МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им Ю.К. Шхачемукова
а. ХАТУКАЙ Красногвардейского района Республики Адыгея
Конспект урока
по русскому языку
в 3 классе
УМК «Школа России»
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Перенос слов.
Подготовила
учитель
начальных классов
Сапожникова
Светлана Викторовна
2012г.
а. Хатукай
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Перенос слов.
Цели:
а) познакомить с новым правилом переноса слова;
б) формировать опыт правописания слов с изученными орфограммами и умение объяснять правописание изученных орфограмм, развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;
в) воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, карточки с заданиями, листья деревьев, презентация, учебник (Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык», 3 класс, 2012г).
Ход урока.
I.Организационный момент
Ну-ка, ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Слайд 2 «Осень»
Осень, осень, осень,
Ты пришла с букетом
Листьев золотистых,
Ярких, расписных.
- Ребята, эти Листики не простые, а волшебные.
Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
(Появляется первый волшебный листочек)
Слайд 3 « Каллиграфическая минутка»
II. Чистописание
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите дату, классная работа.
Двадцать первое ноября.
Классная работа.
Жж Шш
Женя Шишкин жёлудь жираф шапка шубка
- Найдите орфограммы в словах и подчеркните.
Слайд 4 «Поверка»
- Какая орфограмма встречается чаще? (Правописание парной согласной в корне слова)
III. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы будем:
Повторять написание парных согласных и безударных гласных в корне слова, познакомимся с новым правилом переноса, а ещё писать, играть и отдыхать.
- И всё это будем делать с помощью волшебных листьев.
(Появляется второй волшебный листочек)
Слайд 5 «Картинный диктант»
IV.Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? (Повторить правила, подготовиться к словарному диктанту)
- Записали в тетрадях:
С.д.
(Дети записывают словарные слова и выделяют орфограммы)
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
Слайд 6 «Проверка»
- Кто не допустил не одной ошибки? Одну? Две?
- Молодцы.
V. Повторение
(Появляется третий волшебный листочек)
Слайд 7 « Весёлый Грамотей»
В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был
Веселый Грамотей. Больше всего на свете он любил читать книжки, словари, учить грамоте детей. За это его и прозвали Грамотеем.
А за то, что всегда напевал весёлые песенки и стали величать Гр.- Весёлым Грамотеем.
- С одной из сестёр мы уже знакомы.
Слайд 8 «Королевство орфографии»
Сценка
Есть такое Королевство –
Нам оно знакомо с детства.
В Королевстве том живет
Многочисленный народ.
А народ тот необычный –
Из кирпичиков различных
Каждый житель сложен там.
Отгадать сумеешь сам,
Что за жители? Какие
В них кирпичики такие?
Тех кирпичиков смотри.
В Королевстве 33.
Незнайка:
- Догадаться просто тут,
Что их буквами зовут.
Им скомандуют: «Раз, два!»-
Буквы строятся в слова.
Орфография:
- Молодчина, Незнайка!
Королевою на троне
В голубой мантии, в короне
Орфография сидит
И придирчиво следит.
Орфография:
- Какие законы вы уже знаете?
Слайд 9 «Законы орфографии»
Чтоб законы соблюдались,
Никогда не нарушались.
В королевстве том, такие
Есть законы основные:
Закон 1
Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.
Ну, а чу и щу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда пишу!
Закон 2
В корне часто гласные,
Хитрые, опасные.
Слышатся неправильно.
Есть такое правило.
Нужно слово изменять-
Удареньем проверять.
Буква, чтоб коварная
Стала в нем ударная.
Но бывает случай сложный,
Что проверить невозможно.
Дружим мы со словарём-
Это слово там найдем.
Закон 3
К парному согласному
Мы подставим гласную.
Изменяем: дуб- дубы,
Снег – снега и столб – столбы.
Закон 4
Вот ещё один закон.
Нам предписывает он:
Имена людей, клички зверей,
Все названия морей,
Городов, озер и рек –
С буквы прописной писать.
Закон 5
Нужно помнить, что предлоги
Все такие недотроги-
Со словами непременно
Они пишутся отдельно.
Закон 6
Если кончилась строка,
То беда не велика.
Нужно слово разделить –
По слогам переносить.
На другую строчку
Букву – одиночку
Только ты не оставляй,
От друзей не отрывай.
Незнайка:
- Да, сложная наука «ОРФОГРАФИЯ»
(Появляется четвёртый волшебный листочек)
Слайд 10 «Вставь орфограмму»
(Появляется четвёртый волшебный листочек)
- Нужно выполнить по вариантам задание «Вставь орфограмму». Запишите в тетрадь с красной строки, через запятую.
Вставь орфограмму
1 вариант 2 вариант
Ж…вотное М…ш…на
ч…шка ч…до
м...ряк ст…на
м…л…ко в…р…на
сугро… сне…
(К, к) убань (М, м) айкоп
тра…ка яго…ка
Слайд 11 «ПРОВЕРКА»
1 вариант 2 вариант
Животное Машина
чашка чудо
моряк стена
молоко ворона
сугроб снег
Кубань Майкоп
травка ягодка
- Какие орфограммы вы выделили? (Сочетания: жи – ши, ча-чу, оло- оро, проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне, имена собственные)
(Появляется пятый волшебный листочек)
Слайд 12 Физкультминутка (выполняют по образцу ведущего ребёнка)
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел,
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
VI. Изучение нового материала
(Появляется шестой волшебный листочек)
Слайд13 « Рассказ ученика»
Как я перенес слова.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва
Я перенес:
Е-
два, -
Как получил
За это «два».
Укол
Я перенес:
У –
кол –
И получил
За это «кол».
Опять
Я перенес:
О –
пять.
Теперь,
Наверно,
Будет «пять».
- А вы как думаете, ребята? (Одну букву переносить нельзя!)
- Вы, наверное, уже догадались:
- Чем же сегодня мы будем заниматься на уроке? (Переносить слова)
(Появляется седьмой волшебный листочек)
Слайд 14 «Правила переноса слов»
- Кто помнит, какие правила переноса мы уже знаем? (Дети вспоминают правила)
(Появляется восьмой волшебный листочек)
Слайд 15 « Новое правило»
При переносе слова НЕЛЬЗЯ отрывать от корня первую согласную букву
За-кладка Заклад-ка
При переносе слова можно отрывать от корня первую гласную букву
По-иски Пои-ски
(Появляется девятый волшебный листочек-букет)
Слайд 16 Физминутка для глаз «Листопад» (под симфоническую музыку)
(Дети представляют движение листов под музыку)
Осень красит золотом
Рощи и леса.
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.
Алые и жёлтые
Ветер листья рвёт,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят… летят… летят…
(Появляется десятый волшебный листочек)
VII. Закрепление изученного материала
Слайд 17 «Работа с учебником»
1.Коллективная работа у доски (с объяснением)
- С.131, упр. 64
На слоги : Для переноса:
У- смех-нул-ся усмех-нулся
усмехнул-ся
2. Самостоятельная работа «Раздели слова»
- С.131, упр. 65
На слоги : Для переноса:
1 вариант 2 вариант
Заулыбался заохал
приставка открытка
Проверка
1 вариант 2 вариант
На слоги : Для переноса: На слоги : Для переноса : За –у- лы-бал-ся за-улыбался, зау- лыбался за-о-хал за-охал , зао-хал при- став - ка при- ставка , пристав-ка от – крыт – ка от – крытка , открыт-ка
(Появляется одиннадцатый волшебный листочек)
VIII. Домашнее задание
Слайд 18 «Домашнее задание»
- Стр.132, упр.67, правило.
(Появляется двенадцатый волшебный листочек)
VIII. Рефлексия
Слайд 19
- Перед вами лежат листики: если урок вам понравился и вы довольны своей работой выберите зелёный, если чувствуете неуверенность – жёлтый, если совсем нет
настроения – коричневый. Поднимите их.
вас за урок и говорю вам, что вы ... Молодцы!!!!!!!!!

Используемая литература:
1.Учебник «Русский язык» Л.М.Зеленина.
2.Презентация.
3.Музыка «Времена года»
4.Интернет-ресурсы: