Методическая разработка урока по теме « Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Актуальность.
Одна из главных задач учителя начальных классов – научить детей грамотно читать и писать. В русском языке произношение слов часто расходится с их написанием, и изучение орфограмм становится неотъемлемой частью процесса обучения. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу изучаются в период обучения грамоте, так как слова с данными сочетаниями довольно часто встречаются в речи, поэтому возникает необходимость в формировании у учащихся навыков правописания слов с данной орфограммой.
- формировать навыки грамотного, безошибочного письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- уметь находить слова с данными сочетаниями в словах и предложениях.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.
- развивать способность слушать собеседника и вести диалог; учиться выражать свои мысли;
- доказывать своё мнение.
- понимать учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- оценивать свои достижения на уроке.
- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, развивать познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников;
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Психологический настрой | - Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Мы друг другу улыбнемся И подарим добрый взгляд, Ну а новому знакомству Каждый здесь, надеюсь рад. Вы соседу подмигните, Руку ласково пожмите, Все готовы отвечать? Что ж, пора урок начать. -Проверьте свои рабочие места , можно садиться. -Вы знаете, ребята, я очень рада нашему знакомству, а вы? Покажите, какое у вас настроение? Я думаю, мы станем настоящими друзьями. Я для вас, моих новых друзей приготовила сюрприз. | Приветствуют учителя и садятся. Вступают в диалог с учителем |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. | ВИДЕОЗВОНОК ( На экране видеоролик) Здравствуйте, ребята. Мы ученики 1 класса … школы. Нашу учительницу зовут …. На уроках мы вместе с ней совершаем интересные путешествия в страну знаний. Сегодня она ведет урок у вас. А вы любите путешествовать? Тогда смело отправляйтесь в путь. Вас ждут необычайные приключения и удивительный сюрприз. Удачи вам, ребята! - Послушайте и догадайтесь, на чем отправимся мы с вами. (муз. фон Плеск волн.) -Правильно, на корабле. -Какой наш корабль? Отправляемся в путь. (муз. фон Гудок корабля) -Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. | Смотрят видеоролик. Слушают музыкальные фрагменты. Вступают в диалог с учителем. |
3.Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания | -А вот и первый остров – ОСТРОВ ЧИСТОПИСАНИЯ (СЛАЙД 1) Чтобы к нему подплыть, откройте тетради и запишите дату: … -А какие буквы живут на этом острове? Назовите. Ж, И, Щ, У, А, Ч, Ш - На какие 2 группы их можно разделить? (Согласные и гласные) Что можно добавить о согласных (Шипящие) Запишите буквы каллиграфически правильно. - Какие сочетания согласных и гласных можно составить? ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ -Давайте запишем вместе, я пишу на доске, а вы красиво и аккуратно в своей тетради. | Обучающиеся смотрят на слайд. Записывают в тетрадях дату Отвечают на вопросы учителя Записывают сочетания в тетрадь |
4.Постановка цели и задач урока | -Как вы думаете, над чем мы с вами будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. -Что вы знаете о данных сочетаниях? Как их нужно писать правильно? А для чего это нужно? Чтобы стать какими? Сегодня на уроке мы вспомним, повторим и проверим себя, умеем ли мы пользоваться этой орфограммой | Обучающиеся называют тему урока , определяют цель и задачи урока |
5.Проверка уровня сформированности у учащихся обще учебных умений. | -На нашем корабле мы отправляемся к следующему острову. Это ОСТРОВ СКОРОГОВОРОК. (Слайд) - Что нам нужно будет сделать? Проговорить их быстро, четко, правильно. Волки рыщут, пищу ищут. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. -Понятно ли вам, кого в скороговорке называют чушкой? Поросенка. Ведь щетинка или жесткие волосы на коже есть у поросенка. -Молодцы! Отправляемся дальше. | Обучающиеся проговаривают скороговорки, высказывают свое мнение |
6.Обобщение и систематизация знаний . | Перед нами ОСТРОВ ЗАГАДОК. (Слайд) -Ваша задача прослушать загадку, записать отгадку, найти орфограмму в слове. 1.Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками. (ЕЖИК) Проверьте, правильно ли вы записали ответ. Подчеркните орфограмму. 2. Беленькие и пушистые и всегда живут в лесу. Словно листики трясутся, Завидев волка иль лису. (ЗАЙЧАТА) 3. Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это… (ЩУКА) 4.В жаркой Африке гуляет, Длинной шеей удивляет, Сам высокий, будто шкаф, Жёлтый, в пятнышках … (ЖИРАФ) Правильно ли вы записали ответы. Оцените себя. Как можно сказать одним словом? (Животные) Какое животное не обитает в нашей местности? - А знаете ли вы, что жираф является самым высоким животным на земле, высота тела взрослого жирафа от 5 до 6 метров. Длина одного шага - 6-8 м. Питаются они листьями кустарников и травой. Поскольку пища жирафов очень сочная, они способны обходиться без воды многие недели, возможно месяцы. Жираф также имеет самый длинный из всех млекопитающих язык (50 см). Язык у жирафа черного цвета. Оказывается, он может чистить уши своим языком. | Обучающиеся записывают отгадку, выделяют в словах орфограмму. Дети проверяют и оценивают себя Обучающиеся рассматривают жирафа на слайде, делают выводы |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | -Мы с вами прощаемся с островом загадок и отправляемся к следующему острову. Прочитайте его название. (Слайд) ОСТРОВ ОШИБОК -Как вы думаете, что вам предстоит сделать? Правильно, найти и исправить ошибки. Работать вы будете в парах. У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте, исправьте ошибки вместе со своим соседом по парте или, как говорят на судне, с соседом по каюте. Моржы жывут в море. Над водой кружылись чяйки. Рыбак поймал щюку и два лещя. - Прочитайте предложения, назовите, в каких словах были допущены ошибки. (Проверка по слайду) Моржи живут в море. Над водой кружились чайки. Рыбак поймал щуку и два леща. | Работа в парах Обсуждение детьми допущенных ошибок и их коррекция. Самоконтроль |
8.Музыкальная физпауза | Вы хорошо поработали, давайте отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется раз». | Обучающиеся выполняют движения под музыку, выбирают «лучшую фигуру» |
9.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | (Слайд) -Наш корабль держит курс на необычный остров, это ОСТРОВ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ. Как вы думаете, кто такие знаменитости ? Правильно, это люди, которые многого добились в жизни и поэтому их все знают. К таким людям относятся известные ученые, артисты, художники, музыканты. Прочитайте фамилию на табличке. П. И. Чайковский. Знаете ли вы что-либо об этом человеке. (Слайд) Петр Ильич Чайковский - выдающийся русский композитор, который написал много красивых музыкальных произведений. Запишите и запомните фамилию этого композитора в тетрадь. Что нужно знать, чтобы записать это слово? (Фамилия пишется с заглавной буквы, Ч, Ча пишем с а) Первые буквы имени и фамилии тоже пишутся с заглавной буквы и называются инициалами. Сейчас мы с вами послушаем маленький фрагмент его произведения «Времена года» Попробуйте догадаться, о каком времени года эта мелодия. СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА «ВРЕМЕНА ГОДА» ВЕСНА. Апрель Подснежник. -Какая мелодия? Какое время года хотел передать автор через свою музыку? Конечно, это весна. Пробуждение природы после долгого зимнего сна он передает через легкую воздушную мелодию , наполненную радостью и светом. На уроках музыки вы обязательно познакомитесь с другими произведениями этого композитора. -Прочитайте еще одну фамилию. ШИШКИН Кто этот человек, чем прославился? (Слайд) Шишкин Иван Иванович – известный русский художник рисовал очень красивые картины, на которых изображал родную природу. Посмотрите на некоторые произведения этого художника. Что он рисовал? Правильно, большинство его картин – это изображение леса, причем сосновый бор он любил изображать больше всего. О творчестве великого художника вы узнаете на уроках изобразительного искусства. А сейчас запишите фамилию автора себе в тетрадь. На что надо обратить внимание при написании, на какую орфограмму? | Обучающиеся высказывают свои предположения Обучающиеся читают, вспоминают и делятся информацией о композиторе Обучающиеся вспоминают и воспроизводят правило написания имен собственных Обучающиеся слушают фрагмент из цикла «ВРЕМЕНА ГОДА» Весна. Апрель Подснежник Обучающиеся анализируют и высказывают свое мнение о музыкальном фрагменте. Обучающиеся читают, вспоминают и делятся информацией о художнике Обучающиеся дают ответы и делают запись в тетрадь |
10.Обобщение и систематизация знаний | -Жаль расставаться с этим островом, но нам пора в путь. Впереди ОСТРОВ ПРОПУЩЕННЫХ БУКВ. Для посещения этого острова нам нужно объединиться в группы, точнее в экипажи, чтобы легче справиться с заданием. Поместите каждое слово в свой столбик. Капитаны, получите задание. 1 экипаж - выписать слова с сочетанием ЖИ, ШИ, 2 экипаж-ЧУ, ЩУ, 3 экипаж - ЧА, ЩА Ж…знь, ч…до, рощ…, дач…, лыж…, снеж…нки, ч…лок, ч…сы, малыш…, щ…ка, ч…йник, крич… Проверка. | Работа в группах. Обучающиеся выписывают слова с нужными сочетаниями. Делают проверку. |
11.Формирование выводов по изученному материалу | Всем экипажам объявляется благодарность. И мы направляемся к последнему острову. Обратите внимание, у него нет названия. Нам нужно срочно собрать слово из рассыпавшихся слогов. (Слайд) СО ВИ ЩА КРО -Какое слово получилось? Правильно сокровища. Значит, мы прибыли на ОСТРОВ СОКРОВИЩ. - Что такое сокровища? В чем обычно их хранят? (в сундуках) Вот сундук с сокровищем, который мы нашли вместе с вами. Но прежде чем его открыть, ответьте на вопрос. Какие богатства мы получаем на уроках русского языка? Что нового для себя узнаем? (Правила , как произносить и писать слова, т.е. мы получаем Знания. Это и есть наши сокровища, наше богатство. - Какие знания пригодились нам сегодня на уроке. -Какие орфограммы повторили? Вам на память я дарю волшебную памятку, которая в трудную минуту подскажет вам, как правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. | Обучающиеся составляют слово СОКРОВИЩА Обучающиеся объясняют значение слова. Обучающиеся делают вывод Обучающиеся обобщают называют орфограмму |
12.Рефлексия. | На этом наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в порт. Чтобы покинуть корабль, я предлагаю вам украсить мачту флажками, которые лежат перед вами. Если у вас все получилось, и вам понравился урок, возьмите зеленый флажок. Если вы не совсем уверены в себе, нужно поработать, что-то не понравилось, возьмите желтый флажок. Если все не понравилось, возьмите красный. Прикрепите флажки на корабль. А мне понравилось работать с вами, поэтому я взяла флажок зеленого цвета. (Слайд) Вы читали, вы писали. Думали и рассуждали Учились грамотно писать, Друзей и старших уважать. За работу всех хвалю И от души благодарю. Спасибо. Наш урок окончен. | Обучающиеся выражают свое отношение к уроку с помощью флажков |