СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание корней -кас- и -кос-.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована молодыми педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней -кас- и -кос-.»

Урок русского языка

Класс: 6

Тема урока: Чередование гласных в корнях -кас- и -кос-.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательная: В течение урока сформировать понятие о правописании гласных в корнях -кас- и -кос-.

Развивающая: продолжать развивать культуру речи учащихся, умение оценивать себя, свои ответы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, ответы друг друга.

Оборудование: проектор, экран, презентация, листы оценивания (лежат на партах учащихся).

Ход урока:

1.Организационная часть.

Мы сегодня вместе с вами

Государство посетим,

С братьями двумя родными

Там знакомство совершим.

Тема нашего сегодняшнего урока: правописание гласных в корнях с чередованием -кас-, -кос-.

Появляется слайд № 1 , на котором записана тема урока.

Затем слайд № 2, на котором записаны цели урока.

Учитель ставит перед учащимися цели урока, мотивирует учащихся на восприятие нового материала.

2.Проверка домашнего задания (повторение правописания гласных в корнях с чередованиями).

Много здесь живет знакомых,

Нам уже известных,

Одинаковых корней,

Очень интересных.

Чтоб в государство то попасть,

Нужно пароль нам отгадать. На экране появляется слайд №3.

Р…стовщик едет в Р…стов.

Р…стислав р…сти готов.

Предл…гать и предл…жить.

Р…стение отл….жить.

Прот…рать и уб…рать

Будет в доме все бл…стать.

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните.

Учащиеся объясняют правописание вставленных букв.

Молодцы, ребята, отгадали пароль.

Как же называется государство, о котором идёт речь?

На экране появляется слайд № 4, на котором написано название государства «Чередование».

Кто в государстве том живет, расскажите, что за народ.

Учащиеся называют корни с чередованием, изученные в 5 классе.

На слайде № 4 появляются корни после того, как их называют учащиеся.

3.Изучение нового материала.

На экране появляется слайд № 5.

Жили - были -кас- и -кос-.

Был меж братьями вопрос:

Нужно вместе дружно жить

Или одному тужить?

-Кас- решил , что нужен друг.

Суффикс -а- нашелся вдруг.(слайд № 6 )

-Кос- остался жить один,

Не назвав своих причин.(слайд № 7 )

С другом -кас- не расстается,

Вместе им легко живется.(слайд № 8 )

4.Актуализация знаний.

Сказка – ложь, да в ней намёк - вам, ребята, всем урок,

Чтоб её не позабыть, нужно правило учить.

Откройте учебник стр.63. п. 29., прочитайте правило и расскажите его друг другу.

На экране появляется слайд № 9 .

К…снись воды

К…сание мяча

Прик…сновение

К…саться осторожно

Слегка к…снуться

К…сательная

Задание1. Братьев здесь вы нам найдите

И отличья укажите.

Физминутка.

Задание 2. Работа с текстом. Выборочный диктант. Текст читает учитель.

Лёгкое прикосновение ветерка было приятно цветку. Он слегка покачнулся и коснулся соседней травинки. Его касание было нежным и приятным. Травинка коснулась следующего цветка, и ощущение нежности передалось ему. Ветерок касался всех по очереди, и все наслаждались этими приятными прикосновениями.

Слушайте внимательно задание:

Выпишите все чередования.

Все объясните, подчеркните и

Исключенья укажите.

Учащиеся записывают только слова с корнями –кас- и –кос-,

объясняют правописание изученной орфограммы.

5.Закрепление материала.

Упражнение 139. Задание к упражнению читает ученик.

В левый столбик выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова, а в правый – с проверяемыми, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.

К…сой(дождь), к…снуться, р…стение, пол…жить, л…зейка, отр…сли(волосы), р…скошный, к…сить, к…саться.

Учащиеся объясняют свои ответы. На экране появляется слайд№ 10.

Упражнение 138 (по вариантам).

Задание к упражнению комментирует учитель.

1 ряд выписывает слова с корнями -кас-, -кос- со значением «дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь».

2 ряд со значением « затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме и т.д.».

3 ряд со значением «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь».

К…саюсь стены рукой. К…снитесь пола пальцами рук. Директор к…снулся вопроса о дисциплине. Автор брошюры к…сается темы о воспитании силы воли. Это тебя не к…сается. Решение педсовета к…снется всех учеников гимназии. К…сание мяча о сетку. Прик…сновение языка к зубам.

Учащиеся объясняют выписанные слова.

6. Домашнее задание п.29, упр.137.

Учитель комментирует задание к упражнению.

-Кос- или –кас-? Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы. В каком значении использовано выделенное слово?

Весло к…снулось воды. Крючок к…сается дна. Наши лодки1 соприк…снулись. Ветка прик…снулась к лицу. Осторожно прик…сайтесь к ране. Причинить боль к…санием.

7.Итог урока.

Итак, ребята, сегодня на уроке

Мы посетили государство Чередование

И познакомились с его новыми жителями:

Братьями -кас- и -кос-.

8.Рефлексия.

Оцени свою работу на уроке, как хорошо ты понял материал:

Да (понял), частично понял, не понял.

На экране появляется слайд № 11 , на котором появляются вопросы:

Я усвоил(а) орфограмму «Чередование в корнях –кас-, -кос-.

Я умею находить слово с данной орфограммой.

Я отличаю корни с безударной гласной от корней с чередующейся гласной.

Каждый ученик оценивает свою работу на уроке сам с помощью листов оценивания.

Баллы: Да - 5 баллов.

Частично – 3 балла.

Нет - 0 баллов.

Сумма баллов.

Оценка.

15 баллов

5

12-14 баллов

4

9-11 баллов

3

3 балла

2


Лист оценивания

1.

2.

3.

Всего: оценка:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!