираф).

Берега зелёные, вода красная, а рыбки чёрные. (Арбуз)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (гриб)

Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий …
(Дрозд)


Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зеленая (пруд)

- Совунье понравились ваши ответы. Она дарит вам «помогалочку», чтобы быстрее подбирать проверочные слова.

Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).

Много (изменить количество и станет много).

Нет (добавить “нет” - изменить форму слова).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Работа в группах.

- Дорогие мои ребятишки,

А в зоопарк не хотите ли?

(Дети получают карточки-пазлы с проверяемым словом и с проверочным, если проверочное слово подобрано верно – получится картинка животного)

МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ (порода онагадори, разводят в Японии, длина хвоста до 10м), ВОРОБЕЙ

- Что объединяет эти слова?

-  Правильно, это слова с непроверяемым написанием. Каждая группа составит предложение со своим словом и запишет его в тетрадь.

Работа в парах

- Ребята мы знаем , что Нюша очень хозяйственная девочка. Она сегодня наводит порядок в домике.  Поможем Нюше убрать лишние вещи, и расставим все на свои места. Найдите в карте урока задание №3.

КАРТОЧКА

  • Вычеркните слова, где нет орфограммы «Парная согласные на конце слова». Слова на изучаемое правило запишите в тетрадь, орфограмму подчеркнуть

( Сон, тетрадь, корень, утюг, двор, шкаф , комод, шарф, карандаш, хлеб, щавель.)

- Сверьте свою работу с соседом. Постройте домик, если ваши работы совпали. Проверьте по эталону. Оцените работу соседа в карте.

- Почему эти слова требуют проверки? (правило)

6.Самостоятельная работа.

 - Что-то мы ходим, ходим а пруда не видно, не заблудились ли мы?

Давайте спросим дорогу у Бараша. Бараш очень творческая личность, на наш вопрос он ответил в письменной форме. (Зачитываю).  Посмотрите в карту урока, задание №4. Текст у вас у всех один, но задания разные. Прочитайте и выполните.

Дорогой, дру.(к,г)! Иди через ле.(з,с). Под ёлкой живет ё(ж,ш).
За лесом пру(д,т). Через него мос.(д,т). В воде плавает много ры(п,б).
(Дети получают разноуровневые карточки)

I уровень

Дорогой, дру.(к,г)! Иди через ле.(з,с). Под ёлкой живет ё(ж,ш).
За лесом пру(д,т). Через него мос.(д,т). В воде плавает много ры(п,б).

II уровень

Дорогой, дру…! Иди через ле…. Под ёлкой живет ё….
За лесом пру…. Через него мос…. В воде плавает много ры….

III уровень

Дорогой, друк! Иди через лес. Подёлкой жевет ёш.
За лесом прут. Через него мосд. В ваде плавает много рып. (7)

Проверка по эталону.

- Оцените свою работу.

7.Рефлексия.
Вот мы и добрались до пруда, но рыбки не видно. Она появится как только узнает, чему вы научились на уроке и ваше настроение.

- Что надо проверять?

- Где надо проверять?

- Как надо проверять? (ПРАВИЛО)

- Встаньте, кто набрал 5 баллов. (аплодисменты) Кто 4 балла. (аплодисменты)

- А теперь хочется узнать ваше мнение об уроке. ЕСЛИ

  • Было интересно и легко  проголосуйте желтой ладошкой

  • Были затруднения, неинтересно - голубой ладошкой

Вот и рыбка, это символ наших знаний и умений, полученных на уроке благодаря нашим стараниям и трудолюбию.

8. Д/З.    - Закончилось наше путешествие. Но мы ещё будем тренироваться и все научимся безошибочно писать парные согласные на конце слова.
-Мне понравилось, как вы работали. Все были активными. Молодцы! Благодарю всех за урок.

Чтобы вы дома вспомнили  об уроке и поделились впечатлениями со своими близкими,  Смешарики дарят вам свои фотографии. На обратной стороне фотографии текст, с домашним заданием.

КАРТОЧКА

Прочитайте предложения, записанные на карточках найдите слова, в которых допущены ошибки. Выпишите правильно эти слова в тетрадь, подберите проверочное слово. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

        Уже потемнел снек.

        На реке треснул лёт.

        Растаял снежный сугроп.

        Морос не щиплет за ноз.

        Это наступила весна.             



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!