СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание разделительного твердого и мягкого знаков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе "Правописание разделительного твердого и мягкого знаков УМК "Школа  России"

Просмотр содержимого документа
«Правописание разделительного твердого и мягкого знаков»

Урок русского языка 4 класс

УМК « школа России»


Тема. Правописание разделительного твердого и мягкого знаков


Цели:

Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками. Закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков. Повторить ранее изученные орфограммы. Самостоятельно сформулировать правила правописания слов  с  разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками

Развивающие. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Развивать логическое мышление. Развивать умение работать в паре, в группе.

Воспитывающие. Воспитывать интерес к изучаемому предмету Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность.


Оборудование: сигнальные карточки у каждого ученика, карточки с текстовыми заданиями, листы бумаги для оформления опорных схем и кластеров



Ход урока

1.Оргмомент.

2.Чистописание. Актуализация знаний.

- Буквы, которые мы будем писать на чистописании, стоят на 29 и 30 месте в русском алфавите, раньше они назывались смешными именами «Ерь» и «Ер». С них никогда не начинаются слова, поэтому они всегда пишутся только с маленькой буквы, но стоят на почетном месте в середине слова. Однако они всегда жалуются на то, что у них нет голоса. Нет звука.

- Скажите, ребята, что это за буквы?

- Записываем 1 строку. Какие правила будем соблюдать при записи ?

ъ ь

- Посмотрите на 2 строку.

бъя ьи ья оъ ть съё ън аью ньк чь дъе нью

-Все ли сочетания можно встретить в русском языке? Подберите слова .

-Запишите только те, которые встречаются в русском языке.

- Посмотрите на 3 строку. Прочитайте предложения.

Друз..я! Учен…е нас об..единяет.

-Как вы понимаете данное высказывание? Сколько слов в 1 предложении? Чем является данное предложение? ( обращением) Объясните постановку пропущенных букв.

- Запишите данные предложения, объединив их в одно. О чём должны помнить, записывая предложение с обращением?

3.Постановка темы урока.

- Исходя из выполненных заданий, предположите, какова тема нашего урока?

- Какие учебные задачи мы должны решить?

- Назовите ключевые слова нашей темы.

- Давайте сопоставим знаки. Что общего? Какие общие действия? Различия?


4. Работа по теме урока.

А) Работа в парах.

- Составьте опорные схемы для написания разделительных ъ и ь.

Проверка ( Образец на доске.)



Б) Игра « Замени одним словом» с использованием карточек.

- Какие приставки , оканчивающиеся на согласную букву вы знаете?


Метель, пурга- вьюга

Сжался, скорчился- съёжился

Товарищи, приятели – друзья

Дом, родители, близкие родственники – семья

Сообщить о чём-то – объявить

Крытый вход в здание- подъезд

Предшествующий круглой дате- предъюбилейный

Укол – инъекция - Какой знак вставить?

( Работа с орфографическим словарём)


В) Новая информация

- Хочу добавить , что ъ пишется также после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную. Например: адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек);

- И в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-   двухъярусный, но трехэтажный.

- составьте словосочетания.

- А разделительный Ь знак пишется внутри слова не только перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И но и в некоторых словах иноязычного происхождения (чаще из французского языка или итальянского) перед буквой О: медальон, шампиньон, бульон. Каково лексическое значение слов?

( Работа со толковым словарем и словарем иностранных слов)

- Составьте предложение, используя данные слова.

- Запись предложения с последующим разбором.

Физминутка

Г) – Предлагаю выполнить следующее задание ( на карточках)


Произнеси слова. Запиши их рядом, соблюдая нормы орфографии.


[п а д й'э хал]_________________ [р'э ч] _____________________

[в а р а б'й'и ] ________________ [р а д а с' т'] _________________

[а б' й' а с н'и л] _____________ [ к а н' к' и ]__________________

[с й'э с т ] __________________ [ м ы ш] ____________________




-Работа со словом съезд. Какие значения ?

- Почему у слов 2 го столбика есть ь? Какую роль он выполняет?


- Поработаем со словами 1-го столбика. Посчитайте количество звуков и букв. Почему одинаковое?

- Запишите слова 1 столбика в рабочую тетрадь, разделяя их для переноса.

- Какое правило важно помнить?

Д) Составление кластера для ъ.( фронтальная работа)



5.Самостоятельная работа.

А) Составление кластера для ь. ( работа в группах)

Проверка.

Б) Самостоятельная работа по выбору (карточки)


Выбери и выполни любой из вариантов задания.


1-в. Вставьте пропущенные  буквы.

 С_ёмка, варен_е, дерев_я,  олад_и, коп…ё, об..едем, ш..ю, ноч_ю, руч_и,  вз_ерошенные, с_ехал, мурав..и, тиш.., врач…, пред..юбилейный.


2-в. Вставь пропущенные буквы. Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных, 3— с разделительным ъ.

Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..чик, с...емка, бол..ной, руж..е, воз..му, птич..и , дерев..я, ноч..ю.


3-в. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.


1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли ........................................... . 4. Птицы …………………. . гнезда на ........................................ и кустарниках.

5. Дожди часто ...................................... осенью.




6.Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ъ? В каких словах пишется ь?

Прокомментируйте свою работу на уроке, продолжив предложения:

Вспомнили: …

Познакомились: …

Учились: …


7. Домашнее задание.

Упр.108.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!