Урок русского языка в 5 классе
Автор: Ефремова Дарима Намсараевна-учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
п. Хурмули Солнечного района Хабаровского края.
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Орг.момент Целеполагание. | 1 минута | Знакомит с темой урока и целью. | Ставят себе цель достичь той отметки, которую желают получить за урок. |
2 | Самостоятельное изучение теоретического материала. Работа с разноуровневыми карточками: карточка №1,2,3,4,5; тесты | 40 минут | Раздает карточки, тесты, оказывает индивидуальную помощь. | Вспоминают теоретический материал, выполняют тесты. |
3 | Рефлексия | 3 минуты | Подводит итог, анализирует таблицу | Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом. |
4 | Индивидуальное домашнее задание | 1 минута | Желающим дает домашнее задание | Желающие записывают задание |
Тема: Правописание –тся и –ться в глаголах.
Цель: Овладение правильным способом действия при выборе написания ТСЯ иТЬСЯ в глаголах.
Задачи:
1) Определить правило написания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
2) Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки труда.
3) Воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний.
Оборудование: учебники, разноуровневые карточки, тесты, толковый словарь Ожегова.
Этапы урока.
1. Вводно-мотивационный этап.
Сегодня на уроке будем работать по карточкам. Я подготовила 2 варианта заданий. 2 вариант чуть сложнее, его выбирают те, кто стремится к оценке «5», а 1 вариант выполняют остальные. 2 вариант -5 карточек и тесты, 1 вариант – 5 карточек с заданиями. Если вы выполните 3 задания, то получите оценку «3», за правильно выполненные 4 задания – «4», а чтобы получить оценку «5», нужно ещё правильно выполнить тесты. Сейчас на полях тетрадей все поставьте ту оценку, которую хотите получить. А в конце урока мы сравним эти оценки с теми, которые вы заработаете.
№ ФИО | «3» | «4» | «5» |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Тест | Тест |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
2. Операционно-содержательный этап.
Откройте тетради, запишите число и начинайте работу с карточки №1. У кого возникнут вопросы, могут обратиться к учебнику. Правило на странице 250.
Задания:
Вариант 1.
Карточка №1
Выполните упражнение 639 по учебнику.
Карточка №2
Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите в скобках вопросы, на которые отвечают выделенные глаголы.
Театр входит в нашу ж…знь обычно в детстве. Торжественный зал, открывает…ся таинственный занавес, а затем начинает…ся ска…ка. Вместе с героями все события переж…ваешь ты, маленький зритель. И если после этого все становят…ся чуть умнее, чуть добрее и чуть счас…ливее, - за это спасибо Театру.
Карточка №3
Выписать из текста глаголы, определить их лицо, число, род, время. Поставить их в неопределённую форму.
На другой день рано отправился я в тележке за глухарями и рябчиками. Лес синел сплошным кольцом по всему краю неба –десятин двести, не больше, считалось распаханного поля вокруг Святого; но до хороших мест приходилось ехать вёрст семь. Егор сидел со мною рядом. Мне хочется сказать о нём два слова.
Карточка №4
Образуйте от глаголов рвать, заводить, растворить глаголы на –ся. Постройте предложения. В качестве подлежащего выберите одно из слов: машина, нитки, кофе.
Образец: Плохие нитки (что делают?) рвутся (3-е лицо).
Карточка №5
Выполните упражнение 638 по учебнику.
Вариант 2.
Карточка №1
Выполните упражнение 639 по учебнику
Карточка №2 В2
Вместо вопроса вставьте нужный глагол из данных после предложений. Перепишите и подчеркните –ться одной чертой, а –тся – двумя.
1.Рыболвы хотели (что сделать?) к трём часам. Они непременно (что сделают?) к этому времени (вернуться, вернутся). 2.У нас каждый человек должен (что делать?) и действительно (что делает?) (трудиться, трудится). 3.Виктор (что делает?) о своей матери. Каждый обязан (что делать?) о родителях (заботиться, заботится). 4.Отстающие по русскому языку студенты решили (что сделать?), и они непременно (что сделают?) (подтянуться, подтянутся).
Карточка №3 В2
Выписать из текста глаголы, определить их лицо, число, род, время. Поставить их в неопределённую форму.
Солнце уже садилось, когда я, наконец, выбрался из леса и увидел перед собою небольшое село. Дворов двадцать лепилось вокруг старой, деревянной, одноглавой церкви с зелёным куполом. Я въехал в околицу. Белоголовые мальчишки гнались с весёлыми криками за непокорными поросятами; пыль мчалась вдоль улицы легкими клубами и, поднимаясь выше, алела.
Карточка №4 В2
Перестройте предложения, заменяя данные глаголы глаголами с постфиксом –ся. В качестве подлежащих употребите выделенные слова.
1.Я стал стучать в дверь. Вышел хозяин. 2. Ваньке сказали, что письма опускают в почтовые ящики. 3. Ещё пуще бранит старуха старика, не даёт ему покоя.
Карточка №5 В2
Перепишите глаголы, стоящие в неопределённой форме. Поставьте вопросы к этим глаголам.
1.Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески помож…т разобрат…ся в пестрой и бурной путанице мыслей. 2.Кто с пользою отечеству трудит…ся, тот с ним легко не разлучит…ся. 3.Правда суда не боит..ся. 4.Нельзя обижат..ся, когда тебе указывают на твои недостатки в работе. 5.Чем больше учиш..ся, тем больше расширяет..ся твой кругозор.
Тест.
Укажите ряды с глаголами в неопределённой форме.
А) береч…, испеч…;
Б) жгуч…, из-за туч…;
В) запряч…, стереч…;
Г) врач…, мелоч….
2. Укажите словосочетания с глаголами в неопределённой форме.
А) сильно щиплет…ся;
Б) не надо прятат…ся;
В) обязательно спрячут…ся;
Г) нельзя шевелит…ся.
3. Укажите словосочетания, в которых глаголы отвечают на ворос что делать?
А) надо торопит…ся;
Б) торопит…ся на встречу;
В) (лучше) позаботит…ся о матери;
Г) могут промчат…ся.
4. Укажите словосочетания, в которых глаголы отвечают на ворос что сделать?
А) взбирают..ся на вершины;
Б) взобрат…ся на вершины;
В)надо вернут…ся вовремя;
Г) следует закалят…ся.
5. Укажите ряды с глаголами в неопределённой форме.
А) с дач.., богач…;
Б) привлеч…,разжеч…;
В)трескуч…, доч…;
Г) отвлеч…, прилеч….
6. Укажите словосочетания с глаголами 3-го лица мн.ч.
А) возвратит..ся с охоты;
Б) доберут..ся до посёлка;
В)охотно тренируют..ся;
Г) нам надо старат..ся.
7. Укажите ряды с глаголами в неопределённой форме.
А) Из-за туч… выглянуло долгожданное солнце.
Б) Здоровье нужно беречь с молодых лет.
В)На уроке математики мы решили несколько задач… .
Г) После массажа следует прилечь.
8. Укажите ряды с глаголами в неопределённой форме.
А) Алёша заботит…ся о своих младших братьях.
Б) Дети должны заботит…ся о своих родителях.
В)Сергей серьёзно готовит…ся к экзаменам.
Г) Старшеклассники стали серьёзно готовит…ся к экзаменам.
9. Укажите ряды с глаголами в неопределённой форме.
А) Старший брат всегда учит…ся хорошо.
Б) Я стараюсь учит…ся так же, как мой старший брат.
В)В долинах расходит…ся туман.
Г) Туман в долинах стал расходит…ся.
10. Укажите ряды, в которых есть глаголы с буквой ч в неопределённой форме..
А) Из-за облаков появился солнца луч…. .
Б) Любую ранку нужно прижеч… йодом.
В)Мой дедушка был коренной москвич… .
Г) Пришло время пострич… пуделя.
3.Рефлексия. Ребята, завершаем работу. Посмотрите на таблицу. Надеюсь, вы все смогли заработать те оценки, которые поставили в начале урока на полях тетрадей.
4.Если кто-то хочет улучшить оценку, может записать домашнее задание, упр.640.