Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балаганская средняя общеобразовательная школа №2
Селиванова Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Именно в этом помогает технология проблемного обучения.
«Учение без мысли – напрасный труд».
Конфуций, древнекитайский мыслитель
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ»
Цель урока: формировать способность определять зависимость написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре-и при-; способствовать развитию познавательных процессов; формировать навык правописания приставок; содействовать уважительному отношению к русскому языку.
Планируемые результаты
Метапредметные:
познавательные – владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести поиск информации самостоятельно, применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;
регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты.
коммуникативные –совместное выполнение поставленной учебной задачи, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Тип урока: решение частных задач с применением технологии проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, задания для учащихся, тексты, орфографический словарь, телеграмма, учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.
I. Орг. Момент.
К уроку все готовы? (да)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
II. Создание проблемной ситуации. К нам на урок пришла телеграмма.
Пр…глашаем Вас пр…ехать к нам в гости. Надеемся, что это пр…красное место пр…влечет ваше внимание.
С уважением, приставки!
(к письму пр…л…гается презентация)
Учащиеся читают текст телеграммы вслух.
Учитель. С какой темой русского языка связана эта телеграмма? Подумайте, почему именно к нам пришла такая телеграмма? Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель. Как же мы можем сформулировать тему урока? Какую цель нужно поставить?
Учащиеся. Тема урока- правописание приставок пре-и при-.
Цель: научиться определять написание приставок пре- и при-.
Учитель. Сверим наш вывод с темой параграфа 32,с.68.
III. Формулирование новых знаний.
Учитель. Прочитайте текст упр. 154. В выделенных словах определите значение приставок. Найдите в таблице (с. Значения к приставкам данных слов).
От чего зависит написание приставок пре- и при-? Ещё раз посмотрите таблицу. Какой группы слова не встретились в упражнении? Назовите значение приставок.
Учащиеся работают с таблицей, делают вывод, что написание приставок зависит от их значения, находят четвёртую группу слов и оценивают ответы друг друга.
В словах нашей телеграммы пропущены буквы. Мы должны вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор, работаем в тетради и у доски. Вставляем пропущенные буквы в словах телеграммы и объясняем значение приставок.
Проверьте себя. Если вы все сделали верно и не допустили ошибок в слове, то усвоили значение приставок пре- и при-
IV. Усвоение полученных знаний.
1. Игра «Не спутай кармашки» Предлагаю разложить данные слова по кармашкам.
Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.
Присоединение | Приближение | Близость | Неполное действие |
2. Работа с текстом ( на отдельных листочках). Выпишите слова с пропусками, вставьте пропущенные буквы (2 человека у доски).
1. Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина. 2.Один из декабристов позже сказал о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно сам пр…красный человек». 3. Пущина любили за пр…лежание, пр…ятный характер, умение пр…йти на помощь в трудную минуту. 4. Одним из первых эти его качества оценил сосед по лицейской комнате – Александр Пушкин. 5. Никакие жизненные пр…грады не могли помешать дружбе Пущина и Пушкина.
(проверка по слайду и взаимопроверка в парах).
V. Физкультминутка
Учитель. Встаньте, присядьте на корточки, приподнимите руки, приложите их к затылку, шагая вперёд, преодолейте барьер, закончили упражнение.
(Упражнения выполняются по команде учителя).
Учитель. А теперь скажите, какие слова с изученной орфограммой прозвучали во время физкультминутки? Сверимся со слайдом. Учащиеся называют слова.
На доске появляется слайд со словами:
приветливый
примерный
природный
причинить
прилежание
приятность
Учитель. Придумайте однокоренные слова к данным существительным и запишите эти слова. Сделайте вывод: в состав какой морфемы входят пре- и при-?
Учащиеся. Есть слова, в которых пре- и при- не являются приставкой, а входят в состав корня.
Учитель. Давайте прочитаем хором эти слова (находятся в рамочке учебника). Запишите в словарик слова с пре- и при-, вызывающие затруднения.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение. Ваша задача – назвать приставку пре- и при- , когда я подниму руку.
При-или пре-, пре-или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт,
Пишется при-, несомненно,
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
Пре- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
VII. Домашнее задание. Вариативное задание:
1. Упр 160 , повторение материала, пройденного на уроке;
2) Составить текст об осени с включением слов на изучаемую орфограмму (последний слайд).