СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание сочетаний ча-ща.

Категория: Русский язык
Тема: Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока.Цель урока познакомить учащихся  с правилом написания сочетаний ча, ща. 

 

Просмотр содержимого документа
«Правописание сочетаний ча-ща.»

Тема: Правописание сочетаний ча-ща.

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания сочетаний –ча –, –ща–; повторить написание букв «ч» и «щ».

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать правило написания –ча–, –ща–;

метапредметные: соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;

личностные: стремление к совершенствованию своей речи, к обогащению словарного запаса.

Медоды и формы обучения: наблюдение над языком; индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в парах; работа с иллюстрацией.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, наглядные пособия.

Формируемые умения :

личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают необходимость заботы о здоровье;

познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; способны понимать информацию, приобретают умения использовать полученные знания на практике; представленную в изобразительной, схематичной форме; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; замечают допущенные ошибки; контролируют учебные действия, самостоятельно планируют необходимые действия;

коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения;

Организационная структура урока:

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 минуты). Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

Учитель:

Громко наш звенит звонок –

Нам он говорит, что начался урок.

А теперь проверьте вместе,

Всё ли у вас на месте?

Готовы к работе тетради и ручки?

Уберите со стола не нужные штучки.

Все с улыбочкой вздохнем,

И урок мы наш начнем!

Деятельность учащихся: слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

II. Актуализация и пробное учебное действие. (10 минут).

Работа с предметной картинкой (на доске изображена чашка).

Учитель: Посмотрите на доску. Что изображено на рисунке?

Учащиеся: Чашка.

Учитель: Давайте вместе произнесем это слово на счёт три (раз, два, три).

Учащиеся: Произносят слово.

Учитель: Скажите, сколько слогов в этом слове?

Учащиеся: Два.

Учитель: Как вы узнали это?

Учащиеся: Сколько гласных букв в слове, столько и слогов.

Учитель: Поставьте ударение в данном слове. Что нужно сделать, чтобы правильно это сделать?

Учащиеся: Позвать это слово.

Учитель: Какой слог ударный?

Учащиеся: Первый.

Учитель: Правильно, молодцы!

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Звуковой разбор.

Чашка, пища (слова записаны на доске).

Учитель: Давайте дадим характеристику звукам в этих словах. Первый вариант выполняет звуковой разбор для слова Чашка, второй вариант для слова Пища. Затем выполним взаимную проверку.

ч – [ч’] – согл., глух., мягк.,

а – [а] – гласн., ударн.,

ш – [ш] – согл., глух., тв.,

к – [к] – согл., глух., тв.,

а – [а] – гласн.. безуд.

п –[п’] – согл.. глух., мягк.,

и – [и] – гласн., ударн.,

щ – [щ’] – согл., глух., мягк.,

а – [а] – гласн.. безуд.

Деятельность учащихся: выполняют работу в тетради, воспроизводят ранее изученный материал, выполняют взаимную проверку.

III. «Открытие» нового знания. (6 минут). Сказка

В чаще леса, у ручья,
Жили-были Ча и Ща.
Ча – резвушка, хохотушка,
Ща – сварлива, как старушка.
Вот однажды у ручья
Появилась саранча.
Ща сказала: "Ах, как страшно!
Выходить сейчас опасно!
Лучше дома посидим
Да в окошко поглядим!"
Ча ответила ей тихо:
"Что боишься ты, трусиха!
Лучше перестань трещать
И зверей вокруг стращать!
Ну а я пойду к ручью
Прогоню ту саранчу!"
Подошла она к ручью
И, увидев саранчу,
Как овчарка зарычала,
Так, что роща задрожала.
Саранча перепугалась
И по чаще разбежалась.
С той поры, забыв печали,
Ча и Ща дружнее стали,
Ща дала всем обещанье,
Что забудет про трещанье,
Ну, а если вдруг беда,
То поможет всем всегда!

С тех самых пор «ЧА» и «ЩА» не разлучные друзья. Именно поэтому «ча», «ща» пишется с буквой «а».

Учитель: звуки «Ч» и «Щ», всегда какие?

Учащиеся: Мягкие.

Учитель: С какой буквой мы их пишем?

Учащиеся: С буквой «а».

Учитель: Правильно, звуки «Ч» и «Щ» всегда мягкие и пишутся с буквой «а».

Деятельность учащихся: слушают учителя, воспринимают на слух информацию, выделяют главное, отвечают на вопросы.

Физическая минутка. (1 минута).

Один учащийся выходит к доске и показывает движения, остальные повторяют за ним. Учитель проговаривает текст.

Чтоб красиво нам писать,
Надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пошли пальчики гулять (все пальчики ритмично стучат по столу).

Пять, четыре, три, два, раз,

Мы писать начнем сейчас!

Деятельность учащихся: выполняют элементарные физические упражнения.

IV. Практическая деятельность. (10 минут).

Учитель показывает на доске написания «ча» и «ща».

Учитель: Какое здесь соединение?

Учащиеся: Нижнее.

Учитель: Давайте пропишем это вместе. Учащиеся записывают (ча, ща).

Написание слов с -ча-, -ща-.

На экране представлены слайд.

Учитель: Ребята прочтите, какие слова представленные на экране?

Учащиеся: Чайка, роща.

Учитель: Кто такая чайка?

Учащиеся: Это птица.

Учитель: Что такое роща?

Учащиеся: Это лес, небольшой лес.

Учитель: Запишите эти слова. Учащиеся записывают.

Учитель: Посмотрите на доску, и вслух прочитайте предложение.

Учащиеся: Мама купила чай.

Учитель: Какая орфограмма в этом предложении?

Учащиеся: -ча-, -ща- пишем с буквой «а».

Учитель: Запишите это предложение.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выполняют задания.

Физическая минутка. (1 минута).

Один учащийся выходит к доске и показывает движения, остальные повторяют за ним. Учитель проговаривает текст.

В ладошки похлопаем, хлоп, хлоп, хлоп,

Ножками потопаем, топ, топ, топ.

Головой покачаем.

Руки вверх поднимаем, вниз опускаем.

Приседай и выпрямляйся,

На носочки поднимайся.

Деятельность учащихся: выполняют элементарные физические упражнения.

V. Практическая деятельность. (8 минут).

Учитель: Ребята, а теперь отгадайте загадки и запишите слова:

«Из горячего колодца
Через нос водица льётся.»

Учащиеся: Чайник.

Учитель:

«Почти сорняк, трава-травою,

Но кислый лист его весною

Кладут в омлет, пирог слоённый,

В салаты, щи и борщ зелёный».

Учащиеся: Щавель.

Работа со словами. (Работа в парах).

Учитель: «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь. (Одна пара работает у доски, остальные на местах).

ЧА ША РО ЩА ДА ЧА ПИ ЩА ГУ ЩА

Запись: чаша, роща, дача, пища, гуща.

Учитель: Подчеркните сочетания -ча-, -ща-.

Деятельность учащихся: вставляют пропущенные буквы, разгадывают загадки, записываю слова-отгадки, «собирают» слова в парах.

VI. Самостоятельная работа. (5 минут).

Учитель вывешивает на доску карточки. (В словах пропущены буквы, надо их правильно вставить).

Учитель: Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Свеч_, ч_сы, туч_, ч_щ_, печ...ть, нач...ть, угощ...ть, вращ...ть, площ...дь.

Учитель: Подчеркните сочетания -ча-, -ща-.

Деятельность учащихся: выполняют упражнение.

VII. Рефлексия (итог урока). (2 минуты).

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Учащиеся: Узнали, что -ча- и -ща- нужно писать с буквой «а».

Учитель: Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение сейчас? Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению.

Деятельность учащихся: определяют свое эмоциональное состояние, показывая карточки-смайлики с изображением зеленого цвета или красного.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!