Урок русского языка
Класс: 6
Тема урока: Чередование гласных в корнях -кас- и -кос-.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательная: В течение урока сформировать понятие о правописании гласных в корнях -кас- и -кос-.
Развивающая: продолжать развивать культуру речи учащихся, умение оценивать себя, свои ответы, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, ответы друг друга.
Оборудование: проектор, экран, презентация, листы оценивания (лежат на партах учащихся).
Ход урока:
1.Организационная часть.
Мы сегодня вместе с вами
Государство посетим,
С братьями двумя родными
Там знакомство совершим.
Тема нашего сегодняшнего урока: правописание гласных в корнях с чередованием -кас-, -кос-.
Появляется слайд № 1 , на котором записана тема урока.
Затем слайд № 2, на котором записаны цели урока.
Учитель ставит перед учащимися цели урока, мотивирует учащихся на восприятие нового материала.
2.Проверка домашнего задания (повторение правописания гласных в корнях с чередованиями).
Много здесь живет знакомых,
Нам уже известных,
Одинаковых корней,
Очень интересных.
Чтоб в государство то попасть,
Нужно пароль нам отгадать. На экране появляется слайд №3.
Р…стовщик едет в Р…стов.
Р…стислав р…сти готов.
Предл…гать и предл…жить.
Р…стение отл….жить.
Прот…рать и уб…рать
Будет в доме все бл…стать.
Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните.
Учащиеся объясняют правописание вставленных букв.
Молодцы, ребята, отгадали пароль.
Как же называется государство, о котором идёт речь?
На экране появляется слайд № 4, на котором написано название государства «Чередование».
Кто в государстве том живет, расскажите, что за народ.
Учащиеся называют корни с чередованием, изученные в 5 классе.
На слайде № 4 появляются корни после того, как их называют учащиеся.
3.Изучение нового материала.
На экране появляется слайд № 5.
Жили - были -кас- и -кос-.
Был меж братьями вопрос:
Нужно вместе дружно жить
Или одному тужить?
-Кас- решил , что нужен друг.
Суффикс -а- нашелся вдруг.(слайд № 6 )
-Кос- остался жить один,
Не назвав своих причин.(слайд № 7 )
С другом -кас- не расстается,
Вместе им легко живется.(слайд № 8 )
4.Актуализация знаний.
Сказка – ложь, да в ней намёк - вам, ребята, всем урок,
Чтоб её не позабыть, нужно правило учить.
Откройте учебник стр.63. п. 29., прочитайте правило и расскажите его друг другу.
На экране появляется слайд № 9 .
К…снись воды
К…сание мяча
Прик…сновение
К…саться осторожно
Слегка к…снуться
К…сательная
Задание1. Братьев здесь вы нам найдите
И отличья укажите.
Физминутка.
Задание 2. Работа с текстом. Выборочный диктант. Текст читает учитель.
Лёгкое прикосновение ветерка было приятно цветку. Он слегка покачнулся и коснулся соседней травинки. Его касание было нежным и приятным. Травинка коснулась следующего цветка, и ощущение нежности передалось ему. Ветерок касался всех по очереди, и все наслаждались этими приятными прикосновениями.
Слушайте внимательно задание:
Выпишите все чередования.
Все объясните, подчеркните и
Исключенья укажите.
Учащиеся записывают только слова с корнями –кас- и –кос-,
объясняют правописание изученной орфограммы.
5.Закрепление материала.
Упражнение 139. Задание к упражнению читает ученик.
В левый столбик выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова, а в правый – с проверяемыми, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.
К…сой(дождь), к…снуться, р…стение, пол…жить, л…зейка, отр…сли(волосы), р…скошный, к…сить, к…саться.
Учащиеся объясняют свои ответы. На экране появляется слайд№ 10.
Упражнение 138 (по вариантам).
Задание к упражнению комментирует учитель.
1 ряд выписывает слова с корнями -кас-, -кос- со значением «дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь».
2 ряд со значением « затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме и т.д.».
3 ряд со значением «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь».
К…саюсь стены рукой. К…снитесь пола пальцами рук. Директор к…снулся вопроса о дисциплине. Автор брошюры к…сается темы о воспитании силы воли. Это тебя не к…сается. Решение педсовета к…снется всех учеников гимназии. К…сание мяча о сетку. Прик…сновение языка к зубам.
Учащиеся объясняют выписанные слова.
6. Домашнее задание п.29, упр.137.
Учитель комментирует задание к упражнению.
-Кос- или –кас-? Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы. В каком значении использовано выделенное слово?
Весло к…снулось воды. Крючок к…сается дна. Наши лодки1 соприк…снулись. Ветка прик…снулась к лицу. Осторожно прик…сайтесь к ране. Причинить боль к…санием.
7.Итог урока.
Итак, ребята, сегодня на уроке
Мы посетили государство Чередование
И познакомились с его новыми жителями:
Братьями -кас- и -кос-.
8.Рефлексия.
Оцени свою работу на уроке, как хорошо ты понял материал:
Да (понял), частично понял, не понял.
На экране появляется слайд № 11 , на котором появляются вопросы:
Я усвоил(а) орфограмму «Чередование в корнях –кас-, -кос-.
Я умею находить слово с данной орфограммой.
Я отличаю корни с безударной гласной от корней с чередующейся гласной.
Каждый ученик оценивает свою работу на уроке сам с помощью листов оценивания.
Баллы: Да - 5 баллов.
Частично – 3 балла.
Нет - 0 баллов.
Сумма баллов. | Оценка. |
15 баллов | 5 |
12-14 баллов | 4 |
9-11 баллов | 3 |
3 балла | 2 |
Лист оценивания |
1. |
2. |
3. |
Всего: оценка: |