СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание суффиксов –ек- и –ик-».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Правописание суффиксов –ек- и –ик-».»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Тема: «Правописание суффиксов –ек- и –ик-».

Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Задачи:

Образовательная:

-формирование представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-;

- построение алгоритма правописания суффиксов.

Развивающая:

- развитие умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

Воспитательная:

- воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

Пед. Технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения.

Метод обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная.

Формирование УУД:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам;

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умений планировать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные:

- активное использование речевых средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: учить самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: учить отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывать своё собственное и его аргументировать.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагмент мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков» по Гераскиной, карточки для парной работы, сигнальные карточки и учебник «Русский язык» для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013г.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент


Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм.


Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Мы проверим все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Все готовы – что ж тогда,

Начинать урок пора!


-А начнём мы с чистописания. (Слежу за осанкой)

Откроем свои тетради и каллиграфически правильно запишем число.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

(слайд 2)

Чистописание: к; ек ик ок; ник ушк.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа

2.Актуализация знаний

Цель этапа:

актуализировать полученные знания и навыки обучающихся


– На что похожи сочетания букв, которые вы прописали?
–Действительно это суффиксы.

-Что же мы уже знаем о суффиксах?

Работа с презентацией

1)Выберите верное выражение:

-суффикс - это… (слайд 3)

-суффикс служит …

-суффикс стоит


Ответы учащихся.



Выбирают правильные ответы



-часть слова

-для образования новых слов

-после корня

3.Постановка учебной проблемы

Цель этапа:

-понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение

-сформулировать образовательную цель урока.


Создание мотивации.

Дидактическая игра “Составь слова”.

Слова: лес, лед, изба, дед, гора, нора, чай, фокус. Суффиксы: ок, ок, ушк, ушк, к, к, ник, ник, ик, ик, ек, ек.

– Составить новые слова.

Был лес огромным, стал – лесок;

Лед на реке был, стал – ледок;

В лесу на курьих ножках – избушка;

Я деда ласково зову – дедушка;

Была гора, а стала – горка;

Была нора, а стала – норка;

Чтоб чай налить, беру я – чайник;

В цирке фокусы покажет – фокусник.

Получились новые слова: лесок, ледок, избушка, дедушка, горка, норка, чайник, фокусник.

– Какие суффиксы остались?

Дать новые корни и предложить продолжить составление слов, но уже самостоятельно.

Даны корни:

Ключ…

Замоч…

Проверяем, что получилось: ключек и ключик, замочек и замочик.

– Почему по – разному? А вы знаете как правильно?

-Сформулируйте тему урока (слайд 4)

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

-Узнаем…..

-Научимся …

-Закрепим…(слайд 5)




ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА



На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы.



Можно сопровождать работу словами, направляя детей.





Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс.

ек, ик

1 ученик у доски, остальные в тетрадях.



Точно не знаем, но можем узнать.

Учащиеся формулируют тему

Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока

когда пишется суффикс –ек, -ик

правильно писать слова с этими суффиксами

свои знания и умения


Смотрят мультфильм.



4. «Открытие» учащимися нового знания (составление алгоритма)

Цель этапа:

-познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов.


1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин, герой мультфильма «В стране невыученных уроков», когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей. И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. (слайд 6) Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

(Если дети затрудняются в сравнении, можно задать наводящие вопросы)

- Сравните пары слов.

- Что заметили?

- Во втором столбике что?

- Выделите суффикс в первом столбике.

- Что можно сказать об орфограмме?

Карточка №1

Сравни пары слов

Есть арбузик – нет арбузика

Есть чулочек – нет чулочка

(Дети работают в паре, учитель у доски)

2) – А теперь, давайте, составим алгоритм проверки безударного гласного в суффиксах -ик-, -ек-. (слайд 7)

1.Изменим форму слова

(нет).

2. Смотрим на гласную в суффиксе.

3. Если сохранилась, то пишем - ик.

Если исчезла, то пишем - ек.


3)-Теперь можно сформулировать правила правописания:

- суффикс –ек пишется …(слайд 8)

- суффикс –ик пишется ….(слайд 9)



4)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик» (слайд 10)



5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения.

6) -Как же проверить верность наших выводов? Где?

Работа с учебником (слайд 11)

Теперь мы сможем помочь Вите?

Какие суффиксы нужно вставить?

Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек.














Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу.







Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения





Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила :

-если при изменении формы слова гласная исчезает.

-если при изменении формы слова гласная остаётся.

Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик»


Прочитать правило в учебнике.

Правило-стр.125

Работа со словом

«замочек»

5.Физминутка

Цель:

-смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровье сберегающий фактор).

Если я назову слова с суффиксом -ик- приседают мальчики, а если с суффиксом -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек.


Выполняют упражнения


6. Первичное закрепление. Работа с учебником. Самостоятельная работа

Цель:

- подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний;

-установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию.

Предлагаю вам поработать в парах.

Открываем учебник на стр. 126 упр.243

Выбрать, какой суффикс -ек-, или –ик- нужно добавить. (Два слова разбираем вместе, остальные – самостоятельно. Все время опираться на алгоритм)

Проверка. Доказать свой выбор.

- У вас на партах лежат сигнальные карточки, с их помощью мы проверим, какие суффиксы вы вставили.

-Какое правило использовали при написании и проверке слов?


Учащиеся списывают с учебника слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово.


Показывают сигнальные карточки с верным суффиксом.

7. Итог урока

-подведение итогов работы


- Подведём итоги урока (слайд 12)

- Достигли мы поставленных целей?

* Что узнали?

*Чему научились?

*Как закрепили?

- Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


8.Рефлексия

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Покажите сигнальные карточки с соответствующим цветом.

Все понял, могу объяснить товарищу














Многое понял, но мне еще нужна помощь


Мне было трудно на уроке

(слайд 13)

Учащиеся выбирают свой вариант сигнальной карточки.

9.Д/З

Цель:

- информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

Стр. 126, упр. 244

Записывают домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя