СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов, выступающих в роли вводных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является повторение и закрепление знаний о правописании слов, выступающих в роли вводных. Для этого даются  слова, выступающие в роли вводных и они  подразделяются на несколько орфограмм: удвоенные согласные, предлоги со словами, -ться и -тся в глаголах, правописание слов через дефис.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов, выступающих в роли вводных.»

8 класс Русский язык Урок 15.03.17

Правописание слов, выступающих в роли вводных.

Цель: повторить и закрепить свои знания и научиться правильно использовать вводные слова в устной и письменной речи; развитие орфографической зоркости; воспитание умения работать самостоятельно и в группе.


Оборудование: музыка, картинка «Весна», поделка «Снеговик», свисток, «дерево

Ход урока

1.Организационный момент

Звучит музыка. Вальс цветов. Чайковский. Венский вальс.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании слов, выступающих в роли вводных.
На уроке мы должны повторить и закрепить свои знания и научиться правильно использовать вводные слова в устной и письменной речи.

Деление на две команды.

-Сегодня сюда к нам в класс вошла Весна, которая будет помогать изучать нашу тему, а мы теперь, конечно, ее помощники.

Во-первых, сейчас, мы все красиво станем в одну линию. Во-вторых, рассчитаемся по команде на первый-второй. Звучит команда: на первый-второй, рассчитайсь. Свисток.

В-третьих, кто получился под номером один – делает два хлопка, один раз топает. В- четвертых, тот, кто под номером – два, хлопает один раз – топает два раза. Итак, по-очереди. Это получились звуки нашего сегодняшнего поезда знаний, на котором мы сейчас отправимся путешествовать по стране Весны, или Стране правописания слов, выступающих в роли вводных.

-Пожалуйста, рассаживайтесь так: первые номера – за первый ряд, вторые – за второй ряд.

Шляпы и инструкции к ним.

Оденьте, шляпки, господа и госпожи! Сегодня вам нужно будет мыслить согласно инструкции вашей шляпе.

Возьмите Ваши инструкции, вам нужно будет мыслить сегодня по ней.

-1 минута для того, чтобы выбрать капитана и назвать команду. Весенний свист. Свисток. Представьтесь.

2. Словарная работа / словарный диктант/.

Учитель: Снеговик к счастью, уже спрятался в свой домик. Но для того, чтобы Снеговик забрал с собою весь снег, нужно, конечно, помочь весне – записать правильно слова без ошибок слова.

Словарный диктант.

На счастье, на радость; к сожалению, к огорчению; несомненно, естественно; как говорится, что называется; по-моему, по-твоему; извините, простите.

Учитель: 2 этап. Командные вопросы

-Для того, чтобы получить ключ для проверки от Снеговичка, команды ответят на вопросы.

  • Слова каких частей речи записали?

  • Какие правила применили, чтобы написать их без ошибок?

  • Какой термин применяется для названия этих слов и словосочетаний?

  • Для чего используются записанные слова и словосочетания в нашей речи?

/Выразить отношение к сообщению, чувства, источник мысли/

Ключи выдаются. Учащиеся обмениваются тетрадями по командам. Оценивание: 0-5, 1-4, 2-3 – 3, 4-2.

3. Исследовательская работа.

- Запишите предложение: Уже наступила весна.

Слова для справок. По сообщению синоптиков, к моему удивлению, к счастью.

Инструкция:

– Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.

………., уже наступила весна.

– Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав вводное слово и поставив его в середину предложения.

Уже, ………., наступила весна.

– Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.

Уже наступила весна, ………..

Эталон

Уже наступила весна.
К моему удивлению, уже наступила весна.
Уже
, к счастьюнаступила весна.
Уже наступила весна
, по сообщению синоптиков.

 Повторение теоретических сведений.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Вводные слова….

  • служат для выражения эмоций;

  • делают предложения «более живыми»;

  • выделяются интонационно и запятыми.



Что же вводят в предложение вводные слова?

Каждое предложение содержит определённую мысль. Дождь идёт. Травка зеленеет. Но к этой основной мысли говорящий может добавить что-то от себя, автора высказывания. Это может быть:

  • отношение к описываемому событию: К сожалению (к счастью, к досаде), идёт дождь. Вероятно (наверное, кажется), дождь идёт.

4

.-Работа с плакатом.1.Объяснение-повторение. ОСУД.

Вводные слова – слова, сочетания слов, которые передают отношение

говорящего к сообщаемому.

«Различие вводных слов от их омонимичных форм»

Если

-нельзя задать вопрос -можно поставить вопрос

- не член предложения -является членом предложения

и имеет особое значение

-можно изъять из предложения -нельзя изъять из предложения





ВВОДНЫЕ СЛОВА ОМОНИМИЧНАЯ ФОРМА/ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Казалось, весна набрала уже свою силу. Мне казалось, что весна набрала уже свою силу.





ОСУД. «Знаки препинания при вводных словах».

ЕСЛИ

Вводные слова

Выделяем запятыми на письме



5. Самостоятельная работа. Карточка 1.

Выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые.

1. Поезд мчит меня к счастью.2. К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.

3. Всё казалось ему родным и близким.4. Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь.



6.Опрос. Игра «Дерево мудрости»

С целью закрепления мы проведем игру “Дерево мудрости”. Вы должны по схемам составить вопросы от команды и закрепить их на Дерево мудрости.



Задание: Теперь каждый должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки. Ребята, было бы неплохо, если бы вы при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания использовали следующие вводные слова и выражения:

На мой взгляд. .

Как мне кажется …

По - моему…

Самооценка.

(Распечатать)

1. Какие слова называются вводными? Приведите примеры.

2. Чем отличаются вводные слова от омонимичных слов?

3. Назовите группы вводных слов по значению.

4. Как вводные слова выделяются в устной и письменной речи?

5.Расскажите о правописании – тся и –ться в глаголах?

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Как пишутся наречия с приставками по- с суффиксами – ому, -ему?

8. Как пишутся наречия с приставками в-, во –и с суффиксами – ых, -их?



2. Весна, конечно, уже наступила. И сейчас мы с ней проведём орфографический диктант по теме «Вводные слова».


Бесспорно, несомненно, естественно. Кажется, разумеется, помнится, случается, как говорится, признаться (петь ты мастерица). По-моему,  по-вашему, по-видимому, во-первых, во-вторых, в-третьих. К счастью, к несчастью, по сообщению, к сожалению, без сомнения.

Проверить этот диктант поможет весенний ключ-родничок. Взаимопроверка по ключу.


Распределим эти слова по частеречной принадлежности.

Сделаем вывод: в роли вводных слов выступают следующие части речи:

Если эти слова выступают в роли вводных слов, то их правописание будет зависеть от правил правописания части речи, к которой они принадлежат.

Следовательно, вспоминаем правила.

Прочитать по буклету.


3.Объяснение новой темы по ОСУДу «Правописание слов, употребляемых в роли вводных»


А теперь самостоятельно распределим вводные слова по орфограммам.


ЗаданиеИспользуя таблицы, сгруппируйте вводные слова по орфограммам.

I. С удвоенной согласной.

Бесспорно,
несомне
нно,
естестве
нно.

II. -тся/-ться в глаголах.

Кажется,
разумее
тся,
помни
тся,
случае
тся,
как говори
тся,
призна
ться (петь ты мастерица).

III. Употребление дефиса в словах.

По-моему, 
по-вашему,
по-видимому,
во-первых,
во-вторых,
в-третьих.

IV. Существительные с предлогами.

К счастью,
к несчастью,
по сообщению,
к сожалению,
без сомнения.

Вывод учащиеся делают самостоятельно:

Какие части речи могут выступать в роли вводных слов?

-Что нужно помнить, используя части речи в роли вводных слов?

1) В роли вводных слов могут быть различные части речи (чаще наречия, существительные, глаголы).
2) Нужно помнить о правописании вводных слов.




Вывод: Основные орфограммы при написании вв. сл. таковы: удвоенная согласная в слове, через дефис, предлог с существительным, тся и ться в глаголах.




Физкульминутка.

Внимание, возможно, вы не поверите, но сейчас будет первый весенний дождь.

Ребята, мы с вами, помощниками Весны, создадим по-волшебству этот первый весенний дождь.

Физкультминутка. Шум дождя. Изобразить. Хлопать ладошками по ногам, подпрыгивать (гром), щелкать пальцами.

 

5. Индивидуальная работа. Конверты ЭКСПО.

Работа с грамматической сказкой Ф. Кривина «Вводные слова» с использованием элементов аудирования.

  • Теперь вам предстоит поработать устно. Послушайте рассказ Ф. Кривина «Вводные слова» и ответьте на вопросы тестового характера.


/Чтение текста учителем/


Вводные слова

- К счастью, мы пришли…

Не подумайте, что мы пришли к счастью.

Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением:

- К счастью, мы пришли…

Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что значащее вводное слово. Может, совсем не то слово, которое в данном случае надо было сказать…

Может, не то. А может, и то. МОЖЕТ уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить…

ГЛАВНОЕ тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепенный член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.

Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, СОВЕСТЬ здесь - опять же вводное слово, а значит, и без нее можно обойтись. Без СОВЕСТИ можно обойтись, если она всего лишь вводное слово.

- К несчастью, нам пора…

Да нет, никто не спешит к несчастью. Нам пора, к сожалению, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно.


Тестовые вопросы:

1. Что сделала запятая с выражением «к счастью»:

а) превратила его в малозначащее вводное слово;

б) превратила его в многозначащее вводное слово;

в) ничего.

2. Что означает слово «может» в предложении «Может, не то. А может, и то»:

а) действие;

б) определённую вероятность;

в) определенную невероятность.

3. Как в предложении можно поступить с вводным словом:

а) можно вывести без особого ущерба для смысла;

б) вывести нельзя – это важная смысловая часть предложения;

в) иногда можно вывести, иногда – ни за что.

4. Если выведешь вводное слово, что сэкономишь:

а) ничего не сэкономишь;

б) две запятые сэкономишь;

в) не знаю.

5. Продолжите предложение: «Что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно, с этими вводными словами…»:

а) всегда знаешь;

б) никогда не предполагаешь;

в) никогда не знаешь.

6. В предложении «К счастью, мы пришли» какая часть является вводной:

а) к счастью;

б) мы пришли;

в) в этом предложении нет вводных конструкций.


/Ответы: 1а; 2в; 3а; 4б; 5в; 6а./



Прочитать текст. Распределить роли, показать инсценировку. Сделать вывод.

Инсценировка стихотворения о словах-паразитах.

А)Видит как-то гражданин, 
Что закат пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
-Я не знаю, как начать…
Но , как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
В общем. Значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Солнце уже село!

Б) -Как проехать мне ну урок к Весне?
- Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.



Вывод: Избегайте слова-пустышки, паразиты.




7. Блиц-опрос. По тюльпанам

Упражнение 424, страница 129.  Стихотворение А. Кушнера.

«Вводные слова».
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь.
И замедляют нашу речь,
И все ж удобно потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут «К счастью»…
И потом …
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «Во-первых», «Во-вторых»,
Они, начав издалека,
Давали повод не смеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.

Вывод: Вводные слова нужны в речи, помогают собраться с мыслями,

Закрепим наши знания с помощью блиц-опроса. «Собираем тюльпаны»


1.Что такое вводное слово?

2.Какие значения вводных слов вы знаете?

3.Являются ли вводные слова членами предложения?

4.Как выделяются вводные слова?

5.Где могут стоять вводные слова?

6.Какие значения они выражают?

7. На какие вопросы отвечают?

8.Изменится ли смысл предложения, если уберем вводные слова?






Рефлексия. Фейерверк.


6. Весна любит яркие краски. Солнышко раскрасило наши шляпки, которые позволяют стать лучшими мыслителями. Я попрошу одеть их и сейчас

Каждый высказывает свое мнение о правописании слов, выступающих в роли вводных.

Белая шляпа: информация
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа: критика
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.




7. Рефлексия. На стикерах напишите, что вам больше всего запомнилось на уроке и одно ваше пожелание . Закрепите стикеры на доску. Озвучат капиттаны команд.

МУЗЫКА.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение с использованием вводных слов «Почему надо готовиться к встрече всены?»

Оценочный лист УСПЕХА____________________________________________________

Этап урока

Название этапа

Моя оценка, или +

1

Словарная работа/словарный диктант


2

Командные вопросы


3

Исследовательская работа


4

Самостоятельная работа. Карточка 1.


5

Игра «Дерево мудрости»


6

Орфографический диктант


7

Распределение вводных слов по частеречной принадлежности


8

Группировка вводных слов по орфограммам


9

Конверт ЭКСПО. Тест


10

Инсценировка


11

Блиц-опрос. «Тюльпан»


12

Составление предложений


13

Цветная шляпа


14

Стикер-пожелание


15

Домашнее задание.




Задание . Составьте предложения с вводными словами каждой группы. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно наметить следующие основные группы:



1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на радость, на счастье, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час и др.;

2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. д.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, посуществу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.;

3) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению ..., по сведениям..., по мнению ..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по приданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.;

4) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кроме того, сверх того, прежде всего, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;

5) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказываемых мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется, собственно говоря, вообще говоря, вернее сказать, точнее сказать и др.;

6) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми(те), поверь(те), послушай(те), согласитесь, вообразите, представь(те) себе, извини(те), прости(те), веришь (ли), верите (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.


Вводные слова могут указывать также оценку меры того, о чем говорится (самое большее, самое меньшее, по крайней мере), показывать степень обычности сообщаемого (бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению), выражать экспрессивность высказывания (по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо сказать, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано).


Вводные слова выделяются запятыми. Если в вводном словосочетании пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире, например: С одной стороны, сочинение интересно по своему содержанию, с другой — оно страдает неровностью изложения.










12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!