СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация 10 задание ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  к уроку: Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

Просмотр содержимого документа
«Презентация 10 задание ЕГЭ»

  Урок в рамках подготовки к ЕГЭ.    Мультимедийная презентация к уроку  по теме «Повторение. Правописание -н- и -нн-  в суффиксах прилагательных, причастий, наречий».

Урок в рамках подготовки к ЕГЭ.

Мультимедийная презентация к уроку

по теме

«Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий».

Тема : Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Цели : Образовательные : закрепление навыков правописания -н- и -нн- в разных частях речи расширение полученных сведений о правописании -н- и -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся  Результаты обучения : овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания. Развивающие: развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями

Тема : Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Цели :

Образовательные :

закрепление навыков правописания -н- и -нн- в разных частях речи

расширение полученных сведений о правописании -н- и -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях

совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся

Результаты обучения : овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания.

Развивающие:

развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов

помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций

Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями

Прочитайте слова, обращая внимание на постановку ударения Подать ходатайство на гербовой бумаге Стала ещё красивее Огромные банты Сотрудники будут премированы Заключим договор Средства воротятся Одолевала зевота Давнишний каталог Английская аристократия Развитие логического мышления Развитие иконописи Посетить диспансер Купить торты Увидеть мельком Купить жалюзи Прибыл вовремя

Прочитайте слова, обращая внимание на постановку ударения

  • Подать ходатайство на гербовой бумаге
  • Стала ещё красивее
  • Огромные банты
  • Сотрудники будут премированы
  • Заключим договор
  • Средства воротятся
  • Одолевала зевота
  • Давнишний каталог
  • Английская аристократия
  • Развитие логического мышления
  • Развитие иконописи
  • Посетить диспансер
  • Купить торты
  • Увидеть мельком
  • Купить жалюзи
  • Прибыл вовремя
 Лермонтовский Кавказ    Кавказ вдохновен..о воспетый Лермонтовым давно уже стал об..тован..ой землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не) возможно представить себе этот чудесный край (не) думая о Лермонтове. Где бы вы (н..) были в походе или на отдыхе в диких ущел..ях или на горных тропинках в Грузи.. или Даг..стане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными п..йзажами в..лич..ствен..ой красотой Кавказа вы (не) вольно подумаете о том что когда – то уже позн..комились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта…   На всём Кавказе из..е..ж..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографи.. поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли.  Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорье это частица жизни поэта (на) веки запечатлен..ая в старин..ых домах и памятниках и в с..неющих горах и прозрачной лазур.. неба…

Лермонтовский Кавказ

Кавказ вдохновен..о воспетый Лермонтовым давно уже стал об..тован..ой землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не) возможно представить себе этот чудесный край (не) думая о Лермонтове. Где бы вы (н..) были в походе или на отдыхе в диких ущел..ях или на горных тропинках в Грузи.. или Даг..стане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными п..йзажами в..лич..ствен..ой красотой Кавказа вы (не) вольно подумаете о том что когда – то уже позн..комились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта…

На всём Кавказе из..е..ж..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографи.. поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли.

Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорье это частица жизни поэта (на) веки запечатлен..ая в старин..ых домах и памятниках и в с..неющих горах и прозрачной лазур.. неба…

Задания к тексту:   Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, постановку знаков препинания. Синтаксический разбор предложения:  Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта. Выписать слова, в которых пропущены -н- и -нн- и разобрать их по составу : изъезженном; старинных; вдохновенно; величественной, исхоженном; обетованной.

Задания к тексту:

  • Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, постановку знаков препинания.
  • Синтаксический разбор предложения: Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта.
  • Выписать слова, в которых пропущены -н- и -нн- и разобрать их по составу : изъезженном; старинных; вдохновенно; величественной, исхоженном; обетованной.

-н- пишется:

В отыменных прилагательных:

-нн- пишется:

а)с суффиксами - ан -, - ян - :

на стыке корня и суффикса:

луна – лун-н-ый

кожа - кож-ан-ый

стена - настен-н-ый

серебро – серебр-ян-ый

племя(племен) – племен-н-ой

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный;

б) в отыменных прилагательных с суффиксом - ин -:

в отыменных прилагательных с суффиксами - енн - и - онн -:

гус-ин-ый, гост-ин-ая

буква – букв-енн-ый

свойство – свойств-енн-ый

в отглагольных прилагательных

а) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах - ен -, - ён -, - ан -, - ян - :

лекция – лекции-онн-ый;

в суффиксах - енн - , - ённ -, - анн -, - янн - в отглагольных прилагательных, образованных от форм совершенного вида:

ходить – хож-ен-ый

носить – нош-ен-ый

выходить – выхож-енн-ый

мудрить – мудр-ен-ый

поносить – понош-енн-ый

смирить – симр-енн-ый

звать – зв-ан-ый

рдеть – рд-ян-ый

растерять – растер-янн-ый

Исключения:

Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный

б) в составе сложных слов:

названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)

в отглагольных прилагательных с суффиксами - ованн -

гладкокраш-ен-ый

(- ёванн -):

домотк-ан-ый

малонош-ен-ый

рисковать – риск-ованн-ый

В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки », « латаная-перелатаная шуба », « ношеный-переношеный костюм »,

циклевать – цикл-еванн-ый

« штопаные-перештопаные носки » и т.п. во второй части сложных образований , несмотря на приставку, целесообразно писать одно н .

Примечание.

В прилагательных кованый , жеваний пишется одно н .

Запомни: в словах, образованных от основ на  ск, ц, ч, перед суффиксом - н - или перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): скука – скучный, скворец – скворечня. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских на – ич ( Никитич - Никитична ). В отдельных словах пишется - шн : двурушник (ср. рука ) В словах, образованных от основ на х , перед суффиксом - н - пишется ш (золотуха - золотушный).

Запомни:

  • в словах, образованных от основ на ск, ц, ч, перед суффиксом - н - или перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): скука – скучный, скворец – скворечня. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских на – ич ( Никитич - Никитична ).
  • В отдельных словах пишется - шн : двурушник (ср. рука )
  • В словах, образованных от основ на х , перед суффиксом - н - пишется ш (золотуха - золотушный).
Реши тест А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. 1.коноплян..ый 2.курин..ый 3.оловян..ый 4.торжествен..ый 5.румян..ый   Б.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. 1.стеклян..ый 2.деревян..ый 3.прян..ый 4.серебрян..ый 5.ветрен..ый   В.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. 1.безветрен..ый 2.багрян.ый 3.времен..ый 4.полотнян..ый 5.овчин..ый

Реши тест

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1.коноплян..ый

2.курин..ый

3.оловян..ый

4.торжествен..ый

5.румян..ый

Б.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1.стеклян..ый

2.деревян..ый

3.прян..ый

4.серебрян..ый

5.ветрен..ый

В.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1.безветрен..ый

2.багрян.ый

3.времен..ый

4.полотнян..ый

5.овчин..ый

Ответы к тесту А - 3,4;  Б – 1,2;  В – 1,3,5.

Ответы к тесту

  • А - 3,4;

  • Б – 1,2;

  • В – 1,3,5.
    ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ   “ Изменники! Подсунуть мне бесприданицу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаяно визжал он, возмущено скача на кованном сундуке, застеленном продраной клеенкой. “Она невоспитана и необразована, неслыханно глупа и невидано уродлива, к тому же и вовсе без приданного”, - кричал он, швыряя дранный башмак в недавно купленный соломеный абажур лимонного цвета. Брошеная вслед за ним палка копченной колбасы угодила в стекляную вазу, наполненную дистиллированой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженую, крашеную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленым видом жавшейся у двери.

ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ

“ Изменники! Подсунуть мне бесприданицу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаяно визжал он, возмущено скача на кованном сундуке, застеленном продраной клеенкой. “Она невоспитана и необразована, неслыханно глупа и невидано уродлива, к тому же и вовсе без приданного”, - кричал он, швыряя дранный башмак в недавно купленный соломеный абажур лимонного цвета. Брошеная вслед за ним палка копченной колбасы угодила в стекляную вазу, наполненную дистиллированой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженую, крашеную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленым видом жавшейся у двери.

Правильно  “ Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери.

Правильно

Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери.

Определите , в какой части речи пропущена буква. 1.Смотрел рассеян..о. 2.Облака рассеян..ы. 3.Девочка рассеян..а. 4.Участники эксперимента были ограничен..ы во времени. 5.Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы. 6.Работа комиссии хорошо организован..а. 7.Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

Определите , в какой части речи пропущена буква.

1.Смотрел рассеян..о.

2.Облака рассеян..ы.

3.Девочка рассеян..а.

4.Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.

5.Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.

6.Работа комиссии хорошо организован..а.

7.Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

Распределите словосочетания по колонкам таблицы Наречия Отвечают на вопрос КАК ? Краткие прилагательные и причастия Отвечают на вопрос КАКОВ ? Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна, помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.

Распределите словосочетания по колонкам таблицы

Наречия

Отвечают на вопрос КАК ?

Краткие прилагательные и причастия

Отвечают на вопрос КАКОВ ?

Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна, помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.

 Проверка Наречия Краткие прилагательные и причастия Смотрел удивленно  поступил совершенно правильно раздражен шумом мышцы напряжены жил обеспеченно говорил раздраженно походка медленна помощь обеспечена работали напряженно шел медленно все удивлены конструкция совершенна.

Проверка

Наречия

Краткие прилагательные и причастия

Смотрел удивленно

поступил совершенно правильно

раздражен шумом

мышцы напряжены

жил обеспеченно

говорил раздраженно

походка медленна

помощь обеспечена

работали напряженно

шел медленно

все удивлены

конструкция совершенна.

Домашнее задание Упр. 195 стр.94.  Вам также необходимо вспомнить «Лексикологию», определить значения данных слов и подготовиться к лексической разминке. Объясните значения слов Апокалипсис, ареал, аффект, бутафория, генезис, диалект, епархия, зеница, импонировать, консилиум, менталитет, некролог, нонсенс, нувориш.

Домашнее задание

Упр. 195 стр.94.

Вам также необходимо вспомнить «Лексикологию», определить значения данных слов и подготовиться к лексической разминке.

Объясните значения слов

Апокалипсис, ареал, аффект, бутафория, генезис, диалект, епархия, зеница, импонировать, консилиум, менталитет, некролог, нонсенс, нувориш.

Дорогие ребята! Спасибо за урок.

Дорогие ребята! Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!