Тема: Правописание суффиксов причастий и деепричастий.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия и деепричастия.
Задачи урока:
Образовательная.
Познакомиться с причастиями и деепричастиями.
Учиться отличать их от слов других частей речи.
Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
Воспитательная.
Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи
Развитие интереса к изучению родного языка.
Развивающая.
Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий и деепричастий.
Оборудование: доска, конспект урока.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Повторение темы «Причастие как часть речи».
3.Изучение нового материала.
Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Понятие о причастии как о грамматической единице
Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.
Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):
Тип (действительное или страдательное);
Вид (совершенный или несовершенный);
Время (настоящее либо прошедшее).
Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):
Форма (полная или краткая);
Число (единственное или множественное);
Род (мужской, женский, средний);
Падеж.
Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).
Какие бывают причастия?
Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.
Типы | Действительные причастия(обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) | Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом) |
Настоящего времени | -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ- | живущий, играющий, дрожащий | -ом-/-ем-; -им- | обсуждаемый, направляемый, гонимый |
Прошедшего времени | -вш-/-ш- | знавший, танцевавший, замерзший | -нн-/-енн-/-т- | увлеченный, описанный, сбитый |
Причастие как член предложения
Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.
Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).
Прилагательные и причастия
Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:
Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру);
Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).

Важно повторить!
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.
Все остальные глаголы являются непереходными.
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:
брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)
Суффиксы причастий |
Действительные | Страдательные |
наст.вр. | прош.вр. | наст.вр. | прош.вр. |
1 склон.: -ущ-/-ющ- 2 склон.: -ащ-/-ящ- | -вш- -ш- | 1 склон.: -ем-/-ом- 2 склон.: -им- | -нн- -енн- -т- |
Список и правописание суффиксов причастий.
Суффикс | Правила написания суффикса.Исключения и примечания |
Дейcтвительные причастия настоящего времени |
образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью следующих суффиксов : |
-ущ- -ющ- | бежать → бег(ут) → бегущий, колоть → кол(ют) → колющий, играть → игра(ют) → играющий |
-ащ- -ящ- | дышать → дыш(ат) → дышащий, клеить → кле(ят) → клеящий, строить → стро(ят) → строящийся брезжить → брезжущий; зиждиться → зиждущийся; мучить → мучащий, мучающий; мерить → мерящий, меряющий |
Действительные причастия прошедшего времени |
образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью следующих суффиксов: |
-вш- | игравший (играть), уставший (устать) надеЯвшийся (надеЯться, надеЯлся), услышАвший (услышАть), увидЕвший (увидЕть), построИвший (построИть) обессилЕть (потерять силы) → обессилЕвший, обессилИть (лишившийся кого-либо силы) → обессилИвший |
-ш- | нести → нёс → нёсший, вылезти → вылез → вылезший обрести → основа буд.вр. обрет(ут) → обретший (основа прошедшего в. — обре-л(а)); вести → основа наст.вр. вед(ут)→ ведший |
Страдательные причастия настоящего времени |
образуются от переходных глаголов несовершенного вида, от основы настоящего времени с помощью суффиксов: |
-ем- -ом- | исполнять → исполня(ем) → исполняемый, вести → вед(ём) → ведомый; рисовать → рису(ем) → рисуемый |
-им- | видеть → вид(им) → видимый, слышать → слыш(им) → слышимый |
Страдательные причастия прошедшего времени |
образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов: |
-н(н)- | загнать → загнанный, просмотреть → просмотренный, обсмеять → обсмеянный А, Я, Е сохраняются перед -нн- : в неопред.форме -а+ть → -а+нн в причастиях:обещАть → обещАнный, -я+ть → -я+нн:высмеЯть → высмеЯнный, -е+ть → -е+нн:обидЕть → обижЕнный. Искл. причастия от глаголов на -ровнЯть, -равнЯть: выровнЕнный, уравнЕнный В кратких страдательных причастиях (не путать с краткими прилагательными) одна буква Н: Мысли продуманы автором. завязать (что сделать?) → завязанный маринОВАть → марин-ова-нный, шифрОВАть → шифр-ова-нный |
-ен(н)- -ён(н)- | стриЧЬ → стриженный, унеСТИ → унесённый, решИТЬ → решённый, подстрелИТЬ → подстреленный решённый, сожённый Задачи решены учеником. застрелить → застреленный, замесить → замешенный. Искл.: виданный, виденный, слыханный, читанный и др. покрасить → покрашенный, сварить → сваренный; недожаренный — два Н, т.к. кроме не- есть приставка до- покрашенный (прич., есть приставка) забор → крашенный (прич., есть завис. слово) недавно забор НО: крашеный (прилагательное) забор. |
-т- | если причастие образовано от глаголов с основой на -НУТЬ, -ОТЬ, -ЕРЕТЬ, от односложных глаголов и производных от них : свернуть → свернутый, колоть → колотый, запереть → запертый, бить → битый |
3. Закрепление материала
1.От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
2.Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
3.Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
4.Прочитайте текст и выполните задания.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.
4.Повторение темы «Деепричастие как часть речи».
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?
Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия. |
Как и глаголы, деепричастия бывают:
несовершённого и совершённого вида:
набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);
переходными и непереходными:
переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку;
непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;
возвратными и невозвратными:
раскачиваясь – раскачивая , нагнувшись – нагнув;
Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён существительных и поясняться наречиями:
согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко. |
Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.
 |
Помните! Действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное деепричастием, всегда относятся к одному и тому же лицу или предмету. |
Правописание суффиксов деепричастий. |
Суффикс | Правила написания суффикса.Исключения и примечания. |
Деепричастия совершенного вида |
образуются от глаголов совершенного вида от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые обычно совпадают) при помощи суффиксов: |
-в- | опусти-ть → опусти-л → опустив (опустивши, опусти-вши-сь); покраси-ть → покраси-л → покрасив; еха-ть → еха-л → ехав |
-вши—вши(сь) | реши-ть → решивши, верну-ть → вернувши наткнулся → наткнувшись |
-ши—ши(сь) | истечь → истёк (что сделал? — основа прош.времени) → истёкши; принести → принёс → принёсши; влезть → влез→ влезши; запереться → заперся → запершись |
просохнуть (н.ф.) → просохнув, просох (пр.в.) → просохши; промокнуть → промокнув, промок → промокши; высохнуть → высохнув, высох → высохши; окрепнуть → окрепнув, окреп → окрепши; замереть → замерев, замер → замерши; запереть → заперев, запер → заперши. У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются и с помощью суффиксов -в, -вши, -ши (от основы неопр. формы или прош.вр.) , и с помощью суффиксов -А, -Я (от основы будущего времени) : увидев (от увидел) — увидя (от увидят), услышав — услыша (от услышат), нахмуривши — нахмуря (от нахмурят) , принёсши — принеся (принесут); возвратившись — возвратясь, настроившись — настроясь, пришедши — придя, приведши — приведя, простившись — простясь; приобретши— приобретя; услышав — услыша. При существовании двойных форм чаще используются деепричастия с суффиксом -а(-я). есть → евши, быть → бывши ( деепричастия несовершенного вида). |
Деепричастия несовершенного вида |
образуются от глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени при помощи суффиксов: |
-а- -я- -я(сь) | держим → держа, кричим → крича, стараются → стараясь, читают → читая После шипящих употребляется суффикс -а, в остальных случаях -я: держа, смеясь. издавать → издают → издавая, уставать → устают → уставая, сознавать → сознают → сознавая. |
-учи -ючи | будучи идти → идут → идя, идучи; ехать → едут → едучи; жалеть → жалеют → жалея, жалеючи; играть → играют → играя, играючи. |
5.Закрепление материала.
1.Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
2. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
3. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
4. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
6.Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание: составить 10 предложений с причастиями и деепричастиями. Выделить суффиксы причастий и деепричастий.