Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.
Цели урока: Закрепить знания обучающихся о правописании разделительных твердых и мягких знаков, их месте в слове, повторить изученные орфограммы.
Задачи урока:
Совершенствовать умения проверять на практике правописания изученных орфограмм
Закрепить умение пользоваться правилом написания ь и Ъ
Развивать умение группировать, выделять подгруппы по определенным свойствам; умение отличать разделительные ь и ъ знаки; орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь обучающихся, их словарный запас.
Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.
Тип урока: обобщение изученного материала
Ход урока
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой своей дорожи!
- Предлагаю начать нам урок с упражнения «Поздоровайся ладошками!»
- Ребята перед вами лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.
- У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
К нам в гости пришли загадочные буквы.
Отгадайте их.
- Звука не обозначают, перед – е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою друзья!
(Это буква разделительный мягкий знак)
Было - сели, стало – съели.
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен?
(Твердый знак)
- Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей.
А что у них общего? (Слайд 1)
(Не обозначают звука; бывают только строчными, в словах с Ъ и ь всегда слышим звук (й))
- Молодцы! Я желаю вам сегодня плодотворно потрудиться. Открываем тетради и записываем число, классная работа. (Слайд 2,3 )
(Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от всех от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь (Слайд 4)
За работу я возьмусь.)
- Скажите, чем отличается написание Ъ и Ь знаков?
(Верхней волнистой линией).
- Пропишите полстроки Ь и полстроки Ъ.
Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ъ Ъ Ъ Ъ Ъ Ъ
- Напишите слова:
Съехал, льёт, объехал, ручьи.
- Запишите пословицу:
Ручьи сольются – реки будут, люди объединятся – силу их не сокрушить.
- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?
- Какие известные вам орфограммы встретились в этой пословице?
- Молодцы, ребята!
Сегодня мы с вами будем работать над правописанием слов с разделительным твердым и мягкими знаками.
- Наша задача на сегодняшнем уроке: помочь вам запомнить, когда же в словах пишется разделительный Ъ и разделительный Ь
- Наша задача: Быть внимательными, слушать учителя.
Мы будем думать, отвечать,
Рассуждать и обсуждать,
И в тетрадях писать
На оценку «5»!
- Ребята, я сегодня получила письмо. Прочитайте строчку из этого письма.
У нас все хорошо! Я пью молоко. А я веду съемку из ружья и делаю фотографии.
- Кто написал это письмо?
(кот Матроскин, пес Шарик)
- С какими орфограммами не знакомы эти герои?
- Исправили ошибки.
Напомним героям книги Э. Успенского правила правописания Ъ и Ь
Приведите примеры (Ъ) (Слайд 5,6)
Приведите примеры (Ь)
- Погода на улице испортилась, на небе появились тучка и принесла с собой задание.
- Слова заблудились. Запишите их в тетрадях в два столбика (с разделительным Ъ и Ь), а у доски работают два ученика.
- Раз, два, три, четыре,
Начинается игра.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь – учителя.
- Проверим как ребята у доски справились с заданием.
- Пришло время нам отдохнуть.
Физкультминутка
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли. Ручки сложили,
Головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть ни кого.
А себя лишь одного!
- Продолжим нашу работу. Составьте слова и запишите их. (Слайд 7)
-Давайте вспомним ещё раз правило правописания разделительного Ъ.
- А теперь каждый выполняет самостоятельную работу на карточках. Подчёркивает грамматическую основу в предложениях. Придумывает и записывает продолжение рассказа (2-3 предложения).
- Прочитайте свое продолжение рассказа.
- карточки вложим в рабочую тетрадь, в конце урока я их соберу и все проверю
- Пришло нам время отдохнуть. Встали, положили руки на пояс.
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам!
- Услышали слово с разделительным - Ъ выполняем наклон вперед; если в слове разделительный Ь – приседаем!
Объявление, лисьи, съежился, соловьи, подъезд, друзья, объяснение.
Опрос (Карточки)
Разделительный Ъ пишется после любой приставки, если начинается с букв е, ё, ю, я -
При переносе слова нельзя отрывать Ъ от предшествующей буквы +
В словах с разделительным Ъ и Ь всегда слышится звук (й) +
Разделительный Ь пишется в корне после согласного звука перед буквами е, ё, ю, я, и +
Я все знаю о правописании Ъ и Ь, мне больше не надо повторять эти правила + или –
- А сейчас откроем наш учебник на странице 138 упр.274 1 вариант списывает 1 и 2 пословицы; 2 вариант – 3 и 4 пословицы, вставляя при этом пропущенные буквы (Ъ и Ь), написав их, производит взаимопроверку. Тетради соберу у всех в конце урока и посмотрю, как вы справились с ролью учителя и ученика.
- Подведем с вами итог урока
- В каких случаях пишется Ъ? (Слайд 8)
- Какую роль играет разделительный Ь?
- Всем ребятам надо знать,
Где Ъ, а где Ь знак писать.
- Все на уроке старались. Особенно отличившиеся (получившие снежинки, подойдут после урока ко мне с дневниками).
- Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению. За хорошую работу на уроке вы награждаетесь шоколадными медальонами. (Слайд 10)
Домашнее задание:
- Придумать 4 слова с Ъ и 4 слова с Ь. Составить и записать с ними предложение (Слайд 9)