Урок русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель
Закрепить и скорректировать знания обучающихся о правописании букв парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Задачи урока:
обучающие: - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
формирование умения применять полученные знания на практике;
формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
развивающие: - развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие слуховой и зрительной памяти;
развитие орфографической зоркости учащихся;
формирование познавательной мотивации;
воспитывающие: - воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;
- уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
Метапредметные:
Познавательные:
-учить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока.
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;
- формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;
- формировать умение оценивать себя;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные:
- формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:
- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию,
Личностные:
- развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- проявлять интерес к изучению темы урока.
Ход урока
1.Орг. момент
2. Мотивация на уч. деятельность
-Ребята, я хочу начать наш урок с загадки. Отгадайте её.
Вот так тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Что это за царица? (зима)
- Сегодня главным гостем нашего урока будет зима.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число , классная работа. Январь – середина зимы.
- На уроке нас ждет зимняя дорога, повторить нам надо много.
3.Самоопределение к деятельности.
- Но зима не ходит одна, с ней её верные помощники. Отгадайте кто они?
(слайд 1)
[сугроп], [сн’эк], [марос]
-Посмотрите на звуковой состав слов. Напишите слова, обозначая их буквами. Давайте проверим, правильно ли вы их написали. Какая орфограмма объединяет все эти слова?
( парные согласные)
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (парные согласные в корне слова). Это тема для нас новая? (нет)
- Какие умения мы будем отрабатывать на сегодняшнем уроке? (слышать парный согласный звук в корне слова, правильно выделять корень, грамотно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, уметь подбирать проверочные слова)
-Я желаю вам на уроке удачной работы.
4.Практический этап
1) звуко – буквенный разбор
- Узнайте ещё одного помощника зимы:
Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берёт
Ну, конечно, это…(лёд)
Выполняется звуко - буквенный разбор слова , 1 человек работает у доски
Лёд – 1 слог
л - [л’] - согл., мягк, парн., звонк., непарн.
е - [о]- гласн., ударн.
д - [т ] - согл., тверд. парн., глух. парн.
3б, 3зв.
2) выборочный диктант
- Давайте вернемся к записанным словам, какая орфограмма еще встретилась в этих словах? (в слове мороз непроверяемая гласная о)
Я сейчас буду диктовать текст, а вы из текста выпишите однокоренные слова к этому слову (один ученик работает за доской).
Мороз разукрасил стекла на окнах. Первые заморозки бывают осенью. Хорошо поработал дедушка Морозко. Легкий морозец щиплет щёки.
- Подчеркните все орфограммы.
-Почему слово Морозко написали с большой буквы? (имя сказочного персонажа)
- Докажите, почему эти слова являются однокоренными? (близки по значению и имеют одинаковый корень)
- Какое из данных слов является проверочным к словам с парными согласными? Почему?
( морозец, после согласной стоит гласная)
- Как проверить парный согласный в корне слова?
- Какие способы проверки парных согласных вы знаете? (изменение формы слова или подбор однокоренного слова; по команде вопроса - много кого? чего?
нет кого? чего)
3) работа над предложением
- Ребята, а кто знает о каком дереве говорят «могучий великан»?
(Дуб - дерево до 40-50 метров высотой, с мощным стволом, достигающим до 1,5 м в диаметре)
Могучий - сильный
- Посмотрите на репродукцию картины Владимира Маркова «Зимний дуб» (слайд 2).
-Поделитесь своими впечатлениями.
-Русский писатель Ю. Нагибин написал рассказ, который так и называется «Зимний дуб», послушайте строчки из этого рассказа.
«Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями».
( Художники и писатели в своих произведениях показывают красоту русской природы и призывают нас научиться видеть эту красоту)
- Составьте предложение по картине. Запишем его.
Могучий дуб стоял на поляне. ( дети объясняют орфограммы)
- Это предложение распространенное или нет?
(дети подчеркивают грамматическую основу, выписывают словосочетания).
4) «Поиграем с зайчиком»
- А под дубом сидел маленький зайчишка. (слайд 3)
- Давайте перечислим, что есть у зайчика ласковыми словами. В словах должны быть парные согласные. Записываем эти слова, проверяя по алгоритму, который мы составили на предыдущих уроках.
Глазки – слышу звук [с], проверяю – глаза, пишу букву з - глазки; ушки-слышу звук ш, проверяю – уши, пишу букву ш - ушки; зубки, лапки, бровки, губки.
- А чтобы наш зайчишка не замерз, я предлагаю ему одеть...
(на слайде появляются картинки: шапка, шубка, шарф, варежки, сапожки), дети записывают сначала проверочное слово ,затем проверяемое:
Шапочка - шапка, шуба - шубка, шарфы - шарф, варежечка, нет варежек – варежка, сапожок, сапоги – сапожки.
Физминутка.
-Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5)развивающее задание
-Зимушка приготовила для вас интересное задание, выполнить его смогут внимательные ученики. Попробуем?
(слайд 4)
- Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные слова (15 сек, после чего запись закрывается)
Сторож, медведь, сладкий, ложка, улыбка.
Напишите слова, которые начинаются на букву с; (сторож, сладкий)
Напишите слово, в котором букв больше, чем звуков; (медведь)
Напишите слово, которое начинается с гласной буквы; (улыбка)
Напишите оставшееся слово ;(ложка)
Проверка: ученики читают записанные слова, объясняя их написание.
6)работа с учебником.
- И ещё одно задание приготовила Зимушка, но разгулялась метель и некоторые буквы потерялись. Поможем Зиме собрать их. Откройте учебник на стр. 28 упр. 49.
-Вам предстоит поработать самостоятельно, надо показать хорошие знания проверки слов с парными согласными.
(5 чел. сдают тетрадь на проверку, с остальными детьми идет проверка вставленных букв, дети проводят самооценку +; -;!)
5.Подведение итогов урока, рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Какую орфограмму мы повторяли? (правописание парных согласных в корне слова). Мы показали Зимушке, что урок наш прошёл не зря. Продолжите фразу…
-Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….
- Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
-Повторите последние строчки.
-Кто доволен своей работой на уроке? А кто испытывал трудности в написании слов с парными согласными?
Я тоже довольна вашей работой. Молодцы!
6.Домашнее задание
- Послушайте домашнее задание: откройте дидактический материал стр. 51 упр. 2 . Это упражнение состоит из двух частей, по желанию выбираем любую часть для выполнения.
Наш урок окончен, всем спасибо за работу.
9