СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок введения нового материала с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Цель: сформировать у учащихся знание  правила правописания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

Просмотр содержимого документа
«Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.»

Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: создать условия для осознания правила правописания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс авт. А.В.Полякова; мультимедийная презентация урока с гиперссылками; карточки для парной, групповой работы и индивидуальной работы; тренажер «Отличник»; кубик Блума; интерактивная доска; проектор.





Методы обучения:

1.Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:

а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные,

практические;

б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;

в) по степени самостоятельности учащихся – проблемно - поисковые;

г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность,

организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся,

2.Методы стимулирования:

а) интерактивные методы – работа в группах;

3. Методы контроля и самооценки

а) фронтальная работа, опрос;

б) экспресс-опрос;

в) самоконтроль.



























1. Организационный момент.

Цель: способствовать подготовке уч-ся к продуктивной работе на уроке.

О том, что знаешь ты,

О том, что мне известно

Поговорим? (ответ: Поговорим!)

Вам будет интересно!

- Садитесь на места. Проверьте готовность к уроку. Итак, русский язык! Продолжаем работу над грамотностью письма.

(СЛАЙД)

Я ожидаю от сегодняшнего урока………………………….

- Прочитайте фразу на слайде. Кто желает поделиться своими мыслями?

(ответы детей)

- Вам интересно услышать, как я её продолжу?

- Я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей! Подарите мне хороший урок!

(СЛАЙД)

Орешек знанья тверд, но всё же

Мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова: «Хочу всё знать!»

- Пусть эти слова будут девизом нашего урока! Итак, за работу!

- Ребята, с домашним заданием были затруднения? (ответы). Откройте тетрадь и запишите:

28 февраля.

Классная работа.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; актуализировать соответствующие мыслительные операции, необходимые для «открытия» нового знания.

- Над какой частью речи мы работаем уже достаточно долго? Какими знаниями можете поделиться? (ответы уч-ся)

- Очень многое вы уже знаете. Как думаете, есть ли ещё какие-то секреты у этой части речи? Хотите узнать?

-Можем ли поставить цель для этого этапа урока? (ответы – открыть новое знание о существительном)

- Кто желает проверить свои уже имеющиеся знания на тренажере? Отличник.lnk

- 2 уч-ся предлагаю проверить свои знания, работая по карточкам (задания см. в приложении 1).

- 1 человек работает у доски (задание см. в приложении 2).

- Вы тоже поработайте над словами с пропущенными орфограммами. В целях экономии времени как выполним работу? (необходимые для вставки буквы записываем на полях)

...гурец

г…стинец

с…лач

к…р…ндаш

рощ…(а,я)

эк…паж

эта…(ж,ш)

Проверка выполненных работ.

1. - Посмотрим результаты работы … (имя уч-ся). (На тренажере высвечивается отметка)

- Замечательная (или хорошая работа)! Чтобы справиться с ней, какие тебе необходимо было применить знания?

2. - Посмотрим теперь, как справился (лась) с работой … (имя уч-ся).

- Кто не согласен?

- Предлагаю вам задать вопросы по работе (имя уч-ся) при помощи кубика.

(уч-ся задают вопросы)

- Я тоже хочу задать вопрос: на какую орфограмму была пропущена буква в слове этаж?

- Как оценим работу …(имя уч-ся)? Какой можно дать совет?

- Давайте подведем итог этой работе: зачем выполняли? Где пригодятся знания тебе, Никита? Алина?

3. Постановка учебной задачи.

Цель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

- Можно ли ещё выполнить какую-нибудь работу?

- Я предлагаю поработать в парах: определите окончание в каждом слове и подчеркните букву, которая стоит перед ним.

(раздаю листочки с записанными словами)(см.приложение 3)

- Кто желает выполнить эту работу у доски? (одна пара выполняет работу у доски)

-Назовите буквы. Запишем их на доске:

Ц Ч Ш Щ Ж

-Хотите поделиться знаниями об этих буквах?

- Ц – обозначает не шипящий звук, но сегодня она присоединилась в их компанию.

- Сегодня шипящие очень часто встречаются нам, наверное, неспроста? Есть догадки?

- Эти буквы пригодятся нам для приобретения нового знания.

Шипящие – самые капризные буквы. Остальные согласные живут дружно с гласными. Ещё бы! Им со своей работой без гласных не справиться!

Но очень плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящий.

- С какими буквами они вообще знаться не хотят?

- А уж как трудно живется еще двум гласным!

(на доске: ? ?)

-То им подавай эту, то другую! Догадки есть, какие это буквы?

- Я помогу узнать вам этих незнакомок, но для этого необходимо провести исследовательскую работу. Поработать предлагаю в группах. Как необходимо работать, чтобы все получилось?

- Задание: поставить эти существительные в Т.п. и выделить окончания.

(по окончании работы один человек из группы вывешивает на доску работу своей группы)

- Сколько разных мнений! Почему так?

- Какие гласные встречаются в окончаниях?

(поворачиваю листы с ?,открылись буквы О и Е)

(СЛАЙД)

- Посмотрите, как нужно было правильно написать.

- Не хватает каких знаний?

(СЛАЙД)

- Посмотрите на эти буквы – они настоящие принцессы. Очень красивые, но очень своенравные, часто меняют свое мнение. Их отец старается держать их в строгости, но они иногда выходят из-под контроля (как сегодня уже случилось у нас).

- Как же разобраться?

-Поработайте в группах. Разделите слова на две группы и постарайтесь раскрыть секрет их написания. Возможно, вам поможет Царь, приглядитесь к нему внимательнее. (см.приложение 4)

- К каким выводам пришли?

(СЛАЙД)

(на слайде буквы поделены на 2 группы, один человек выходит и подтверждает свое мнение на интерактивной доске)

- Давайте сформулируем общее правило:

(СЛАЙД)

В падежных окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишем____ ,без ударения пишем_____(один ученик записывает на интерактивной доске).

- Вы провели замечательное исследование! Но к этому выводу пришли мы с вами. А вдруг он ошибочный? Как подтвердить свою догадку? (обратиться к мудрейшему источнику – книге)

Уч.с.65

Мы оказались правы? Это открытие?

4. Осознание и осмысление учебного материала.

Цель: способствовать осознанию правила написания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

- Мало вывести правило, им ещё необходимо уметь пользоваться.

Давайте составим алгоритм.

существительное





Если основа оканчивается на шипящий

Определяем: ударное окончание или нет.

Если ударное - пишем О, если безударное – пишем Е.

















- Какое же новое знание приобрели?

5. Первичное закрепление учебного материала.

Цель: создать условия для усвоения уч-ся учебного материала.

- Хотите проверить свои знания?

- Если считаете, что ещё недостаточно усвоили материал, выполните задание на карточке, там есть помощь.

- Если уверенно себя чувствуете, хорошо усвоили тему и хотите проверить свои знания, выполните упр.401. в учебнике.

  • - На тренажере самое сложное задание. Кто желает? http://licey17-rus.ucoz.ru/tests/0-7-0

  • - А теперь все вместе напишем аудиодиктант. http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13020&ob_no=13039

6. Рефлексия.

Цель: содействовать осознанию уч-ся своей учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности и деятельности класса.

(СЛАЙД)

1. Сегодня я узнал…………………….

Теперь я могу………………………..

А у меня не получилось……………



2. Составим синквейн:

Правило

опасное, трудное

думали, исследовали, учились

Учиться нам всегда пригодится!

Понравилось!

3. (СЛАЙД)

Урок полезен, всё понятно!

Лишь кое-что чуть-чуть неясно!

Ещё придётся потрудиться!

Да, трудно всё-таки учиться!

(какая строчка подходит вам, поднимите такую же цифру)















Приложение 1.

1.Укажи склонение имён существительных:

Пион, мак, черёмуха, тюльпан, сирень, роза, ель, фонарь.

2.Определи падеж имени существительного:

Вырос на грядке, написал письмо, гостил у дяди, недалеко от речки.









































Приложение 2.

...гурец

г…стинец

с…лач

к…р…ндаш

рощ…(а,я)

эк…паж

эта…(ж,ш)



































Приложение 3.

Огурец

гостинец

силач

карандаш

роща

экипаж

этаж

----------------------------------------------------------------------------------------------------Огурец

гостинец

силач

карандаш

роща

экипаж

этаж

----------------------------------------------------------------------------------------------------Огурец

гостинец

силач

карандаш

роща

экипаж

этаж

----------------------------------------------------------------------------------------------------





Приложение 4.

Огурцом, гостинцем, силачом, карандашом, рощей, экипажем, этажом

о е









Огурцом, гостинцем, силачом, карандашом, рощей, экипажем, этажом

о е











Огурцом, гостинцем, силачом, карандашом, рощей, экипажем, этажом

о е














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!