СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для закрепления правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»



Методическая разработка урока по теме « Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Актуальность.

Одна из главных задач учителя начальных классов – научить детей грамотно читать и писать. В русском языке произношение слов часто расходится с их написанием, и изучение орфограмм становится неотъемлемой частью процесса обучения. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу изучаются в период обучения грамоте, так как слова с данными сочетаниями довольно часто встречаются в речи, поэтому возникает необходимость в формировании у учащихся навыков правописания слов с данной орфограммой.



Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

1 класс

Тип урока

Урок систематизации и закрепления знаний.

Технология построения урока

Игровая. Урок – путешествие.

Тема

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цель

Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш], мягких согласных [ч], [щ] Систематизировать  знания по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Основные термины, понятия

Буквосочетания ЖИ-ШИ – пиши с И, ЧА-ЩА пиши с А, ЧУ-ЩУ пиши с У

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.


Ресурсы

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Корабль, флажки для рефлексии, карточки со скороговорками, карточки для работы в парах и группах, головные уборы для капитанов, карточки со словами П. И.Чайковский, И. И. Шишкин, карточки со слогами СО КРО ВИ ЩА, сундук, памятки



Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать навыки грамотного, безошибочного письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;

- уметь находить слова с данными сочетаниями в словах и предложениях.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации;

 - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

 - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Коммуникативные:

- развивать способность слушать собеседника и вести диалог; учиться выражать свои мысли;

 - принимать участие в игровой групповой работе;

 - допускать существование различных точек зрения;

  - доказывать своё мнение.


Регулятивные:


- понимать учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

- оценивать свои достижения на уроке.



Личностные: 

- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, развивать познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников;

- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Психологический настрой

- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Мы друг другу улыбнемся

И подарим добрый взгляд,

Ну а новому знакомству

Каждый здесь, надеюсь рад.

Вы соседу подмигните,

Руку ласково пожмите,

Все готовы отвечать?

Что ж, пора урок начать.


-Проверьте свои рабочие места , можно садиться.

-Вы знаете, ребята, я очень рада нашему знакомству, а вы? Покажите, какое у вас настроение? Я думаю, мы станем настоящими друзьями. Я для вас, моих новых друзей приготовила сюрприз.


Приветствуют учителя и садятся.

Вступают в диалог с учителем


2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

ВИДЕОЗВОНОК

( На экране видеоролик)

Здравствуйте, ребята. Мы ученики 1 класса … школы. Нашу учительницу зовут …. На уроках мы вместе с ней совершаем интересные путешествия в страну знаний. Сегодня она ведет урок у вас. А вы любите путешествовать? Тогда смело отправляйтесь в путь. Вас ждут необычайные приключения и удивительный сюрприз. Удачи вам, ребята!

- Послушайте и догадайтесь, на чем отправимся мы с вами.

(муз. фон Плеск волн.)

-Правильно, на корабле.

-Какой наш корабль?

Отправляемся в путь.

(муз. фон Гудок корабля)

-Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.


Смотрят видеоролик.














Слушают музыкальные фрагменты.

Вступают в диалог с учителем.


3.Самоопределение к деятельности.







Минутка чистописания


-А вот и первый остров – ОСТРОВ ЧИСТОПИСАНИЯ (СЛАЙД 1)

Чтобы к нему подплыть, откройте тетради и запишите дату: …

-А какие буквы живут на этом острове? Назовите.

Ж, И, Щ, У, А, Ч, Ш

- На какие 2 группы их можно разделить? (Согласные и гласные) Что можно добавить о согласных (Шипящие) Запишите буквы каллиграфически правильно.

- Какие сочетания согласных и гласных можно составить?

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

-Давайте запишем вместе, я пишу на доске, а вы красиво и аккуратно в своей тетради.


Обучающиеся смотрят на слайд.


Записывают в тетрадях дату

Отвечают на вопросы учителя






Записывают сочетания в тетрадь

4.Постановка цели и задач урока

-Как вы думаете, над чем мы с вами будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

-Что вы знаете о данных сочетаниях? Как их нужно писать правильно? А для чего это нужно? Чтобы стать какими?

Сегодня на уроке мы вспомним, повторим и проверим себя, умеем ли мы пользоваться этой орфограммой

Обучающиеся называют тему урока , определяют цель и задачи урока

5.Проверка уровня сформированности у учащихся обще учебных умений. 



-На нашем корабле мы отправляемся к следующему острову. Это ОСТРОВ СКОРОГОВОРОК. (Слайд)

- Что нам нужно будет сделать? Проговорить их быстро, четко, правильно.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

-Понятно ли вам, кого в скороговорке называют чушкой? Поросенка. Ведь щетинка или жесткие волосы на коже есть у поросенка.

-Молодцы! Отправляемся дальше.










Обучающиеся проговаривают скороговорки, высказывают свое мнение

6.Обобщение и систематизация знаний
























.











Перед нами ОСТРОВ ЗАГАДОК. (Слайд)

-Ваша задача прослушать загадку, записать отгадку, найти орфограмму в слове.

1.Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (ЕЖИК)

Проверьте, правильно ли вы записали ответ. Подчеркните орфограмму.

2. Беленькие и пушистые
и всегда живут в лесу.
Словно листики трясутся,
Завидев волка иль лису. (ЗАЙЧАТА)

3. Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (ЩУКА)

4.В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … (ЖИРАФ)


Правильно ли вы записали ответы. Оцените себя.


Как можно сказать одним словом? (Животные)

Какое животное не обитает в нашей местности?


- А знаете ли вы, что жираф является самым высоким животным на земле, высота тела взрослого жирафа от 5 до 6 метров.  Длина одного шага - 6-8 м.  Питаются они листьями кустарников и травой. Поскольку пища жирафов очень сочная, они способны обходиться без воды многие недели, возможно месяцы. 

Жираф также имеет самый длинный из всех млекопитающих язык (50 см).  Язык у жирафа черного цвета. Оказывается, он может чистить уши своим языком.







Обучающиеся записывают отгадку, выделяют в словах орфограмму.


















Дети проверяют и оценивают себя






Обучающиеся рассматривают жирафа на слайде, делают выводы

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Мы с вами прощаемся с островом загадок и отправляемся к следующему острову. Прочитайте его название. (Слайд)

ОСТРОВ ОШИБОК

-Как вы думаете, что вам предстоит сделать? Правильно, найти и исправить ошибки. Работать вы будете в парах. У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте, исправьте ошибки вместе со своим соседом по парте или, как говорят на судне, с соседом по каюте.


Моржы жывут в море.

Над водой кружылись чяйки.

Рыбак поймал щюку и два лещя.

- Прочитайте предложения, назовите, в каких словах были допущены ошибки. (Проверка по слайду)

Моржи живут в море.

Над водой кружились чайки.

Рыбак поймал щуку и два леща.








Работа в парах

Обсуждение детьми допущенных ошибок и их коррекция.









Самоконтроль


8.Музыкальная физпауза

Вы хорошо поработали, давайте отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется раз».


Обучающиеся выполняют движения под музыку, выбирают «лучшую фигуру»

9.Включение нового знания в систему знаний и повторение.













(Слайд)

-Наш корабль держит курс на необычный остров, это ОСТРОВ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ. Как вы думаете, кто такие знаменитости ?

Правильно, это люди, которые многого добились в жизни и поэтому их все знают. К таким людям относятся известные ученые, артисты, художники, музыканты. Прочитайте фамилию на табличке. П. И. Чайковский. Знаете ли вы что-либо об этом человеке.

(Слайд) Петр Ильич Чайковский - выдающийся русский композитор, который написал много красивых музыкальных произведений. Запишите и запомните фамилию этого композитора в тетрадь. Что нужно знать, чтобы записать это слово? (Фамилия пишется с заглавной буквы, Ч, Ча пишем с а) Первые буквы имени и фамилии тоже пишутся с заглавной буквы и называются инициалами.

Сейчас мы с вами послушаем маленький фрагмент его произведения «Времена года» Попробуйте догадаться, о каком времени года эта мелодия.

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА «ВРЕМЕНА ГОДА» ВЕСНА. Апрель Подснежник.

-Какая мелодия? Какое время года хотел передать автор через свою музыку? Конечно, это весна. Пробуждение природы после долгого зимнего сна он передает через легкую воздушную мелодию , наполненную радостью и светом. На уроках музыки вы обязательно познакомитесь с другими произведениями этого композитора.


-Прочитайте еще одну фамилию. ШИШКИН Кто этот человек, чем прославился? (Слайд)

Шишкин Иван Иванович – известный русский художник  рисовал очень красивые картины, на которых изображал родную природу. Посмотрите на некоторые произведения этого художника. Что он рисовал? Правильно, большинство его картин – это изображение леса, причем сосновый бор он любил изображать больше всего. О творчестве великого художника вы узнаете на уроках изобразительного искусства. А сейчас запишите фамилию автора себе в тетрадь. На что надо обратить внимание при написании, на какую орфограмму?




Обучающиеся высказывают свои предположения




Обучающиеся читают, вспоминают и делятся информацией о композиторе






Обучающиеся вспоминают и воспроизводят правило написания имен собственных



Обучающиеся слушают фрагмент из цикла «ВРЕМЕНА ГОДА»

Весна. Апрель Подснежник

Обучающиеся анализируют и высказывают свое мнение о музыкальном фрагменте.

Обучающиеся читают, вспоминают и делятся информацией о художнике











Обучающиеся дают ответы и делают запись в тетрадь

10.Обобщение и систематизация знаний


-Жаль расставаться с этим островом, но нам пора в путь. Впереди ОСТРОВ ПРОПУЩЕННЫХ БУКВ. Для посещения этого острова нам нужно объединиться в группы, точнее в экипажи, чтобы легче справиться с заданием.

Поместите каждое слово в свой столбик. Капитаны, получите задание. 1 экипаж - выписать слова с сочетанием ЖИ, ШИ, 2 экипаж-ЧУ, ЩУ, 3 экипаж - ЧА, ЩА

Ж…знь, ч…до, рощ…, дач…, лыж…, снеж…нки, ч…лок, ч…сы, малыш…, щ…ка, ч…йник, крич…

Проверка.








Работа в группах.

Обучающиеся выписывают слова с нужными сочетаниями.

Делают проверку.

11.Формирование выводов по изученному материалу

Всем экипажам объявляется благодарность. И мы направляемся к последнему острову. Обратите внимание, у него нет названия. Нам нужно срочно собрать слово из рассыпавшихся слогов. (Слайд)

СО ВИ ЩА КРО

-Какое слово получилось? Правильно сокровища. Значит, мы прибыли на ОСТРОВ СОКРОВИЩ.
- Что такое сокровища? В чем обычно их хранят? (в сундуках)

Вот сундук с сокровищем, который мы нашли вместе с вами. Но прежде чем его открыть, ответьте на вопрос. Какие богатства мы получаем на уроках русского языка? Что нового для себя узнаем? (Правила , как произносить и писать слова, т.е.

мы получаем Знания. Это и есть наши сокровища, наше богатство. - Какие знания пригодились нам сегодня на уроке.

-Какие орфограммы повторили? Вам на память я дарю волшебную памятку, которая в трудную минуту подскажет вам, как правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.





Обучающиеся составляют слово СОКРОВИЩА



Обучающиеся объясняют значение слова.






Обучающиеся делают вывод





Обучающиеся обобщают называют орфограмму

12.Рефлексия.


На этом наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в порт. Чтобы покинуть корабль, я предлагаю вам украсить мачту флажками, которые лежат перед вами. Если у вас все получилось, и вам понравился урок, возьмите зеленый флажок. Если вы не совсем уверены в себе, нужно поработать, что-то не понравилось, возьмите желтый флажок. Если все не понравилось, возьмите красный. Прикрепите флажки на корабль. А мне понравилось работать с вами, поэтому я взяла флажок зеленого цвета.

(Слайд)

Вы читали, вы писали.

Думали и рассуждали

Учились грамотно писать,

Друзей и старших уважать.

За работу всех хвалю

И от души благодарю.


Спасибо. Наш урок окончен.


Обучающиеся выражают свое отношение к уроку с помощью флажков