Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.
Тема: «Правописание суффиксов –ек- и –ик-».
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Задачи:
Образовательная:
-формирование представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-;
- построение алгоритма правописания суффиксов.
Развивающая:
- развитие умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.
Воспитательная:
- воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.
Пед. Технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения.
Метод обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная.
Формирование УУД:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умений планировать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные:
- активное использование речевых средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: учить самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: учить отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывать своё собственное и его аргументировать.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагмент мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков» по Гераскиной, карточки для парной работы, сигнальные карточки и учебник «Русский язык» для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013г.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Орг. момент Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм. | Включение детей в деятельность Настрой на работу в стихотворной форме Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Мы проверим все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? Все готовы – что ж тогда, Начинать урок пора! -А начнём мы с чистописания. (Слежу за осанкой) Откроем свои тетради и каллиграфически правильно запишем число. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. (слайд 2) Чистописание: к; ек ик ок; ник ушк. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа |
2.Актуализация знаний Цель этапа: актуализировать полученные знания и навыки обучающихся | – На что похожи сочетания букв, которые вы прописали? –Действительно это суффиксы. -Что же мы уже знаем о суффиксах? Работа с презентацией 1)Выберите верное выражение: -суффикс - это… (слайд 3) -суффикс служит … -суффикс стоит… | Ответы учащихся. Выбирают правильные ответы -часть слова -для образования новых слов -после корня |
3.Постановка учебной проблемы Цель этапа: -понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение -сформулировать образовательную цель урока. | Создание мотивации. Дидактическая игра “Составь слова”. Слова: лес, лед, изба, дед, гора, нора, чай, фокус. Суффиксы: ок, ок, ушк, ушк, к, к, ник, ник, ик, ик, ек, ек. – Составить новые слова. Был лес огромным, стал – лесок; Лед на реке был, стал – ледок; В лесу на курьих ножках – избушка; Я деда ласково зову – дедушка; Была гора, а стала – горка; Была нора, а стала – норка; Чтоб чай налить, беру я – чайник; В цирке фокусы покажет – фокусник. Получились новые слова: лесок, ледок, избушка, дедушка, горка, норка, чайник, фокусник. – Какие суффиксы остались? Дать новые корни и предложить продолжить составление слов, но уже самостоятельно. Даны корни: Ключ… Замоч… Проверяем, что получилось: ключек и ключик, замочек и замочик. – Почему по – разному? А вы знаете как правильно? -Сформулируйте тему урока (слайд 4) -Итак, чему мы научимся сегодня на уроке? Поставим цели, используя слова-помощники: -Узнаем….. -Научимся … -Закрепим…(слайд 5) ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА | На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы. Можно сопровождать работу словами, направляя детей. Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс. ек, ик 1 ученик у доски, остальные в тетрадях. Точно не знаем, но можем узнать. Учащиеся формулируют тему Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока когда пишется суффикс –ек, -ик правильно писать слова с этими суффиксами свои знания и умения Смотрят мультфильм. |
4. «Открытие» учащимися нового знания (составление алгоритма) Цель этапа: -познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов. | 1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин, герой мультфильма «В стране невыученных уроков», когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей. И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. (слайд 6) Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами. (Если дети затрудняются в сравнении, можно задать наводящие вопросы) - Сравните пары слов. - Что заметили? - Во втором столбике что? - Выделите суффикс в первом столбике. - Что можно сказать об орфограмме? Карточка №1 Сравни пары слов Есть арбузик – нет арбузика Есть чулочек – нет чулочка (Дети работают в паре, учитель у доски) 2) – А теперь, давайте, составим алгоритм проверки безударного гласного в суффиксах -ик-, -ек-. (слайд 7) 1.Изменим форму слова (нет). 2. Смотрим на гласную в суффиксе. 3. Если сохранилась, то пишем - ик. Если исчезла, то пишем - ек. 3)-Теперь можно сформулировать правила правописания: - суффикс –ек пишется …(слайд 8) - суффикс –ик пишется ….(слайд 9) 4)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик» (слайд 10) 5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. 6) -Как же проверить верность наших выводов? Где? Работа с учебником (слайд 11) Теперь мы сможем помочь Вите? Какие суффиксы нужно вставить? Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. | Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу. Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила : -если при изменении формы слова гласная исчезает. -если при изменении формы слова гласная остаётся. Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик» Прочитать правило в учебнике. Правило-стр.125 Работа со словом «замочек» |
5.Физминутка Цель: -смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровье сберегающий фактор). | Если я назову слова с суффиксом -ик- приседают мальчики, а если с суффиксом -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек. | | Выполняют упражнения |
6. Первичное закрепление. Работа с учебником. Самостоятельная работа Цель: - подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний; -установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию. | Предлагаю вам поработать в парах. Открываем учебник на стр. 126 упр.243 Выбрать, какой суффикс -ек-, или –ик- нужно добавить. (Два слова разбираем вместе, остальные – самостоятельно. Все время опираться на алгоритм) Проверка. Доказать свой выбор. - У вас на партах лежат сигнальные карточки, с их помощью мы проверим, какие суффиксы вы вставили. -Какое правило использовали при написании и проверке слов? | Учащиеся списывают с учебника слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово. Показывают сигнальные карточки с верным суффиксом. |
7. Итог урока -подведение итогов работы | - Подведём итоги урока (слайд 12) - Достигли мы поставленных целей? * Что узнали? *Чему научились? *Как закрепили? - Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
8.Рефлексия Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Покажите сигнальные карточки с соответствующим цветом. Все понял, могу объяснить товарищу
Многое понял, но мне еще нужна помощь Мне было трудно на уроке (слайд 13) | Учащиеся выбирают свой вариант сигнальной карточки. |
9.Д/З Цель: - информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению. | Стр. 126, упр. 244 | Записывают домашнее задание |