СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание гласных в приставках пре- и при-»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;
  2. Развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
  3. Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Просмотр содержимого документа
««Правописание гласных в приставках пре- и при-»»

Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,умений, навыков.

Форма урока: урок практикум.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;

  2. Развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

  3. Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование: видеопроектор, экран, компьютеры, карточки для индивидуальной работы, раздаточные карточки со словарными словами (для резервного задания), информационные карточки «Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской, интернет(сайт учителей русского языка и литературы)

Вид урока: комбинированный План:

  1. Организационный момент.

  2. Определение задач урока совместно с учащимися.

  3. Проверка домашнего задания. Дифференцированные задания.

  4. Повторение изученного материала. Объяснительный диктант.

  5. Углубление материала. Фронтальная беседа.

  6. Отработка навыков правописания. Распределительный диктант.

7.Работа с учебником. Наблюдение. Работа с информационными карточками.

8. Итоги урока.

- оценивание работы учащихся на уроке; - домашнее задание.

Резервные задания.1.Работа с рисунками (устно) .

2. Работа со словарными словами (устно).

СЛАЙД № 1. Русский язык.

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Д.Самойлов

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

СЛАЙД № 2.

Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье!

- Впадать в изумленье, удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям будете вы сегодня, дорогие ребята, на примере нашего замечательного урока русского языка.

СЛАЙД № 3. Повторение и обобщение знаний по теме

«Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

II. Определение задач урока совместно с учащимися.

  • Ребята, сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-».

  • Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы не ошибиться в правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при- ) - Мы должны:

    • обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;

    • развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

    • воспитывать положительное отношение к знаниям.

  • Для этого мы сегодня с вами поработаем вместе, группами, индивидуально и с помощником-компьютером.

1.Проверка домашнего задания.

  • Ребята, откройте тетради, запишите число, вид работы.

  • Проверим, насколько каждый из вас научился правописанию гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

1. Индивидуальная работа по карточкам (предлагаются разноуровневые задания).Для высоко мотивируемых учеников (2 ученика).

  • Работу по карточкам выполняют три ученика в течение 5-7 минут. Карточки сдаете на проверку.

П Р И Л О Ж Е Н И Е 1 Найди ошибки!

Задание. Перепиши исправленный текст. Подчеркни орфограммы.

1) Белая берѐза под моим окном пренакрылась снегом, точно серебром. 2) Из-за далекого горизонта неслись и преближались низкие облака. 3) Тонкие стволики прегнулись к земле, премерзли и ждут с часу на час освобождения.

Найди ошибки!

Задание. Перепиши исправленный текст. Подчеркни орфограммы.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

Слабым ученикам предлагается выполнить другое задание (1 ученик)Спиши.

Вставь пропущенные буквы. Орфограммы выдели.

Карточка Е-И.

Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый, пр…увеличить, пр…мчатся, пр..касаться, пр…градить, пр…образить, пр…городный.

2) Тестовый контроль «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ».Работа учащихся за компьютером (4 человекa). - Работу за компьютером выполняют четверо учеников в течение 5-7 минут. Компьютер вам выставит отметки за проделанную работу.

(Лучше, когда данный вид работы выполняется учащимися за компьютерами. Если такая работа невозможна, то проводится тестовый контроль «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-» c распечатанными тестами ).

П Р И Л О Ж Е Н И Е 2

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) пр..рекаться, пр..одолеть

б) пр..мирять, пр..красный

в) пр..выкать, пр..вратить

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) пр..выкаю, пр..глашаю

б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)

в) пр..творить (мечту), пр..выкаю

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) пр..сутствовать, пр..одолеть

б) пр..рода, пр..града

в) пр..гласить, пр..смотреться

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..одолеть, пр..града

б) пр..ставка, пр..кратить

в) пр..казать, пр..вратить

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..учить, пр..рвать

б) пр..интересный, пр..одолеть

в) пр..годится, пр..зидент

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) пр..милый, пр..кратить

б) пр..одолеть, пр..дворный

в) пр..усадебный, пр..рвать

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) пр..сутствовать, пр..зидент

б) пр..дорожный, пр..нять

в) пр..тащить, пр..пятствие

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..открыть, пр..расти

б) пр..интересный, пр..винтить

в) пр..одолеть, пр..ехать

- А пока у нас некоторые учащиеся выполняют разные виды работ, мы прокомментируем по цепочке примеры, которые вы видите на слайде, и запишем словосочетания в тетради.

СЛАЙД № 4. Комментированное письмо.

3) Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.

Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения.

  • Проверьте свои работы по слайду, исправьте ошибки карандашом. В конце урока я соберу ваши тетради, проверю и поставлю каждом отметку за урок.

СЛАЙД № 5. Самопроверка по экрану.

Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.

1.Повторение изученного материала.

1. Классу предлагается вспомнить строки и записать пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.

  • Ребята, посмотрите внимательно на строчки из известных произведений. Вставьте пропущенные слова и прочтите выразительно данные отрывки.

  • Кто автор этих строчек? (А.С. Пушкин)

  • Назовите сказки А.С. Пушкина.

Задание. 1. Запишите пропущенные слова, объясните в них правописание гласных в приставках.

2. Запишите понравившиеся строки из последних трех отрывков. Обратите внимание на написание некоторых слов, а также на знаки препинания.

СЛАЙД № 6. Объяснительный диктант.

1.Час обеда (…) Топот по двору раздался. 2) Кто-то терем (…) Да хозяев поджидал. 3) Пирожок лишь разломила Да кусочек (…). 4) Здравствуй, князь ты мой (…)! Что ж ты тих, как день ненастный? 5) Только поп один Балду не любит, Никогда его не (…) 6) (…) к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

- Поработаем в паре, обменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте по экрану написанное, исправьте ошибки карандашом.

СЛАЙД № 7. Взаимопроверка по экрану.

1) Час обеда приближался, Топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 2) Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 3) Пирожок лишь разломила Да кусочек прикусила. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 4) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)5) Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит… (« Сказка о попе и о работнике его Балде») 6) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке») V. Углубление материала. Фронтальная беседа.

  • Ребята, давайте вспомним смысловое значение приставок.

  • Если забыли, посмотрите на экран.

СЛАЙД № 8. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ ПРИ-.

СЛАЙД № 9. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ ПРЕ-.

  • Для того ,чтобы мы запомнили правописание гласных в приставках, давным-давно были придуманы стихи, которые помогают нам в этом. Послушаем ребят.

1-й ученик: СЛАЙД № 10. (1-й ученик)

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из вселенной- В словах придет, прилетит, приплывет Пишется ПРИ-, несомненно.

2-й ученик: СЛАЙД № 11. (2-й ученик)

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело – Пишем мы ПРИ-, говоря обо всем, Что добрые руки приделали.

3-й ученик: СЛАЙД № 12. (3-й ученик)

Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой ПРИ-.

4-й ученик: СЛАЙД № 13. (4-й ученик) ПРИ- или ПРЕ-?

ПРИ- или ПРЕ-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри - Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если “очень такой” или “очень сякой” – ПРЕ- мы напишем при этом.

5-й ученик: СЛАЙД № 14. (5-й ученик)

Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-, Писать только ПРЕ- там надо.

- Спасибо, ребята.

VI. Отработка навыков правописания.

  • Итак, ребята, во всех словах с ПРЕ- и ПРИ-, которые мы сегодня называли, записывали, слышали в стихотворении, приставки имеют ясное значение. Важно об этом помнить и не ошибиться в выборе гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ.

  • Но есть слова, в которых значение приставки сложно объяснить, и слова, где ПРЕ- и ПРИ- являются началом корня. Написание таких слов нужно запомнить.

  • Объявляется «орфографическая дуэль». Кто лучше знает материал? Кто грамотнее?

Два ученика работают по обеим сторонам доски. Каждый из них выбирает слова из данной группы и записывает. Класс пишет в тетрадях.

СЛАЙД № 15. Распределительный диктант.

Задание:

Распределить слова на две группы:

с ясным значением приставки с неясным значением приставки

Преодолеть, примечать, присмотреться, прельщать, прехорошенький, приоткрыть, причудливый.

СЛАЙД № 16. Перекрестная проверка.

(1-й столбик: преодолеть, присмотреться, прехорошенький, приоткрыть;

2-й столбик: примечать, прельщать, причудливый )

-Перекрестная проверка. Проверьте друг у друга. Объясните, где возможно, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

VII. Работа с учебником. Наблюдение.

Упражнение 121 (стр. 48).

  • Прочитаем вслух задание (1 ученик). Пронаблюдаем, что необычного в данных парах слов?

(В данных словах употребляются сочетания ПРИ- и ПРЕ- (либо приставка, либо часть корня), эти слова отличаются написанием только одной буквы И или Е и значениями).

Задание:

  • С помощью информационных карточек составьте с данными парами слов предложения, не забудьте учитывать значение самого слова.

(Задание выполняется по рядам, у каждого на парте информационная карточка)

П Р И Л О Ж Е Н И Е 3 СЛАЙДЫ № 17-18.

СОЗВУЧНЫЕ СЛОВА

Придать – усилить, прибавить. Предать – отдать, изменить, выдать.

ПрибыватьПребывать – находиться где-нибудь 1) прийти, приехать. или в каком-нибудь состоянии.

2) увеличиться.

Приступить – подступить или начать. Преступить – самовольно нарушить,

отступить.

Приклоняться – наклоняться, пригибаться.

ПРИМЕРЫ

Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение.

Придать – усилить, прибавить.

Не придам важности словам.

Предать – отдать, изменить, выдать.

Предать Родину.

Прибывать

  1. прийти, приехать. Прибыть на вокзал.

  2. увеличиться. Вода прибывала.

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

Пребывать в унынии.

Приступить – подступить или начать.

Приступить к строительству.

Преступить – самовольно нарушить, отступить. Преступить закон.

Приклоняться – наклоняться, пригибаться.

Приклонил ветку.

Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. Преклоняться

перед подвигом.

VIII. Итоги урока

  • Что нам удалось сегодня сделать?

(Повторили правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, закрепили наши знания, выполняя различные виды работ)

    • Оценивание работы учащихся на уроке.

  • Вы, ребята, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради, я проверю их и оценю каждого из вас.

За выполненные тесты на компьютере отметки … За работу по карточкам …




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!