СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных единственного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания, урок-исследование в виде виртуальной экскурсии в Третьяковскую галерею

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных единственного числа»

Учитель

Туманова Сталина Олеговна, учитель начальных классов

1 квалификационная категория

Блок

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных

Урок 1

тема

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных.

Урок креативного типа

поисковый урок - открытия новых знаний.

Цель:

уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака; Ь – показатель женского рода имён существительных.

Планируемый результат


Формирование универсальных учебных действий

Личностные результаты
понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
 оценивать ход и результат выполнения задания;
 сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
 корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Познавательные:
 общеучебные:
 ставить и формулировать проблемы,

 логические:
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить логические цепи рассуждений;
 постановка и решение проблем:
 самостоятельно искать способ решения проблемы.
Коммуникативные:
 внимательно слушать друг друга;
 уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
 воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
 знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
 находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода;
 расширение кругозора детей на основе произведений, составляющих культурное наследие нашего народа.Работа с информацией:
 работа с материалом учебника;
 искать и выделять необходимую информацию.

Методы

Проблемное изложение

Формы решения проблемных ситуаций

проблемные задачи и задания

Основные понятия

Шипящие согласные, ь-показатель мягкости, ь –разделяет гласный с согласным, парные согласные

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир

  1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Слайд1. Сегодняшний урок я хочу начать словами А.С.Пушкина. «Уж сколько нам открытий…»

Человек сделал много открытий, и мы сейчас не задумываемся, что раньше великими открытиями были бумага, ручка и практически всё вокруг, чем мы пользуемся. Но самое главное открытие – сделанное самим собой. Попробуем сегодня стать исследователями и тоже попытаться открыть новое знание сами.

И первым делом откроем тетрадки, которые будут помогать нам в этом.

Двадцать третье января.

Классная работа.

Какие орфограммы есть в числе?

Какую роль выполняет мягкий знак?

  1. Актуализация знаний. Назовите буквы. Что у них общего? Чем отличаются? Какие орфограммы знаете с ними?

Запись: жи ши ча ща чу щу чк чн нч нщ чт. Запишем слова с этими орфограммами.

  • Какие животные носят еду на спине только в сказках? – ежи.

  • Идут, бегут, а с места не сойдут. – часы.

  • Кот живёт у нас на крыше, а в чулане живут… – мыши.

  • Грамоты не знаю, а век пишу. – ручка.

  • Показываю пончик. Объясните сами лексическое значение слова.

Какой частью речи являются все эти слова? Что вы знаете про имя существительное?

Найдите одушевленные имена существительные.

Измените форму слова, чтобы в этих словах появилась орфограмма. Что это за орфограмма? Давайте запишем эти 2 слова.

Ёж, мышь. Кто знает, как пишется слово «мышь»?

  1. Постановка цели урока. Проблемная ситуация.

Сегодня шипящие приготовили нам новое испытание. Вот слова, которые они принесли.

Мяч, лещ, шалаш, нож

Дочь, вещь, мышь, рожь.

Чем похожи все эти слова? Чем отличаются? Наблюдаем за словами. (Убираю и приставляю мягкий знак сначала после мягких шипящих, потом твердых. Смотрим, меняется ли что-нибудь в произношении)

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

  1. Совместное открытие нового знания.

Давайте исследуем эти слова и ответим на хитрый вопрос шипящих.

Дети работают в парах по алгоритму, написанному на доске.

Делают вывод, сверяют с правилом в учебнике.

  1. Физминутка.

  2. Первичное закрепление.

(Работа с предложением). У вас на столах – части знаменитой картины. На каждой части написаны слова. Что состоит из слов? (Предложение).

Составляют предложение (с, играет, лёгкий, ветерок, колосьями, золотыми, рожь). Все ли слова складываются в предложение? (Слово «рожь» надо изменить) Комментированное письмо. Подчёркиваем грамматическую основу, надписываем части речи.


Соберите изображение. Дети собирают в чёрно-белом варианте картину Шишкина «Рожь».

Предлагаю с помощью нашего воображения переместиться из холодной зимы в жаркое лето и увидеть знаменитую картину в цвете.

Показываю в цветном варианте. Шишкин очень любил русскую природу. Как вы думаете, почему на этом пейзаже не стройные березки, а большие сосны?

Картину «Рожь» можно увидеть в одном музее. Я приглашаю вас туда в небольшую экскурсию, виртуальную.

Показываю слайд. Кто знает, как это здание называется?

Небольшой рассказ учителя:

Больше 160 лет назад московский купец, страстный любитель живописи, Павел Третьяков, решил основать музей, в котором должны были быть собраны работы русских художников. Он покупал у художников картины на свои деньги, а впоследствии передал всё приобретенное в дар городу, чтобы все желающие могли посмотреть на шедевры русского искусства. Благодаря Павлу Михайловичу каждый год этот музей с удовольствием посещают сотни тысяч людей, в том числе и иностранцев.

Мы тоже ненадолго заглянем в этот музей. Но у нас будет особая шпионская миссия – найти и "обезвредить". В каждой картине тщательно спрятаны существительные с шипящим на конце.

Нам эти слова нужно найти, объяснить их написание и записать к себе в тетрадку.

Давайте ещё раз повторим, как мы будем их "обезвреживать".

Слайд.

Шильдер «Искушение»- Эта первая картина, которую купил Павел Михайлович. Здесь показана несчастная судьба красивой, но бедной девушки. Её мать тяжело больна, и девушке приходится вышивать день и ночь, чтобы хватило денег на еду и лекарства. Но вырученных денег не хватает, и вышивка отложена в сторону. Тут появляется сваха, которую подослал богатый безобразный старик, и предлагает девушке в подарок от него дорогой браслет, если она согласится выйти за старика замуж.

Вот мои подсказки:

Кем является девушка тяжелобольной женщине? – дочь

Назовите одним словом богатого старика – богач

Кого подстерегает кошка? – мышь

Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»

Здесь легко отыскать первое слово в названии – царевич.

Как назвать далёкий глухой лес одним словом? – глушь.

Васнецов «Снегурочка»

Время суток, в какое вышла Снегурочка из леса. – ночь.

Васнецов «Богатыри». Огромная картина, которую Васнецов писал 20 лет. Здесь слово вы найдете в руках у одного из богатырей. Как зовут этого богатыря? Как зовут других богатырей?

Саврасов «Грачи прилетели».

Грач, пейзаж.

  1. Самостоятельная работа по учебнику. Упр.57. Проверка.

  2. Итог урока.

Сценка про мягкий знак.

Как-то раз попал Мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался и стал проситься к словам в первый домик: Это дом существительных мужского рода.

- Пустите меня, пожалуйста!

Зашипели они на Мягкий знак

Воины.- Не мужское это дело – смягчаться. Мы - воины. Нам нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.

Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода.

М.знак. Женщины добрые. Они, как моя мама. Наверное, не прогонят.

Видит, сидит чья-то дочка, играет с мышкой. Увидела она Мягкий знак, обрадовалась.

Дочь.-Ах, какой хорошенький, мягкий, пушистый! Мама, можно, я его себе возьму?

Мама. Дочь, ты и так на мягкий шипящий заканчиваешься, зачем он тебе?

Дочь. Меня сосед Грач дразнит! Он тоже на «ч» заканчивается. Говорит, что я не женского рода. А будет у меня мягкий знак, тогда он посмотрит!

Мама. Ну хорошо, пусть живёт у нас.

Дочь. И мышке его дам. (Девочка ставит мягкий знак после слова мышь.)

Мама. Мыши нельзя! Её нельзя смягчать!

Мягкий знак: Не волнуйтесь, пожалуйста. Я не буду влиять на произношение. Я только всем покажу, что существительные-женщины с шипящим на конце самые добрые!

С тех пор существительные в единственном числе с шипящим на конце стали писаться с мягким знаком.


  1. Рефлексия. Оценка своих достижений. (Слайд)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!