СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Урок 67.
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, форми-рования умения проверять изучаемые орфограммы

Тип урока

Урок постановки и решения учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании
правил правописания, подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в слове, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

Личностные
результаты

Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом
решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; орфографический словарь

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

– Выполните письмо по образцу:

Мм ммм Мм Мо Мр ма ум.

Мороз, метель

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная. Устный опрос. Монологические ответы

– Прочитайте предложения.
Назовите слова с пропущенными буквами, объясните свой выбор написания

Читают предложения из домашнего упражнения. Объяс-няют орфограммы.

Также может быть проведена выборочная проверка домашней работы

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

Правильно выполненное домашнее задание

IV. Актуализация знаний.

Фронтальная. Практический.

– Отгадайте загадки, отгадки
запишите в тетрадь.

Слушают загадки,
записывают отгадки,

Пр. – применяют изученные ранее правила право-

Фронтальный (отве-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Создание
проблемной
ситуации

Письмо.

Индивидуальная работа

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются … (бумажки).

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой … (щетки).

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(Сердце.)

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Ёж.)

– Нет ли среди этих слов лишнего? (Сердце.) Почему это слово лишнее? (В нем нет изученных
ранее орфорамм.)

– Какая орфограмма в слове
«сердце»?

находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их
и объясняют условия выбора.

На обратной стороне доски задание выполняет один ученик. После завершения
работы он открывает доску и объясняет орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске.








Решают проблемную ситуацию.



Понимают недостаточность имеющихся знаний.

писания.

П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

ты на во-просы); индивидуальный
(грамотное письмо)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



– Сколько звуков и сколько букв
в этом слове?

– Почему звуков меньше чем
букв? (Один звук не произно-
сится.)

– Звук, который не произносится, называется непроизносимым. Именно о словах с таким звуком
(словах с непроизносимым согласным) мы с вами будем сегодня говорить






Выясняют значение термина «непроизносимые согласные»

Читают тему урока



V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа

– Тему урока вы уже знаете.
Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке

Слушают учителя, предлагают свои
формулировки цели деятельности
на уроке

Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Устные ответы

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Наблюдение
над произношением и написанием слов с не-произносимым согласным

Фронтальная. Словесный. Чтение.

Наблюдение
за лингвистическим мате-
риалом.

Чтение теоре-тической информации

– Прочитайте слова с непроизносимыми согласными в корне
(учебник, упр. 223).

– Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв?

– Какие звуки не произносятся?

– Ознакомьтесь с теоретическим
материалом о непроизносимом согласном.

Выполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом
учебника, извлекают необходимую информацию и, опираясь

Пр. – применяют знание
фонетического материала при использовании правил правописания.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их

Фронтальный. Устные ответы
на вопросы учителя
по новой
теме


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

(учебник,
упр. 223).

Чтение сведений о непроиз-носимом согласном (с. 117)

в учебнике. Устные моно-логические ответы

– Когда в корне может быть
непроизносимый согласный?

Почему он назван непроизно-
симым?

на нее, отвечают
на вопросы учителя

существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения,
делают выводы, формули-руют их.

Р – выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в учебнике.

К – строят монологическое высказывание с учетом
поставленной коммуникативной задачи


Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 224)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

– Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. В каком слове есть непроизносимый согласный?

Читают предложенный материал, вставляют пропущенные буквы, объясняют
выбор написания

Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные

Фронтальный. Правильное
выполнение упражнения
(устный ответ,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6





действия в материализо-
ванной, громкоречевой
и умственной форме

грамотное
письмо)

2. Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах
(учебник,
упр. 225). Работа с правилом
в учебнике

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Беседа, письмо

– Внимательно прочитайте
задание упражнения. Ответьте
на вопросы.

– Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму.

– Попробуйте сформулировать правило написания непроизно-
симого согласного.

– Прочитайте правило на с. 118 учебника.

– В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма? Какое слово может быть прове-рочным?

Читают задание упражнения, отвечают на вопросы.

Письменно выполняют задание в тетради. Делают попытки сформулировать
правило написания непроизносимого
согласного. Сверяют свои формулировки с правилом в учеб-
нике

Пр. – владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое
правило.

П – составляют простейшие инструкции при решении лингвистической
задачи.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения

Фронтальный. Правильное
выполнение упражнения
(устный ответ,
грамотное письмо)

3. Формирование умения
соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове-
ряемом и проверочном словах

Фронтальная, индивидуальная. Практи-
ческий. Письменное выполнение упраж-нения

– Выполните упр. 226 (подберите
к каждому слову слово с непроизносимым согласным). Обозначьте орфограмму

Письменно выполняют задание в тетради

П – ориентируются
на возможность решения отдельных лингвистических задач.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; оценивают свои достижения, осознают

Фронтальный.
Письменное выполнение упражне-ния


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

(учебник,
упр. 226)




способы преодоления
трудностей


VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

••Урок помог мне…

••Для меня было сложным…

••Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 154)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!