СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует формированию навыков правописание приставок в словах. Способствует созданию  активмзации познавательной деятельности у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок»

План – конспект урока по русскому языку Шмелевой Н.А. 3 класс


Тема: «Правописание приставок»


Цели урока

образовательные:

  • создавать условия для воспроизведения опорных знаний,

  • добиваться осознанного усвоения новых знаний о правописании

приставки с парным согласным,

  • способствовать формированию практических навыков правописания

приставки с-;

развивающие:

  • создавать условия для активизации познавательной деятельности

школьников: развития интереса, мышления, активности, самостоятельности,

  • содействовать развитию умения вести под руководством учителя

частично-поисковую деятельность на этапе изучения нового материала:

сопоставлять языковой материал, анализировать, обобщать;

  • стимулировать обоснованные ответы, обеспечивать развитие связной речи

детей с включением терминологии, соответствующей теме урока;


воспитывающие:

  • воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов

в русском языке,

  • содействовать осознанию детьми ценности дружбы, совместной

деятельности.



Ход урока.


I. Организация класса.


II. Чистописание.

1. Работа по индивидуальным карточкам (разбор по составу).

2. Задание по чистописанию.

а) – Прочитайте слова, написанные на доске

(походка, пробел, навес, подсказка, заколка, птица, отлёт,

досрочно, надпись, освещение)

– Найдите лишнее слово. (Птица)

– По какому признаку вы его исключили?

– Что такое приставка? Для чего служит?


б) – Разбейте оставшиеся слова на 2 группы.

( приставки с «а»;

приставки с «о»)

– Как пишутся гласные в приставках?

– Как пишутся парные согласные в приставках?

в) – Назовите приставки с буквой «а»;

составим цепочки для минутки чистописания:

наℓзаℓнад / заℓнадℓна / …

– Как изменилась цепочка?

– Какая цепочка должна быть следующей? надℓнаℓза

г) – Назовите приставки с буквой «о»;

составим цепочки для минутки чистописания, используя их тройками: попроот / одопод / .

д) разделите для переноса подчёркнутые слова:

( до - срочно, под - сказка, осве – щение )

– Какие правила переноса слов вспомнили?

III. Формирование новых умений и навыков.

1. Актуализация опорных знаний.

Выборочный диктант: записать только слова с приставками.

Дописал, письмо, подпись, записка, письменный, описал, списывание.

– Какие это слова? Докажите, что они родственные.

– Какие части слова ещё знаете?

– Выделите в каждом слове приставку, подчеркните в них

гласные и парные согласные, написание которых

расходится с произношением. Почему так происходит?

– В какой приставке в гласной расхождения нет. Почему?

– Какую приставку, среди данных, ещё не изучали? (с-)

– Охарактеризуйте звук [с] (согл., глух., парный, твёр.)

2. Сообщение темы и задач урока.

– Сегодня будем изучать правописание приставки с-.

– Чтобы сформулировать правило написания приставки

с парным согласным с-, мы ответим на вопросы:

1) Расходится ли произношение и написание приставкис-?

2) Зависит ли её написание от произношения?

3) Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании

приставки с-?

– Понаблюдаем за словами, чтобы справиться с

поставленной задачей.

3. Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

– Какие слова изображены с помощью звуков?

[зб’ижат’] [скрут’ит’] [здат’]

сбежать скрутить сдать

[здружыт’] [зброс] [св’аска]

сдружить сброс связка

– Чем сходны все эти слова? (приставкой с-)

– Сравните произношение и написание приставки в каждом

слове. Что наблюдаете?

– Как же может произноситься приставка с-?

– А как пишется? Зависит ли написание от произношения?

– Будем ли проверять парный согласный в приставке?

– Вернёмся к вопросам, которые помогут нам сделать вывод.

1. Дети самостоятельно формулируют вывод.

2. Уточнение сведений о правописании приставки с-

( по учебнику)

4. Упражнение в образовании слов с приставкой с-.


1. Хвойный лес. (сбор)


2. Спрятанные ценности. (склад)


 3. Сражение. (сбой)


4. Домик для отдыха в пригороде. (сдача)


5. Корень слова лётчик(слёт)

– Запишите полученные слова, выделите приставку с-,

подчеркните её в тех словах, где произношение расходится

с написанием.


Проверка 

Сбор, склад, сбой, сдача, слёт.

– Как же может произноситься приставка с-?

– А как пишется?


5. Упражнение в различении слов с приставкой С-

и слов, начинающихся буквой З, стоящей в корне слова.


Наша задача – понаблюдать за словаминачинающимися буквой С и буквой З и установить,является ли З приставкой

(по учебнику)
– Прочитайте слова. Назовите слова с приставками и

скажите, от каких слов они образованы.

– Обратите внимание, какая приставка пишется во всех этих

словах.

– Можно ли с- писать отдельно от слова? Почему?

– Задайте вопросы к словам с приставкой. Какой частью речи

они являются?

– Прочитайте оставшиеся слова.

– С какой буквы они начинаются? (с буквы з).

– В какой части слова она находится?

– Запишите сначала слова без приставок.

Выделите корень, подчеркните букву З

Вывод.

Буква З находится в корне слова, поэтому приставкой не является.


– Запишите слова с приставками.

– Работа продолжается по заданиям в упр. по учебнику


– Повторное чтение сведений о правописании

приставки с- 

(Физкультминутка)

– Если указываю на слово с приставкой, то похлопайте, если указываю на слово без приставки – потопайте.

IV. Выполнение упражнений на применение знаний.

1. Самостоятельная работа по вариантам.

2. Проверка самостоятельной работы.

– Объясните, как вы раскрыли скобки.

3. Работа по выяснению смысла пословиц: 4. Выборочный диктант: выписать слова с приставкой с-.

Сварить кисель, смазать пирог, склеить поделку,

скатился на санках, смеялся до слёз, сбить сосульку.

– Какие слова выбрали?

– Какую приставку написали?

5. Логическое упражнение. Найди лишнее слово

6. Ребусы.

– Чем похожи составленные слова? Назовите слова с одинаковой приставкой. Сравните произношение гласной в приставке этих слов. Почему это происходит?

V. Итог урока.

1. – Какую приставку изучали на уроке?

2. Оценка работы детей на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!