ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
об- (обо-)
от- (ото-)
пере-
по-
под-(подо-)
пра-(прабабушка, прадедушка, прародина, праматерь)
пред- (предо-)
про-
разо-
с- (со-)
су-
у-
в-(во-)
/
па-
взо-
вы-
до-
за-
изо-
на-
над- (надо-)
не-,недо-
о-
ПРИСТАВКИ II ГРУППЫ
Вопреки главному правилу приставки второй группы ( на з,с ) в слабой позиции пишутся так, как слышатся
без- (бес) низ- (нис-)
вз-(вс-) раз-(рас-)
воз- (вос-) роз- (рос-)
из- (ис-) ч(е)рез- (ч(е)рес
вс п ахать- вз р ыхлить
рас с матривать- раз р езать
бес с мертник- без л икий
ПРИСТАВКИ III ГРУППЫ (ПРЕ-, ПРИ-)
Приставка ПРИ- имеет следующие значения :
- Приближение ( при дет, при летит, при скачет)
- Присоединение ( при клеиться, при винтить, при шить)
- Нахождение около чего-либо ( при морский, при брежный, при городный)
- Неполнота действия ( при открыл, при сел, при встал)
Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:
- Близко к значению «очень» ( пре милый, пре восходный, пре неприятный)
- По смыслу близка к приставке ПЕРЕ- (дождь идёт не пре станно, то есть не пере стаёт ; дерево пре градило дорогу , то есть пере городило )
Выделите приставки в словах!
1)ворваться, воевать, ворох, вогнать;
2)добраться, домашний , доверить, доброта;
3)озабоченный, оловянный, одеревенеть,;
4)предвидеть, предсказать, предмет;
5)заработок, зарево;
6)подписать, порох, подправить;
7)сотрудник, соловей, соединение;
8)поездка, полоса, полеводство, полено ;
Найдите в «склеенных « словах
спрятанные приставки
(они будут не в каждом слове!)
Землетрясение, громоотвод;
пятилетка, водопроводчик;
путешественник;
деревообделочный комбинат;
мясоперерабатывающий завод;
сногсшибательная новость.
Выделите приставки в словах и посчитайте,
сколько их!
- Готовить,подготовить, переподготовить;
- Дать, подать, преподать;
- Остановить, приостановить;
- Прошло, позапрошлый;
- Носить, износить, поизносить, непроизносимый;
- Водить, изводить, производить, непроизводительный.
Цифрами выпишите из данных слов только те,
в которых есть приставки первой группы :
1.Свистнул
2.сгорел
3.надписал
4.Надеялся
5.предмет
6. предводитель
7.избежать
8.сбежать,
9. приложить
10. Проложить
11.смотреть,
12. рассмотреть
13.сглазить
14.поглазеть
2,3,6,8, 10, 13,14
Выпишите из текста только слова
с приставками первой группы :
Приёмник называется транзисторным. В тот вечер, когда нам его подарили , мы всё время слушали передачи. Я с ним здорово научился управляться, и антенну то убирал, то выпускал, и все колёсики вертел, и музыка звучала непрерывно и громко.
Я переводил его с одной станции на другую, и настроение у меня было самое распрекрасное. (Драгунский В.)
Называется ,подарили, передачи, научился, управляться, убирал, выпускал, непрерывно, переводил, настроение.
Назовите многозначные слова:
приёмник-преемник, передачи, управляться,
колесо, переводил, станция
Найдите и объясните
«ошибкоопасные « приставки
- вложить, всунуть, предвидеть, подтягивать, подметать, подрумянивать, подтрунивать, облепить, обсуждать, обставить, оборвать;
- Надбавить, надписать, предписать, предложить, отбросить, отгонять, отсоветовать, отделать, съехать, сгустить, прыгнуть, сжалиться
В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и все выжидала, чья возьмет.
Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит.Под конец всё-таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали ее. И к зверям ей уже пристать нельзя было, и с тех пор летучая мышь живет по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристает ни к зверям, ни к птицам.
Поясните сказку Льва Толстого.
Что вам известно о писателе?
Найдите приставки 1 группы.
У Толстого было 8 детей и 26 внуков, некоторые из них написали воспоминания о нем.
Один из них, Сергей Сергеевич, ставший известным композитором и этнографом, написал книгу «Уроки на целую жизнь»
Мальчику сказали, что приехал его дедушка, отец папы.
-Где же он?-спрашиваю я.
В ответ слышу:
-Он внизу на кухне.
Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой.
Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским (дедом по матери), Лев Николаевич остановился минут на 20 поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её вниманием.
Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях.
1 . Учись быть простым в общении.
2. Учись жить без слуг.
3. Учись думать о жизни.
4. Учись быть тактичным.
5. Учись быть щедрым и внимательным к людям.
6. Учись быть твердым и стойким.
7. Учись иметь свое собственное мнение.
Уроки Толстого