Тема урока: Правописание согласных в корне слова (звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных).
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательная:
Формировать умение правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне, подбирать проверочные слова; познакомить с алгоритмом проверки.
Развивающая:
Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
· Предметные: Учащиеся научатся различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне, подбирать проверочные слова, правильно писать слова с глухими/звонкими и непроизносимыми согласными.
· Метапредметные: Развитие навыков самоконтроля, работы с правилом, сотрудничества в паре и группе.
· Личностные: Формирование ответственного отношения к учёбе.
Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), мультимедийная презентация (если есть возможность).
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
Приветствие. Настрой на работу. Создание доброжелательной атмосферы.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы (5-7 мин)
Задание на доске: Вставьте пропущенные буквы. Что объединяет все эти слова?
· Ду...кий (звук)
· Морко...ка
· Скво...ец
· Ле...кий (ответ) · Сер...це
Ученики пытаются вставить буквы. Возникают споры: что писать в слове «сер...це»? Т? Д? А может, вообще ничего? Учитель подводит итог:«Вот видите, мы не всегда уверены, какую букву писать в корне слова. Это и есть наша тема: «Правописание согласных в корне слова». Сегодня мы научимся без ошибок писать такие слова».
3. Открытие нового знания (15 мин)
А.Правописание проверяемых звонких и глухих согласных.
· Объяснение: Учитель спрашивает: «Почему в слове «дубки» мы пишем Б?» (Потому что проверочное слово «дуб»). Объясняется правило: чтобы проверить парную по глухости-звонкости согласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или сонорная (Н, Р, Л, М) буква.
· Выводится алгоритм:
1. Определи место орфограммы (в корне).
2. Найди парную согласную.
3. Измени слово или подбери однокоренное так, чтобы после согласной шла гласная (или Н, Р, Л, М).
4. Напиши ту букву, которая слышится в сильной позиции (перед гласной).
· Пример: скворец – скворцы (перед гласной ясно слышится З), морковка – морковь.
Б. Правописание непроизносимых согласных.
· Возвращаемся к слову «сер...це». Учитель предлагает подобрать проверочное слово. Если у детей не получается, даёт подсказку: «сердечный». Слышится ли звук [Д]? Да! Значит, и в слове «сердце» нужно писать букву Д.
· Правило: Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, где этот согласный звук произносится отчётливо (обычно перед гласной).
· Примеры:
· известный – известия
· радостный – радость
· местный – места
· Важно! Не все сочетания «стн», «здн» etc. имеют непроизносимый согласный. Есть слова-исключения или слова, где согласной нет: чудесный, опасный, ужасный, ровесник. Здесь нет непроизносимого согласного, проверять нечего.
В. Слова с непроверяемыми согласными.
· Объяснение, что некоторые слова нельзя проверить (вкусный, футбол). Их правописание нужно запоминать или проверять по орфографическому словарю.
4. Первичное закрепление (10 мин)
Работа в парах. Карточка №1. Задание 1.Вставь пропущенные буквы, устно подбери проверочные слова.
· Сапо...ки (сапог)
· Гла...кий (гладь)
· Моло...ба (молотить)
· Зага...ка (загадка)
Задание 2. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Выдели корень.
· Прелес...ный (пейзаж)
· Ярос...ный (ярость)
· Капус...ный (капуста) – (проверка: капуста, значит, Т пишем)
· Чу...ство (чувство – пров.: чувствовать)
Учитель ходит по классу, помогает, затем проверяет задания на доске.
5. Физкультминутка (2 мин)
Упражнения для глаз и рук.
6. Закрепление изученного материала (7 мин)
Самостоятельная работа (по вариантам). Карточка №2.
Вариант 1. Спиши текст,вставляя пропущенные буквы. В лесу стоит прелес...ный денёк.Свежий воз...дух, ярос...ное солнце, зелёная тра...ка. Слышен голос скво...ца. Вот ужас...ный жук, но совсе... не страшный.
Вариант 2. Спиши текст,вставляя пропущенные буквы. Мы ели сла...кую морко...ку.На небе появилась ги...кая туча. Вдали послышался грус...ный звук. Но дождь был не опасе... и быстро закончился.
Взаимопроверка. Ученики обмениваются тетрадями и проверяют работу по образцу на доске.
7. Рефлексия. Итог урока (3 мин)
· Что нового мы узнали на уроке?
· Как проверить парную согласную?
· Что делать, если согласная непроизносимая?
· Какие слова нужно запоминать?
· Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
8. Домашнее задание (1 мин)
1. Выучить правило из учебника.
2. Упражнение из учебника на данную тему.
3. Творческое задание (по желанию): Написать мини-рассказ (5-6 предложений) «Прогулка в парке», используя 5-6 слов с изученными сегодня орфограммами (подчеркнуть эти слова).
Примечание для учителя: Весь урок старайтесь поддерживать высокий темп, чередовать виды деятельности. Важно, чтобы дети сами выводили правило на основе примеров, а не просто заучивали его.