Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках.
Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите руку на сердце и повторяйте за мной: Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках.
Седьмое декабря. Классная работа.
«Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил».
( А.П. Сумароков.)
Страна Правописание
Веселый диктант
Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.
Сейчас мы можем прик…снуться к результатам их работы к…сательно данного растения.
О, А, А, О, О, О, О, О, А, О, А, А
Самопроверка в парах
Долго росло р а стение, выр а щенное р о стовщиком из Р о стова по имени Р о стислав, пока р о сток не перер о с возр а стной барьер, прор о с выше, став добычей работников пищевой отр а сли. Сейчас мы можем прик…снуться к результатам их работы к…сательно данного растения
Были ли трудности при выполнении этого задания?
Какие слова не подходят к представленной орфограмме?
Какие корни в них представлены? Как вы объясните правописание вставленных букв? (Кто знает, как их правильно писать?)
Какова же будет тема нашего урока?
Буквы о-а в корне – кас- кос-
- Сформулируйте цель нашего урока.
Цели :
- Изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
- Отработать данное правило на примере упражнений.
- Вернитесь к карточке, не учитывая слов прик…снуться и кас…тельно , оцените себя:
- если все правильно, поставьте на полях 3 плюса
- за одну ошибку- 2 плюса
- за две или три ошибки – 1 плюс.
Прочитайте слова на слайде. Чем они объединены? Какое задание можно придумать к данным словам?
- Касаться, коснуться, касание, касается, коснётся, прикоснись.
Распределительный диктант .
Распредели слова в зависимости от правописания (в парах)
- касаться
- касание
- касается
- Коснуться
- коснётся
- прикоснись.
- Выделите корни, сравните столбцы. В чем отличие?
- Выделите суффикс А
- Сделайте вывод, от чего зависит правописание корней .
Работа с учебником: чтение правила стр.104
- От чего же зависит написание этих корней?
- Какие еще корни зависят от суффикса а ?
- Лаг лож
- Вернитесь к первому заданию, проверьте, какие гласные должны быть в словах прик…снуться и кас…тельно .
- Исправьтесь, если есть необходимость.
- Продолжаем работу в парах, расскажите правило друг другу
Определим алгоритм работы
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, есть ли суффикс –а.
3. Если есть суффикс а , пиши к а с
Лингвистическая сказка
Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды.
Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер.
КАС
КОС
Стих-Запоминалка
На урок пришли в наш кпасс Корень – КОС - и корень – КАС-. Суффикс – А - примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где вы, где вы, корень –КАС- ? Не могу я жить без вас! Если после корня – А -, С корнем – КАС - пиши слова.
Сформулируйте задание к упражнению, используя вопрос на слайде. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»?
К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.
- Подчеркните необходимые слова. Как различить омонимичные корни?
Взаимопроверка в парах.
Выполнено без ошибок - 3 +
1 ошибка – 2 +
3 ошибки. 1+
дополнительный плюс поставьте, если правильно подчеркнули все слова, не относящиеся к чередованию.
Работа в парах.
Найдите четвертое лишнее и подчеркните это слово:
- А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения
- А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь
- А3 к..сарь, к..сы, р..с, р..сти
- А4 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться
Самопроверка .
Найдите четвертое лишнее:
А1. прик о сновение, неприк о сновенный, к а сательная , соприк о сновения
А2. к о сить, к о сьба, к о сой, к о снитесь
А3 . к о сарь, к о сы, р о с, р а сти
А4. к о снулось, к а сается, к о са , к а саться
Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму.
Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________ .
Слова для справок:
К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься
Самопроверка.
Зима коснулась своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не касаясь земли, над этим великолепием Легкое прикосновение свежего ветерка бодрит. Мороз чуть коснулся реки, но она бежит упрямо вперед. Прикоснешься к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по касательной.
Индивидуальные задания
“ 3 ”
1. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.
К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,
к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.
2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.
“ 4”
1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
Самолет плавно ______________________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
Мама нежно _______________ моего плеча.
2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.
“ 5”
1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.
2. Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.
(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)
Домашнее задание. НА ВЫБОР
- Сочините лингвистическую сказку о корнях -кос- , -кас-.
- Составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов).
- Выполните упражнение № 185