Урок русского языка 4 класс
УМК « школа России»
Тема. Правописание разделительного твердого и мягкого знаков
Цели:
Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками. Закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков. Повторить ранее изученные орфограммы. Самостоятельно сформулировать правила правописания слов с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками
Развивающие. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Развивать логическое мышление. Развивать умение работать в паре, в группе.
Воспитывающие. Воспитывать интерес к изучаемому предмету Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки у каждого ученика, карточки с текстовыми заданиями, листы бумаги для оформления опорных схем и кластеров
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Чистописание. Актуализация знаний.
- Буквы, которые мы будем писать на чистописании, стоят на 29 и 30 месте в русском алфавите, раньше они назывались смешными именами «Ерь» и «Ер». С них никогда не начинаются слова, поэтому они всегда пишутся только с маленькой буквы, но стоят на почетном месте в середине слова. Однако они всегда жалуются на то, что у них нет голоса. Нет звука.
- Скажите, ребята, что это за буквы?
- Записываем 1 строку. Какие правила будем соблюдать при записи ?
ъ ь
- Посмотрите на 2 строку.
бъя ьи ья оъ ть съё ън аью ньк чь дъе нью
-Все ли сочетания можно встретить в русском языке? Подберите слова .
-Запишите только те, которые встречаются в русском языке.
- Посмотрите на 3 строку. Прочитайте предложения.
Друз..я! Учен…е нас об..единяет.
-Как вы понимаете данное высказывание? Сколько слов в 1 предложении? Чем является данное предложение? ( обращением) Объясните постановку пропущенных букв.
- Запишите данные предложения, объединив их в одно. О чём должны помнить, записывая предложение с обращением?
3.Постановка темы урока.
- Исходя из выполненных заданий, предположите, какова тема нашего урока?
- Какие учебные задачи мы должны решить?
- Назовите ключевые слова нашей темы.
- Давайте сопоставим знаки. Что общего? Какие общие действия? Различия?
4. Работа по теме урока.
А) Работа в парах.
- Составьте опорные схемы для написания разделительных ъ и ь.
Проверка ( Образец на доске.)
Б) Игра « Замени одним словом» с использованием карточек.
- Какие приставки , оканчивающиеся на согласную букву вы знаете?
Метель, пурга- вьюга
Сжался, скорчился- съёжился
Товарищи, приятели – друзья
Дом, родители, близкие родственники – семья
Сообщить о чём-то – объявить
Крытый вход в здание- подъезд
Предшествующий круглой дате- предъюбилейный
Укол – инъекция - Какой знак вставить?
( Работа с орфографическим словарём)
В) Новая информация
- Хочу добавить , что ъ пишется также после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную. Например: адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек);
- И в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх- двухъярусный, но трехэтажный.
- составьте словосочетания.
- А разделительный Ь знак пишется внутри слова не только перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И но и в некоторых словах иноязычного происхождения (чаще из французского языка или итальянского) перед буквой О: медальон, шампиньон, бульон. Каково лексическое значение слов?
( Работа со толковым словарем и словарем иностранных слов)
- Составьте предложение, используя данные слова.
- Запись предложения с последующим разбором.
Физминутка
Г) – Предлагаю выполнить следующее задание ( на карточках)
Произнеси слова. Запиши их рядом, соблюдая нормы орфографии. [п а д й'э хал]_________________ [р'э ч] _____________________ [в а р а б'й'и ] ________________ [р а д а с' т'] _________________ [а б' й' а с н'и л] _____________ [ к а н' к' и ]__________________ [с й'э с т ] __________________ [ м ы ш] ____________________ |
-Работа со словом съезд. Какие значения ?
- Почему у слов 2 го столбика есть ь? Какую роль он выполняет?
- Поработаем со словами 1-го столбика. Посчитайте количество звуков и букв. Почему одинаковое?
- Запишите слова 1 столбика в рабочую тетрадь, разделяя их для переноса.
- Какое правило важно помнить?
Д) Составление кластера для ъ.( фронтальная работа)
5.Самостоятельная работа.
А) Составление кластера для ь. ( работа в группах)
Проверка.
Б) Самостоятельная работа по выбору (карточки)
Выбери и выполни любой из вариантов задания. 1-в. Вставьте пропущенные буквы. С_ёмка, варен_е, дерев_я, олад_и, коп…ё, об..едем, ш..ю, ноч_ю, руч_и, вз_ерошенные, с_ехал, мурав..и, тиш.., врач…, пред..юбилейный. 2-в. Вставь пропущенные буквы. Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных, 3— с разделительным ъ. Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..чик, с...емка, бол..ной, руж..е, воз..му, птич..и , дерев..я, ноч..ю. 3-в. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь. 1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли ........................................... . 4. Птицы …………………. . гнезда на ........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто ...................................... осенью. |
6.Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ъ? В каких словах пишется ь?
Прокомментируйте свою работу на уроке, продолжив предложения:
Вспомнили: …
Познакомились: …
Учились: …
7. Домашнее задание.
Упр.108.