Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема урока: «Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Ход урока
Организация занятия
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?
(чтение стихотворения «Грустные вести» А. Шибаева)
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу, -
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше: Здесь лиса,
Красивый длинный прут…
На днях в лису нашел я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить.
-
-Важно ли быть грамотным?
Проверка домашнего задания (слайд1,2)
Введение в тему.
Творческий диктант (слайд3). Выделите суффиксы.
Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.
-Посмотрим, как группы выполнили задание. (Идёт проверка)
- Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных? (-К- и -СК-).
Выход к учебной проблеме.
-Итак, что же получилось? Задание всем дала одно, а выполнили вы его как? (По-разному)
- Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать)
Проверь себя (слайд4)
- Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Суффиксы прилагательных).
-Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе? (Выбор суффиксов -К- и –СК- в прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных –К- и –СК-).
-Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (Узнать условия выбора суффиксов –К- и –СК-. Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами –К- и –СК-).
6. Введение новых знаний. (слайд6).
- Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суффиксом –К-, во втором - -СК-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило. (Идёт работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность).
- Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суффиксов –К- и –СК-? (1группа. В прилагательных, образованных от одушевлённых существительных, пишется –К-.)
-Так. Какие есть ещё идеи? (2группа. Может быть нужно смотреть, на какую букву окачивается основа существительного.
3группа. Суффикс –К- пишется после К,Ц, Ч, а после других букв пишется –СК-)
- Все с этим согласны? Как можно это проверить? (Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевлённое, а в прилагательном пишется –СК-.)
-Сформулируйте вывод о написании суффиксов –К- и –СК-.
Работа с учебником. (слайд7).
-Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно?
- О чём мы с вами не сказали? (О прилагательных, имеющих краткую форму).
-Что добавим к нашему выводу? (В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс –СК-).
- Я хочу добавить, что у этого правила есть исключения: узбекский, таджикский.
- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную? (Стечение согласных).
Продуктивное задание.
Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных –К- и –СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску).
-Все согласны? Есть изменения? Дополнения? (слайд 8 )
-Проговорим правило по опорной схеме.
-А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок.
В слове К,Ц,Ч смтри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листа,
Ты подставь к ним суффикс К.
А ещё не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.
И ещё даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц,Ч не отыскать,
Надо нам -СК- писать.
Практическая работа .
–Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, объясните написание прилагательных (слайд 9).
Физкультминутка.
Если в слове есть суффикс –К-, вы хлопаете. Если в слове есть суффикс –СК-, топаете.
Путешествие по Италии(слайды 15 – 27)
Домашнее задание 9 (слайд28).
Исправь ошибку.
К вечеру возврощается Лом и преводит с собой матроса. Я смотрю - на вид парень ничего. Ростом, правда, маловат. Но по глозам видно, что шустрый, и борода у него как у морсского разбойника. Только те, по слухам, всё больше рыжее, а этот типичный брюнет. Некурящий, одет чисто. Знает четыре языка: англисский, немецский, француский и русский. Это Лома особенно прельстило; он к тому времени стал уже забывать англисскую реч. Лом сказал, что Фукс этот – клад, а не матрос: прикрасно разберается в картах. (А.Некрасов).