СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы урока позволяют повторить основные правила праворисания глаголов и углубить знания по глагольным суффиксам

Просмотр содержимого документа
«Роджер Сперри»

9


Тема. Правописание глаголов.

Цель:

Обучающая – ознакомление с условиями правописания суффиксов -е-, -и- в глаголах с приставками обез-, обес-;

углубление знаний о суффиксах -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-);

развивающая – развитие умения определять стилистические возможности глаголов с приставками обез-, обес- и суффиксами -ова- (-ева-),-ива- (-ыва-);

воспитательная – воспитание понимания значимости духовных ценностей в жизни человека.


Эпиграф:

Корень учения горек, зато плод его сладок.

Пословица


Ход урока

  1. Организационный момент

Цель этапа: создание эмоциональной среды, способствующей психологической готовности учащихся к учебному занятию.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Мы с вами встретились, как обычно, для совместной работы. Народная мудрость гласит: «Корень учения горек, зато плод его сладок». Много труда нужно для того, чтобы взрастить плод. Пожелаем друг другу успехов и уверенности в том, что наш плод созреет сладким.

II. Подготовка к восприятию учебного материала

1. Создание проблемной ситуации – выполнение упражнения «И снова о глаголе»: знаю – знаю, но следует повторить – следует изучить 2. Переход к совместному целеполаганию (фронтальная работа).

Цели словами учащихся:

К концу урока я расширю знания о глаголах с суффикасами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-);

Научусь писать суффиксы –и-,-е- в глаголах с приставками обез-, обес-.


III. Работа над темой урока

Теоретический блок

1. Повторение грамматических признаков глагола; особое внимание уделяется спряжению глагола и переходности (2 мин)


  1. Групповая работа (3 мин)

Группа 1- глаголы с приставками обез-/обес-

Задания:

1. Исследовать правило по алгоритму упр. 325 (с.212), ответив на вопросы:

а) о каких формах глаголов идёт речь?

б) от чего зависит выбор суффикса?

в) какие слова-подсказки названы для правильного применения правила?

г) как изменяются формы будущего времени глаголов с приставками обез-, обес-?

2. Исследовать стилистические особенности глаголов с приставками обез-, обес-

Группа 2 –глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-):

1. Исследовать алгоритм упр. 326 (с.213), сопоставить с ранее изученным материалом по данной теме.

2. Ознакомиться со статьёй «Значение суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)» («Современный русский язык» под ред. Шубы), составить краткий конспект.

3. Определить стилистические возможностей глаголов с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).


  1. Отчёты групп о проделанной работе (8 мин)

Группа 1 1,5 мин

  • Выбор гласной И-Е в суффиксах глаголов с приставками ЗАВИСИТ от ФОРМЫ глагола (инфинитив, форма прошедшего времени) и ПЕРЕХОДНОСТИ глагола: в форме инфинитива и в прошедшем времени в переходных – И, в непереходных – Е.

  • Следует обратить внимание, что глаголы БУДУЩЕГО времени будут писаться В СООТВЕТСТВИИ СО СПРЯЖЕНИЕМ.

  • Слова-подсказки: «лишиться чего-либо, освободиться от чего-либо» - для непереходных глаголов и «лишить чего-либо, освободить от чего-либо» - для переходных глаголов.

  • Что касается стилистических особенностей данных глаголов, то о них можно судить по следующим примерам: (читаются отрывки для 2-ой группы, члены которой должны назвать стиль текста, аргументируя ответ) 1,5 мин

1) – Ты, бабка, видать, совсем обессовестела, что лежишь целый день, как та колода, и в поле не идёшь?

- Да ты, старый, обезглазел? Не видишь: приболела я малость, вот оклемаюсь и встану! – разговорный стиль, потому что диалог, просторечия.

2) Лаврецкий не дал горю опутать и обессилить себя (И. Тургенев). После десяти улицы обезлюдели и наступил комендантский час (В. Богомолов) – художественный стиль, потому что описывается состояние человека, олицетворение.

3) Но вот ― знаки: стареет народ, обезрыб..ла речка, сократилось картофельное поле в десять раз - земля обесплод..ла. Скудеют леса, а кое-где целые гектары совершенно обезлес...ли. Кто же обезземел..вает землян? – публицистический стиль, потому что здесь эмоциональное воздействие.

4)Чтобы обезвод..ть осадок, прибегают к термической сушке. Под воздействием высоких температур состав должен также обеззаразиться. – научный стиль, потому что терминология, неэмоциональность.

Внимание! Проблема: почему в непереходном глаголе обеззаразиться пишется и? (вспомним подсказки: «лишить кого-то чего-то» - лишить себя)

Группа 2 2 мин (отчёт)+ 1,5 мин (упражнение)

  • Анализ алгоритма показал, что он не содержит новых аспектов правила о выборе гласной в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-): определяем по форме 1-го лица настоящего времени (Я СЕЙЧАС) –ую/-юю → -ова- (-ева-), -ываю/-иваю → -ыва- (-ива-)

  • Помним об ударном суффиксе –ва-, перед которым пишется та же буква, что и перед инфинитивным суффиксом (забивать – забить), а также помним об исключениях.

  • У суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) есть своя функция и свои значения:

-ыва- (-ива-)

  • Функция: образуют глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида (записать – записывать);

  • указывают на неоднократность, повторяемость, длительность действия (ходил-хаживал);

  • указывают на сопутствующее действие (плясал-приплясывал);

-ова- (-ева-)

  • указывают на отношение действия к лицу, предмету, месту, состоянию (зимовать – проводить зиму, пустовать – быть пустым)

Задание: заполните таблицу словами из упр.326(2), поясните написание

Значение суффикса

Пример

Пример из упражнения

Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на несовершенный вид

испытывать


Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на повторяемость, длительность действия

захаживать


Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на сопутствующее действие

прихрамывал


Суффикс –ова- (-ева-) указывает на отношение к кому, чему-либо

ночевать


Ключ

Значение суффикса

Пример

Пример из упражнения

Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на несовершенный вид

испытывать

запутывать, расспрашивать, рассма-тривать, рассеивать, обветривать, заказывать, разведывать, обнадёжи-вать, отмежёвываться, запутывать, разглядывать

Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на повторяемость действия, длительность

захаживать

Наведываться, обмениваться, воспи-тывать, заведовать, проповедовать, требовать

Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на сопутствующее действие

прихрамывал

посмеиваться

Суффикс –ова- (-ева-) указывает на отношение к кому, чему-либо

ночевать

корчевать, радоваться, обветривать, исследовать, ориентироваться, чествовать,посоветовать, требовать, лакировать


  • А также мы готовы рассказать о стилевых и текстообразующих особенностях глаголов с указанными суффиксами.

Сообщение (3 мин.)

Большинство этих глаголов стилистически нейтральны и могут употребляться в любом стиле речи, но есть, конечно, и специфические. Только в разговорном стиле мы можем встретить такие выражения: сосед похрапывает, ест и похрюкивает, соседка приговаривает, подруга разбалтывает, жена на мужа покрикивала, подростки прикалывались и др. Достаточно часто глаголы с такими суффиксами встречаются в текстах научного стиля: исследовать, изыскивать, разведывать недра, отмежёвываться от лженаучных гипотез, испытывать изобретения, апробировать методы и т.д. Знания правила о правописании суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) полезно и домохозяйкам, которые считают, что тонкости языка не для них, а тем не менее, они часто обмениваются рецептами, как закатывать, закупоривать, закрывать, упаковывать, приперчивать, присаливать, закладывать, засаливать и т.д. Кстати, рецепт – это инструкция, жанр официально-делового стиля, а с точки зрения типа речи, это описание или повествование. Что касается употребления глаголов с этими суффиксами в других стилях и типах речи, то об этом можно судить по текстам.

1) Перед глазами разворачивалась удивительная панорама. Сквозь тёмный камень просачивались, как прозрачные слёзы, капельки влаги. Питаясь ими, пробивались меж камнями тонкие стебельки нежных цветов. Такая красота радовала глаз и трогала до глубины души.

2) Что значит - воспитывать самого себя? Из чего складывается процесс самовоспитания? Прежде всего, человек ставит перед собой цель, вырабатывает определённые критерии, выбирает модель поведения, которой будет придерживаться.

3) Ежегодно, 9 Мая, на центральной площади собираются горожане, чтобы чествовать ветеранов. Накануне праздника устанавливают аппаратуру там, где потом будут выступать различные коллективы: танцевать, петь песни военных лет, читать стихи и просто добрыми словами поддерживать тех, кто завоевал победу.

Учитель:

- Как вы думаете, в каких стилях чаще всего используются глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)?

Внимание! Морфологическая норма!

Проблемная ситуация

Почему выработать, но вырабатывать; обусловить и обусловливать?

Учитель:

- Какие вопросы остались по теории правописания глагольных суффиксов?

IV. Закрепление (практический блок)

Переход к закреплению через физкультминутку (звучит 1 куплет «Полонеза» Огинского в исполнении «Песняров») (50 сек.)

Учитель (пока звучит отрывок полонеза):

-2015 год был годом Михала Клеофаса Огинского, которому исполнилось 200 лет, в 2016 году исполнилось бы 75 лет Владимиру Мулявину, выдающемуся деятелю культуры Беларуси. Их объединяет любовь к белорусскому народу и творчество. Не хлебом единым сыт человек. Есть вечные ценности, которые, получая в наследство от своих предков, следует сохранять и преумножать.

Работаем с текстом (10 мин.)

1) Выдающийся учёный Р.У. Сперри высказ..вал мысль о том, что "мир, в котором мы обитаем, движется не только бессознательными силами, но также … человеческими ценностями, и борьба за спасение планеты станет … борьбой за ценности более высокого порядка". 2) Р.У. Сперри также обоснов..вал необходимость создания аксиологической науки. 3)Аксиология исследует универсальные ценности, которые обеспеч..вают целостное существование человека и мира.

4)Ценности рождались в истории человечества как некие нравственные опоры, помогающие человеку не обесцен..тьсл духовно, устра..ваться в самых тяжёлых условиях, приспосабл..ватьсяс к любому человеческому сообществу.

5)Весь познавательный опыт народа запечатл..вают пословицы и поговорки. 6) Народное творчество служит и для изучения менталитета, так как впит..вает в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения, основные представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. 7)Хорошая пословица может обезоруж..ть любого оппонента, «обезъязыч..ть» самого упрямого спорщика. 8) Она обеззараж..вает нашу речь, помогают поддерж..вать её чистоту, когда, вместо нецензурного выражения, ты вставишь меткую пословицу или поговорку.

Задания

1. Прочитайте текст. Определите стиль текста, тип речи. (1,5 мин.)

2. Укажите вид и средства связи 7-го и 8-го предложений. (0,5 мин.)

3. В 8-ом предложении укажите слово, в котором звуков в два раза больше, чем букв; запишите его транскрипцию. (0,5 мин.)

4. Укажите характеристики, соответствующие выделенному в 6-ом предложении слову:

а) форма власти;

б) употреблено в значении «образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе»;

в) синоним – мировосприятие;

г) антоним - мироощущение. (0,5 мин.)

5. Найдите глаголы с приставкой обез-(обес-), вставить пропущенные буквы, объясните свой выбор. (1,5 мин.)

ИЗ: выполнить обесценетьсл (обесценеть←цена (приставочно-суффиксальный)

Обеззараживает – глагол, н.ф.-обеззараживать,невозвр., перех., I спр., изъяв. накл., наст. вр., ед.ч., 3-е лицо; сказуемое.

ПРОВЕРКА

6. Найдите глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), вставьте пропущенные буквы, аргументируйте. (1,5 мин.)

ИЗ: выполнить приспосабливатьсяс (при-спосабл-ива-ть-ся)


ПРОВЕРКА

ИЗ: «Собери мозаику» - работа с русскими и белорусскими пословицами (на объяснение 2 мин.) Вопрос: Что можно сказать о менталитете белорусского и русского народа?

В тихом омуте черти вод..тся

Вольнаму воля, шалёнаму поле

Вид..т око да зуб неймёт

Дзе п'юць, там i льюць

Всяк по своему с ума сход..т

На вуснах - мёд, а на сэрцы - лёд

Лес руб..т, щепки летят

Цiхая свiння глыбока рые

Мягко стел..т, да жёстко спать

Ад цяплосцi не баляць косцi

Пар костей не лом..т

Паспех - людзям на смех

Поспеш..шь - людей насмеш..шь

Гавораць, гамоняць, ды не ведаюць, дзе звоняць

Слыш..л звон, да не зна..т, где он

Бачыць вока, але ляжыць высока

Ключ

В тихом омуте черти водятся.

Цiхая свiння глыбока рые.

Видит око да зуб неймёт.

Бачыць вока, але ляжыць высока.

Всяк по своему с ума сходит.

Вольнаму воля, шалёнаму поле

Лес рубят, щепки летят.

Дзе п'юць, там i льюць.

Мягко стелет, да жёстко спать.

На вуснах - мёд, а на сэрцы - лёд

Пар костей не ломит.

Ад цяплосцi не баляць косьцi

Поспешишь - людей насмешишь

Паспех - людзям на смех.

Слышал звон, да не знает, где он.

Гавораць, гамоняць, ды не ведаюць, дзе звоняць

V. Обобщение изученного

- Какие задачи были поставлены в начале урока?

- Повторили правописание суффиксов глаголов?

- Узнали правописание глаголов с приставками обез-/обес-?

- Что было открытием?


Тест (3 мин.)

  1. От чего зависит выбор суффикса глагола с приставкой обез-/обес-?

  1. от спряжения;

  2. от формы глагола и переходности;

  3. от вида.

  1. Буквы И-Е в суффиксах глаголов с приставками обез-/обес- в форме будущего времени пишутся:

  1. так же, как и во всех остальных с этими приставками;

  2. гласная, как в инфинитиве перед формообразовательным суффиксом;

  3. выбирается согласно спряжению глагола.

  1. Выбор гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) зависит от:

  1. особенностей формы 1-го лица настоящего времени;

  2. от ударения;

  3. от значения суффикса.

  1. Суффикс –и- пишется:

  1. обессил..ли;

  2. обезвред..л преступника;

  3. обесцен..ли из-за инфляции.

  1. Суффикс –е- пишется:

  1. обеззараз..шь;

  2. обеспеч..м;

  3. обессил..ешь.

  1. Ошибка допущена в предложении:

  1. Слушая полонез Огинского, испытываешь особое состояние волнения, полёта, и не веришь, что этот человек был политиком, а не музыкантом.

  2. Чтобы не обесценеть духовно, нужно беречь переданное нам культурное наследие.

  3. Тебе нужно быстрее выздоровлять, чтобы не отставать в учёбе, обогащать себя новыми знаниями, расти духовно.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО КЛЮЧУ, оценка (0,5 мин.)

  1. - 2, 2 - 3. 3 - 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 3.

VI. Рефлексия – «облако слов» (2 мин.)

- Насколько горьким оказался сегодняшний корень учения?

- Ощутили сладость его плода?

1. Подведение итогов урока (1,5 мин)

2. Выставление отметок (1,5 мин.)

Тест + работа в группе

VII. Домашнее задание

Слово учителя перед домашним заданием:

Л.Н. Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она устанавливала и укрепляла его нравственный облик, обеспечивала его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

§ 41, упр. 327—написать мини-сочинение, раскрывающее смысл одной из пословиц

Просмотр содержимого презентации
«Презентация2»

Правописание   глаголов

Правописание глаголов

К концу урока я Узнаю дополнительные сведения о глаголах с суффиксами –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-); условия правописания суффиксов –и-, -е- в глаголах с приставками обез-, обес- Научусь выбирать суффиксы -е-, –и- в глаголах с приставками обез-, обес- Смогу выполнить в конце урока тест по теме «Правописание глаголов»

К концу урока я

Узнаю дополнительные сведения о глаголах с суффиксами –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-); условия правописания суффиксов –и-, -е- в глаголах с приставками обез-, обес-

Научусь выбирать суффиксы -е-, –и- в глаголах с приставками обез-, обес-

Смогу выполнить в конце урока тест по теме «Правописание глаголов»

Грамматические признаки глагола Постоянные: вид , возвратность, переходность, спряжение Непостоянные: Наклонение, время, число, лицо

Грамматические признаки глагола

  • Постоянные:

вид ,

возвратность,

переходность,

спряжение

Непостоянные:

Наклонение, время, число, лицо

Переходность глагола Глагол + сущ. (мест.) в В.п.,  без предлога! в Р.п., если есть отрицание     или указание на часть  что? кого? Сохранили память предков, не забыли героев

Переходность глагола

Глагол + сущ. (мест.) в В.п.,

без предлога! в Р.п., если есть отрицание или указание на часть

что? кого?

Сохранили память предков, не забыли героев

Личные окончания глаголов II спряжение I спряжение  Все инфинитивы, заканчивающиеся на –ить , кроме брить, стелить (искл.) ; 4 инфинитива на –ать : слышать дышать, держать, гнать; Безударные личные окончания: 7 инфинитивов на – еть : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть Безударные личные окончания: 1 лицо Все остальные глаголы 1 лицо 2 лицо 2 лицо 3 лицо 3 лицо ем им ете ите ишь ешь ат ит ют ут ет ят

Личные окончания глаголов

II спряжение

I спряжение

Все инфинитивы, заканчивающиеся на –ить , кроме брить, стелить (искл.) ; 4 инфинитива на –ать : слышать дышать, держать, гнать;

Безударные личные окончания:

7 инфинитивов на еть : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

Безударные личные окончания:

1 лицо

Все остальные глаголы

1 лицо

2 лицо

2 лицо

3 лицо

3 лицо

ем

им

ете

ите

ишь

ешь

ат

ит

ют

ут

ет

ят

Групповая работа Группа 1 Исследование правописания и употребления глаголов с приставками обез-, обес- Группа 2 Исследование правописания и употребления глаголов с суффиксами –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-)

Групповая работа

  • Группа 1

Исследование правописания и употребления глаголов с приставками обез-, обес-

Группа 2

Исследование правописания и употребления глаголов с суффиксами –ыва- (-ива-), -ова-

(-ева-)

Стилистические возможности глаголов с приставками обез-, обес- – Ты, бабка, видать, совсем обессовест..ла, что лежишь целый день, как та колода, и в поле не идёшь?  - Да ты, старый, обезглаз..л? Не видишь: приболела я малость, вот  оклемаюсь и встану!  

Стилистические возможности глаголов с приставками обез-, обес-

  • Ты, бабка, видать, совсем обессовест..ла, что лежишь целый день, как та колода, и в поле не идёшь?

- Да ты, старый, обезглаз..л? Не видишь: приболела я малость, вот оклемаюсь и встану!

 

  • Лаврецкий не дал горю опутать и обессил..ть себя (И. Тургенев). После десяти улицы обезлюд..ли и наступил комендантский час (В. Богомолов)
  • Но вот ― знаки: стареет народ, обезрыб..ла речка, сократилось картофельное поле в десять раз - земля обесплод..ла. Скудеют леса, а кое-где целые гектары совершенно обезлес...ли. Кто же обезземел..вает землян?
  • Чтобы обезвод..ть осадок, прибегают к термической сушке. Под воздействием высоких температур состав должен также обеззараз..ться.
Значение суффикса Пример Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на несовершенный вид Пример из упражнения Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на повторя-емость действия испытывать   захаживать Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на сопут-ствующее действие   Суффикс –ова- (-ева-) указывает на отношение к кому, чему-либо прихрамывал   ночевать  

Значение суффикса

Пример

Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на несовершенный вид

Пример из упражнения

Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на повторя-емость действия

испытывать

 

захаживать

Суффикс –ыва- (-ива-) указывает на сопут-ствующее действие

 

Суффикс –ова- (-ева-) указывает на отношение к кому, чему-либо

прихрамывал

 

ночевать

 

Проблемная ситуация! Почему зак о пать – зак а пывать,  но подыт о жить – подыт о живать ? Если в глаголе совершенного вида корневое о  безударное , то в корне парного глагола несовершенного вида оно чередуется с а :  в ы раб о тать — выраб а тывать, в ы п о рхнуть — вып а рхивать  Если же в глаголе совершенного вида корневое о  ударное , то в корнях многих парных глаголов несовершенного вида оно сохраняется ,  например:  обусл о вить — обусл о вливать, подыт о жить — подыт о живать  Однако во многих глаголах несовершенного вида происходит  чередование с а, даже с ударным корневым о, например:  забол о тить — забол а чивать, зад о брить — зад а бривать , застр о ить — застр а ивать

Проблемная ситуация!

Почему

зак о пать – зак а пывать,

но подыт о жить – подыт о живать ?

Если в глаголе совершенного вида корневое о безударное , то в корне парного глагола несовершенного вида оно чередуется с а :

в ы раб о тать — выраб а тывать, в ы п о рхнуть — вып а рхивать

Если же в глаголе совершенного вида корневое о ударное , то в корнях многих парных глаголов несовершенного вида оно сохраняется ,

например: обусл о вить — обусл о вливать, подыт о жить — подыт о живать

Однако во многих глаголах несовершенного вида происходит

чередование с а, даже с ударным корневым о, например:

забол о тить забол а чивать, зад о брить зад а бривать , застр о ить застр а ивать

2015-2016      2015 год – год М.К. Огинского, которому исполнилось 200 лет 2016 год - 75 лет В. Мулявину, выдающемуся деятелю культуры Беларуси «Песняры»

2015-2016

2015 год – год М.К. Огинского, которому исполнилось 200 лет

2016 год - 75 лет В. Мулявину, выдающемуся деятелю культуры Беларуси

«Песняры»

Роджер Сперри Американский биолог Нейропсихолог, профессор психобиологии, получивший в 1981 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга».  Аксиология (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.  

Роджер Сперри

Американский биолог

Нейропсихолог, профессор психобиологии, получивший в 1981 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». 

Аксиология (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

 

1) Выдающийся учёный Р.У. Сперри высказ..вал мысль о том, что "мир, в котором мы обитаем, движется не только бессознательными силами, но также … человеческими ценностями, и борьба за спасение планеты станет … борьбой за ценности более высокого порядка". 2) Р.У. Сперри также обоснов..вал необходимость создания аксиологической науки. 3)Аксиология исследует универсальные ценности, которые обеспеч..вают целостное существование человека и мира.

4)Ценности рождались в истории человечества как некие нравственные опоры, помогающие человеку не обесцен е ть сл духовно, устра..ваться в самых тяжёлых условиях, приспосабл..ваться с к любому человеческому сообществу.

5)Весь познавательный опыт народа запечатл..вают пословицы и поговорки. 6) Народное творчество служит и для изучения менталитета , так как впит..вает в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения, основные представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. 7)Хорошая пословица может обезоруж и ть любого оппонента, «обезъязыч и ть» самого упрямого спорщика. 8) Она обеззараж и вает м нашу речь, помогают поддерж..вать её чистоту, когда, вместо нецензурного выражения, ты вставишь меткую пословицу или поговорку.

1) Р.У. Сперри высказ ы вал мысль о том, что мир держится не только бессознательными силами, но также … человеческими ценностями, и борьба за спасение планеты станет … борьбой за ценности более высокого порядка". 2) Р.У. Сперри также обоснов ы ва л необходимость создания аксиологической науки. 3)Аксиология исследует универсальные ценности, которые обеспеч и вают целостное существование человека и мира.

4)Ценности рождались в истории человечества как некие нравственные опоры, помогающие человеку не обесцен е ть сл духовно, устра и ваться в самых тяжёлых условиях, приспосабл и ваться с к любому человеческому сообществу.

5)Весь познавательный опыт народа запечатл е вают пословицы и поговорки. 6) Народное творчество служит и для изучения менталитета , так как впит ы вает в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения, основные представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. 7)Хорошая пословица может обезоруж и ть любого оппонента, «обезъязыч и ть» самого упрямого спорщика. 8) Она обеззараж и вает м нашу речь, помогают поддерж и вать её чистоту, когда, вместо нецензурного выражения, ты вставишь меткую пословицу или поговорку.

Мозаика пословиц В тихом омуте черти вод..тся Вольнаму воля, шалёнаму поле Вид..т око да зуб неймёт Дзе п'юць, там i льюць Всяк по своему с ума сход..т На вуснах - мёд, а на сэрцы - лёд Лес руб..т, щепки летят Цiхая свiння глыбока рые Мягко стел..т, да жёстко спать Ад цяплосцi не баляць косцi Пар костей не лом..т Паспех - людзям на смех Поспеш..шь - людей насмеш..шь Гавораць, гамоняць, ды не ведаюць, дзе звоняць Слыш..л звон, да не зна..т, где он Бачыць вока, але ляжыць высока

Мозаика пословиц

В тихом омуте черти вод..тся

Вольнаму воля, шалёнаму поле

Вид..т око да зуб неймёт

Дзе п'юць, там i льюць

Всяк по своему с ума сход..т

На вуснах - мёд, а на сэрцы - лёд

Лес руб..т, щепки летят

Цiхая свiння глыбока рые

Мягко стел..т, да жёстко спать

Ад цяплосцi не баляць косцi

Пар костей не лом..т

Паспех - людзям на смех

Поспеш..шь - людей насмеш..шь

Гавораць, гамоняць, ды не ведаюць, дзе звоняць

Слыш..л звон, да не зна..т, где он

Бачыць вока, але ляжыць высока

Мозаика пословиц В тихом омуте черти водятся. Цiхая свiння глыбока рые. Видит око да зуб неймёт. Бачыць вока, але ляжыць высока. Всяк по своему с ума сходит. Вольнаму воля, шалёнаму поле Лес рубят, щепки летят. Дзе п'юць, там i льюць. Мягко стелет, да жёстко спать. На вуснах - мёд, а на сэрцы - лёд Пар костей не ломит. Ад цяплосцi не баляць косьцi Поспешишь - людей насмешишь  Паспех - людзям на смех. Слышал звон, да не знает, где он. Гавораць, гамоняць, ды не ведаюць, дзе звоняць

Мозаика пословиц

В тихом омуте черти водятся.

Цiхая свiння глыбока рые.

Видит око да зуб неймёт.

Бачыць вока, але ляжыць высока.

Всяк по своему с ума сходит.

Вольнаму воля, шалёнаму поле

Лес рубят, щепки летят.

Дзе п'юць, там i льюць.

Мягко стелет, да жёстко спать.

На вуснах - мёд, а на сэрцы - лёд

Пар костей не ломит.

Ад цяплосцi не баляць косьцi

Поспешишь - людей насмешишь

Паспех - людзям на смех.

Слышал звон, да не знает, где он.

Гавораць, гамоняць, ды не ведаюць, дзе звоняць

Тест 1. От чего зависит выбор суффикса глагола с приставкой обез-/обес-? от спряжения; от формы глагола и переходности; от вида. 2. Буквы И-Е в суффиксах глаголов с приставками обез-/обес- в форме будущего времени пишутся: так же, как и во всех остальных с этими приставками; гласная, как в инфинитиве перед формообразовательным суффиксом; выбирается согласно спряжению глагола. 3. Выбор гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) зависит от: особенностей формы 1-го лица настоящего времени; от ударения; от значения суффикса. 4. Суффикс – и- пишется: обессил..ли; обезвред..л преступника; обесцен..ли из-за инфляции. 5. Суффикс – е- пишется: обеззараз..шь; обеспеч..м; обессил..ешь. 6. Ошибка допущена в предложении:

Тест

1. От чего зависит выбор суффикса глагола с приставкой обез-/обес-?

  • от спряжения;
  • от формы глагола и переходности;
  • от вида.

2. Буквы И-Е в суффиксах глаголов с приставками обез-/обес- в форме будущего времени пишутся:

  • так же, как и во всех остальных с этими приставками;
  • гласная, как в инфинитиве перед формообразовательным суффиксом;
  • выбирается согласно спряжению глагола.

3. Выбор гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) зависит от:

  • особенностей формы 1-го лица настоящего времени;
  • от ударения;
  • от значения суффикса.

4. Суффикс – и- пишется:

  • обессил..ли;
  • обезвред..л преступника;
  • обесцен..ли из-за инфляции.

5. Суффикс – е- пишется:

  • обеззараз..шь;
  • обеспеч..м;
  • обессил..ешь.

6. Ошибка допущена в предложении:

  • Слушая полонез Огинского, испытываешь особое состояние волнения, полёта, и не веришь, что этот человек был политиком, а не музыкантом.
  • Чтобы не обесценеть духовно, нужно беречь переданное нам культурное наследие.
  • Тебе нужно быстрее выздоровлять, чтобы не отставать в учёбе, обогащать себя новыми знаниями, расти духовно.
Ключ к тесту 1 - 2 2 – 3 3 - 1 4 – 2 5 – 3 6 – 3

Ключ к тесту

1 - 2

2 – 3

3 - 1

4 – 2

5 – 3

6 – 3

Домашнее задание § 41, упр. 327—написать мини-сочинение, раскрывающее смысл одной из пословиц

Домашнее задание

§ 41, упр. 327—написать мини-сочинение, раскрывающее смысл одной из пословиц

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!