СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным»


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным


Цели деятельности учителя:

  • развитие умения различать парный согласный, написание которого надо проверять;

  • формирование умения находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук;

  • формирование умения подбирать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать парные по глухости – звонкости согласные звуки;

  • соотносить произношение и обозначение буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным;

  • определять словарные слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания


Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.



п/п


ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята, давайте настроимся на хорошую работу.


Давайте пожелаем друг другу успеха в работе (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):
- желаю (большой палец)
- успеха (указательный палец)
-большого (средний палец)
- во всем (безымянный палец)
- и везде (мизинец).

Садитесь


Приветствовать учителя




Слушать учителя


2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения











Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, давайте выполним небольшое задание.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов.

Су[п]-зу[б, п]

Го[д, т]-ро[т]

Кру[г, к]-зву[к]

Рука[в, ф]-шка[ф]

Гара[ж, ш]-шала[ш]

Моро[з, с]-вопро[с]

Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь

- А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

- Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.

- Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?

- Догадались, какая тема нашего урока?



- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?




Выполняют задание





Читают пары слов






Отвечать на вопросы

- Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [с]

- Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук

- Тема нашего урока: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным".

- Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог







2 мин

- А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов? Давайте подберем проверочные слова


- Попробуйте сформулировать правило, которым мы будем пользоваться в дальнейшем при проверке слов с парными по глухости-звонкости согласными.


- Проверочным словом для каждого из данных слов будет являться его форма множественного числа

- Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции

4.

Открытие детьми нового знания

Практический: учебный диалог





Практический: выполнение физических упражнений




7 мин

- проверим наше утверждение. Обратимся к учебнику на странице 19.

- Кто прочитает нам правило?

- Хорошо. Так, значит, какие есть способы проверки парного согласного на конце слова?



- Ребята, а что такое однокоренные слова?

- А формы слова?

- Молодцы, ребята.

- Сейчас мы немного дадим отдохнуть нашим глазкам и приготовим руки к письму .

Не поворачивая головы, только глазками

Посмотрели на парту, на окно, на доску, на дверь, на потолок ( так 4-5 раз)

Зажмурились, открыли гзки, поморгали ( 4-5 раз)

Глазки у нас отдохнули, надо пригоовить к письму пальчики

Взялив руки ручку, покрутили ее между ладошками, чтобы ладони стали теплыми

Добавили к ручке простой карандаш, повторили движуния. Отложили ручку и карандаш.

Мы готовы работать дальше


Читают правило

- Существуют способы проверки парного согласного на конце слова:

1. изменить форму слова

2. подобрать однокоренные слова

- Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень.

- Формы слова – это изменение одного и того же слова.


Повторяют движения за учителем


5.

Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения














Словесный: учебный диалог








5 мин

- Откройте упражнение 31 на странице 19. Начнём выполнять его.

- Кто прочитает нам задание?

- Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные?

- Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках.

1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы.

-Хорошо, спасибо. Отметка…

- А кто запишет и объяснит слова под цифрой 2?


2. Городок, загородный, город, городки.

- Молодец. Отметка…

- Ну и под цифрой 3.

3. Резать, резчик, резьба, резной.

- Отлично. Отметка…



- Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?

- Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

- Отлично, ребята, вы справились с этим заданием.



Что узнали , выполняя это упражнение?


Встаём все., немного отдохнем.

Раз- подняться, потянуться

Два-согнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка

На четыре- руки шире

Пять- руками помохать

Шесть- за парту тихо сесть,

Выполняют упражнение



Читают задание

Работают у доски



- Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб».

- В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город».

- В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать».

Выполняют задание

- Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным.

Выполняют задание




Узнали, что вучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения


7 мин

Поработаем с рабочими листами ( задание №1)

Читаем первуюпару слов, подбираем проверочные слова (лук-луг)

Какое значение у каждого слова


- Отлично.

От чего может зависить правописание парной согласной в конце слова?


Задание №2

Мы будем менять форму слов или подбирать однокоренные или родственные слова?


Выполняют задание






Правописание парной согласной может зависить от значения слова



Менять форму слов


7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения















Словесный: учебный диалог





7 мин

Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20.

- Кто прочитает нам задание?

- Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова?

- Отлично. Приступим к выполнению задания.

- Кто прочитает слова под цифрой 1?

1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.

- Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова?

- Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2.

2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес).

- А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова?

- Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы.

- В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова?

- Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова?

- Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

Выполняют задание


Читают задание






Читает слова



- Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных


Читает слова

- В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза»

- Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным

- Это слова: (много) берёз, берёзка.

А в остальных словах совпадает.


- В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой.

8.

Рефлексия деятельности


Словесный: учебный диалог

















Практический: выполнение задания

5 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочий лист, задание 3,6

- Учебник: стр. 19, правило выучить.

– Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

– Над какой темой мы работали?



- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

– Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным?








– Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • Я смог…

  • Было интересно узнать, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. В начале урока мы пожелали друг другу успеха во всем. Прошу подумать, с какое настроение у вас в конце урока и прикрепить на доску смайлик. Наш урок окончен.

Записывают домашнее задание




- Мы работали над темой: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". Я считаю, что цели урока были достигнуты.


- Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции

Выполняют задание


Дополняют фразы