№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | - Здравствуйте, ребята, давайте настроимся на хорошую работу. Давайте пожелаем друг другу успеха в работе (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят): - желаю (большой палец) - успеха (указательный палец) -большого (средний палец) - во всем (безымянный палец) - и везде (мизинец). Садитесь | Приветствовать учителя Слушать учителя |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Ребята, давайте выполним небольшое задание. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов. Су[п]-зу[б, п] Го[д, т]-ро[т] Кру[г, к]-зву[к] Рука[в, ф]-шка[ф] Гара[ж, ш]-шала[ш] Моро[з, с]-вопро[с] Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь - А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке. - Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите. - Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? - Догадались, какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? | Выполняют задание Читают пары слов Отвечать на вопросы - Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [с] - Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук - Тема нашего урока: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". - Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог | 2 мин | - А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов? Давайте подберем проверочные слова - Попробуйте сформулировать правило, которым мы будем пользоваться в дальнейшем при проверке слов с парными по глухости-звонкости согласными. | - Проверочным словом для каждого из данных слов будет являться его форма множественного числа - Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции |
4. | Открытие детьми нового знания Практический: учебный диалог Практический: выполнение физических упражнений | 7 мин | - проверим наше утверждение. Обратимся к учебнику на странице 19. - Кто прочитает нам правило? - Хорошо. Так, значит, какие есть способы проверки парного согласного на конце слова? - Ребята, а что такое однокоренные слова? - А формы слова? - Молодцы, ребята. - Сейчас мы немного дадим отдохнуть нашим глазкам и приготовим руки к письму . Не поворачивая головы, только глазками Посмотрели на парту, на окно, на доску, на дверь, на потолок ( так 4-5 раз) Зажмурились, открыли гзки, поморгали ( 4-5 раз) Глазки у нас отдохнули, надо пригоовить к письму пальчики Взялив руки ручку, покрутили ее между ладошками, чтобы ладони стали теплыми Добавили к ручке простой карандаш, повторили движуния. Отложили ручку и карандаш. Мы готовы работать дальше | Читают правило - Существуют способы проверки парного согласного на конце слова: 1. изменить форму слова 2. подобрать однокоренные слова - Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень. - Формы слова – это изменение одного и того же слова. Повторяют движения за учителем |
5. | Первичное закрепление Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Откройте упражнение 31 на странице 19. Начнём выполнять его. - Кто прочитает нам задание? - Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные? - Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках. 1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы. -Хорошо, спасибо. Отметка… - А кто запишет и объяснит слова под цифрой 2? 2. Городок, загородный, город, городки. - Молодец. Отметка… - Ну и под цифрой 3. 3. Резать, резчик, резьба, резной. - Отлично. Отметка… - Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой? - Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять. - Отлично, ребята, вы справились с этим заданием. Что узнали , выполняя это упражнение? Встаём все., немного отдохнем. Раз- подняться, потянуться Два-согнуться, разогнуться Три- в ладоши три хлопка На четыре- руки шире Пять- руками помохать Шесть- за парту тихо сесть, | Выполняют упражнение Читают задание Работают у доски - Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб». - В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город». - В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать». Выполняют задание - Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным. Выполняют задание Узнали, что вучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения | 7 мин | Поработаем с рабочими листами ( задание №1) Читаем первуюпару слов, подбираем проверочные слова (лук-луг) Какое значение у каждого слова - Отлично. От чего может зависить правописание парной согласной в конце слова? Задание №2 Мы будем менять форму слов или подбирать однокоренные или родственные слова? | Выполняют задание Правописание парной согласной может зависить от значения слова Менять форму слов |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 7 мин | Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20. - Кто прочитает нам задание? - Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова? - Отлично. Приступим к выполнению задания. - Кто прочитает слова под цифрой 1? 1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы. - Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова? - Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2. 2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес). - А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова? - Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы. - В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова? - Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова? - Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять. | Выполняют задание Читают задание Читает слова - Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных Читает слова - В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза» - Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным - Это слова: (много) берёз, берёзка. А в остальных словах совпадает. - В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания | 5 мин | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочий лист, задание 3,6 - Учебник: стр. 19, правило выучить. – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. – Над какой темой мы работали? - А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? – Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным? – Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить. Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось... – Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. В начале урока мы пожелали друг другу успеха во всем. Прошу подумать, с какое настроение у вас в конце урока и прикрепить на доску смайлик. Наш урок окончен. | Записывают домашнее задание - Мы работали над темой: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". Я считаю, что цели урока были достигнуты. - Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции Выполняют задание Дополняют фразы |