Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,умений, навыков.
Форма урока: урок практикум.
Цели:
Обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;
Развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
Воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оборудование: видеопроектор, экран, компьютеры, карточки для индивидуальной работы, раздаточные карточки со словарными словами (для резервного задания), информационные карточки «Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской, интернет(сайт учителей русского языка и литературы)
Вид урока: комбинированный План:
Организационный момент.
Определение задач урока совместно с учащимися.
Проверка домашнего задания. Дифференцированные задания.
Повторение изученного материала. Объяснительный диктант.
Углубление материала. Фронтальная беседа.
Отработка навыков правописания. Распределительный диктант.
7.Работа с учебником. Наблюдение. Работа с информационными карточками.
8. Итоги урока.
- оценивание работы учащихся на уроке; - домашнее задание.
Резервные задания.1.Работа с рисунками (устно) .
2. Работа со словарными словами (устно).
СЛАЙД № 1. Русский язык.
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Д.Самойлов
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!
СЛАЙД № 2.
Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье!
- Впадать в изумленье, удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям будете вы сегодня, дорогие ребята, на примере нашего замечательного урока русского языка.
СЛАЙД № 3. Повторение и обобщение знаний по теме
«Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
II. Определение задач урока совместно с учащимися.
Ребята, сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-».
Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы не ошибиться в правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при- ) - Мы должны:
обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;
развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
воспитывать положительное отношение к знаниям.
Для этого мы сегодня с вами поработаем вместе, группами, индивидуально и с помощником-компьютером.
1.Проверка домашнего задания.
Ребята, откройте тетради, запишите число, вид работы.
Проверим, насколько каждый из вас научился правописанию гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
1. Индивидуальная работа по карточкам (предлагаются разноуровневые задания).Для высоко мотивируемых учеников (2 ученика).
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1 Найди ошибки!
Задание. Перепиши исправленный текст. Подчеркни орфограммы.
1) Белая берѐза под моим окном пренакрылась снегом, точно серебром. 2) Из-за далекого горизонта неслись и преближались низкие облака. 3) Тонкие стволики прегнулись к земле, премерзли и ждут с часу на час освобождения.
Найди ошибки!
Задание. Перепиши исправленный текст. Подчеркни орфограммы.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Слабым ученикам предлагается выполнить другое задание (1 ученик)Спиши.
Вставь пропущенные буквы. Орфограммы выдели.
Карточка Е-И.
Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый, пр…увеличить, пр…мчатся, пр..касаться, пр…градить, пр…образить, пр…городный.
2) Тестовый контроль «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ».Работа учащихся за компьютером (4 человекa). - Работу за компьютером выполняют четверо учеников в течение 5-7 минут. Компьютер вам выставит отметки за проделанную работу.
(Лучше, когда данный вид работы выполняется учащимися за компьютерами. Если такая работа невозможна, то проводится тестовый контроль «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-» c распечатанными тестами ).
П Р И Л О Ж Е Н И Е 2
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..рекаться, пр..одолеть
б) пр..мирять, пр..красный
в) пр..выкать, пр..вратить
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..выкаю, пр..глашаю
б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)
в) пр..творить (мечту), пр..выкаю
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..сутствовать, пр..одолеть
б) пр..рода, пр..града
в) пр..гласить, пр..смотреться
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..одолеть, пр..града
б) пр..ставка, пр..кратить
в) пр..казать, пр..вратить
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..учить, пр..рвать
б) пр..интересный, пр..одолеть
в) пр..годится, пр..зидент
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..милый, пр..кратить
б) пр..одолеть, пр..дворный
в) пр..усадебный, пр..рвать
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..сутствовать, пр..зидент
б) пр..дорожный, пр..нять
в) пр..тащить, пр..пятствие
Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..открыть, пр..расти
б) пр..интересный, пр..винтить
в) пр..одолеть, пр..ехать
- А пока у нас некоторые учащиеся выполняют разные виды работ, мы прокомментируем по цепочке примеры, которые вы видите на слайде, и запишем словосочетания в тетради.
СЛАЙД № 4. Комментированное письмо.
3) Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.
Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения.
СЛАЙД № 5. Самопроверка по экрану.
Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.
1.Повторение изученного материала.
1. Классу предлагается вспомнить строки и записать пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.
Ребята, посмотрите внимательно на строчки из известных произведений. Вставьте пропущенные слова и прочтите выразительно данные отрывки.
Кто автор этих строчек? (А.С. Пушкин)
Назовите сказки А.С. Пушкина.
Задание. 1. Запишите пропущенные слова, объясните в них правописание гласных в приставках.
2. Запишите понравившиеся строки из последних трех отрывков. Обратите внимание на написание некоторых слов, а также на знаки препинания.
СЛАЙД № 6. Объяснительный диктант.
1.Час обеда (…) Топот по двору раздался. 2) Кто-то терем (…) Да хозяев поджидал. 3) Пирожок лишь разломила Да кусочек (…). 4) Здравствуй, князь ты мой (…)! Что ж ты тих, как день ненастный? 5) Только поп один Балду не любит, Никогда его не (…) 6) (…) к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
- Поработаем в паре, обменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте по экрану написанное, исправьте ошибки карандашом.
СЛАЙД № 7. Взаимопроверка по экрану.
1) Час обеда приближался, Топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 2) Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 3) Пирожок лишь разломила Да кусочек прикусила. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 4) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)5) Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит… (« Сказка о попе и о работнике его Балде») 6) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке») V. Углубление материала. Фронтальная беседа.
Ребята, давайте вспомним смысловое значение приставок.
Если забыли, посмотрите на экран.
СЛАЙД № 8. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ ПРИ-.
СЛАЙД № 9. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ ПРЕ-.
Для того ,чтобы мы запомнили правописание гласных в приставках, давным-давно были придуманы стихи, которые помогают нам в этом. Послушаем ребят.
1-й ученик: СЛАЙД № 10. (1-й ученик)
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из вселенной- В словах придет, прилетит, приплывет Пишется ПРИ-, несомненно.
2-й ученик: СЛАЙД № 11. (2-й ученик)
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело – Пишем мы ПРИ-, говоря обо всем, Что добрые руки приделали.
3-й ученик: СЛАЙД № 12. (3-й ученик)
Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой ПРИ-.
4-й ученик: СЛАЙД № 13. (4-й ученик) ПРИ- или ПРЕ-?
ПРИ- или ПРЕ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри - Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если “очень такой” или “очень сякой” – ПРЕ- мы напишем при этом.
5-й ученик: СЛАЙД № 14. (5-й ученик)
Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-, Писать только ПРЕ- там надо.
- Спасибо, ребята.
VI. Отработка навыков правописания.
Итак, ребята, во всех словах с ПРЕ- и ПРИ-, которые мы сегодня называли, записывали, слышали в стихотворении, приставки имеют ясное значение. Важно об этом помнить и не ошибиться в выборе гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ.
Но есть слова, в которых значение приставки сложно объяснить, и слова, где ПРЕ- и ПРИ- являются началом корня. Написание таких слов нужно запомнить.
Объявляется «орфографическая дуэль». Кто лучше знает материал? Кто грамотнее?
Два ученика работают по обеим сторонам доски. Каждый из них выбирает слова из данной группы и записывает. Класс пишет в тетрадях.
СЛАЙД № 15. Распределительный диктант.
Задание:
Распределить слова на две группы:
с ясным значением приставки с неясным значением приставки
Преодолеть, примечать, присмотреться, прельщать, прехорошенький, приоткрыть, причудливый.
СЛАЙД № 16. Перекрестная проверка.
(1-й столбик: преодолеть, присмотреться, прехорошенький, приоткрыть;
2-й столбик: примечать, прельщать, причудливый )
-Перекрестная проверка. Проверьте друг у друга. Объясните, где возможно, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
VII. Работа с учебником. Наблюдение.
Упражнение 121 (стр. 48).
(В данных словах употребляются сочетания ПРИ- и ПРЕ- (либо приставка, либо часть корня), эти слова отличаются написанием только одной буквы И или Е и значениями).
Задание:
(Задание выполняется по рядам, у каждого на парте информационная карточка)
П Р И Л О Ж Е Н И Е 3 СЛАЙДЫ № 17-18.
СОЗВУЧНЫЕ СЛОВА
Придать – усилить, прибавить. Предать – отдать, изменить, выдать.
Прибывать – Пребывать – находиться где-нибудь 1) прийти, приехать. или в каком-нибудь состоянии.
2) увеличиться.
Приступить – подступить или начать. Преступить – самовольно нарушить,
| отступить. |
Приклоняться – наклоняться, пригибаться. ПРИМЕРЫ | Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. |
Придать – усилить, прибавить. Не придам важности словам. | Предать – отдать, изменить, выдать. Предать Родину. |
Прибывать – прийти, приехать. Прибыть на вокзал. увеличиться. Вода прибывала. | Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии. Пребывать в унынии. |
Приступить – подступить или начать. Приступить к строительству. | Преступить – самовольно нарушить, отступить. Преступить закон. |
Приклоняться – наклоняться, пригибаться. Приклонил ветку. | Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. Преклоняться |
перед подвигом.
VIII. Итоги урока
(Повторили правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, закрепили наши знания, выполняя различные виды работ)
Вы, ребята, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради, я проверю их и оценю каждого из вас.
За выполненные тесты на компьютере отметки … За работу по карточкам …