СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных

 

Класс: 6

 

Предмет: русский язык

 

Тема урока: «Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных»

 

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к  Родине.

4.  Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

 

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

                        Планируемые результаты:

 

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

 

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

 

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

 

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных»

Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных


Класс: 6


Предмет: русский язык


Тема урока: «Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных»


Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.


Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:


познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;


личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Ход урока


  1. Организация занятия

  2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Грустные вести» А. Шибаева)


Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу, -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше: Здесь лиса,

Красивый длинный прут…

На днях в лису нашел я грусть

И очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

-

-Важно ли быть грамотным?


  1. Проверка домашнего задания (слайд1,2)


  1. Введение в тему.

Творческий диктант (слайд3). Выделите суффиксы.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.

-Посмотрим, как группы выполнили задание. (Идёт проверка)

- Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных? (-К- и -СК-).


  1. Выход к учебной проблеме.

-Итак, что же получилось? Задание всем дала одно, а выполнили вы его как? (По-разному)

- Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать)

Проверь себя (слайд4)

- Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Суффиксы прилагательных).

-Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе? (Выбор суффиксов -К- и –СК- в прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных –К- и –СК-).

-Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (Узнать условия выбора суффиксов –К- и –СК-. Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами –К- и –СК-).


6. Введение новых знаний. (слайд6).

- Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суффиксом –К-, во втором - -СК-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило. (Идёт работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность).

- Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суффиксов –К- и –СК-? (1группа. В прилагательных, образованных от одушевлённых существительных, пишется –К-.)

-Так. Какие есть ещё идеи? (2группа. Может быть нужно смотреть, на какую букву окачивается основа существительного.

3группа. Суффикс –К- пишется после К,Ц, Ч, а после других букв пишется –СК-)

- Все с этим согласны? Как можно это проверить? (Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевлённое, а в прилагательном пишется –СК-.)

-Сформулируйте вывод о написании суффиксов –К- и –СК-.


  1. Работа с учебником. (слайд7).

-Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно?

- О чём мы с вами не сказали? (О прилагательных, имеющих краткую форму).

-Что добавим к нашему выводу? (В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс –СК-).

- Я хочу добавить, что у этого правила есть исключения: узбекский, таджикский.

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную? (Стечение согласных).


  1. Продуктивное задание.

Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных –К- и –СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску).

-Все согласны? Есть изменения? Дополнения? (слайд 8 )

-Проговорим правило по опорной схеме.

-А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок.


В слове К,Ц,Ч смтри.

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листа,

Ты подставь к ним суффикс К.


А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс К.


И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К,Ц,Ч не отыскать,

Надо нам -СК- писать.



  1. Практическая работа .

–Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, объясните написание прилагательных (слайд 9).


  1. Физкультминутка.

Если в слове есть суффикс –К-, вы хлопаете. Если в слове есть суффикс –СК-, топаете.


  1. Путешествие по Италии(слайды 15 – 27)


  1. Домашнее задание 9 (слайд28).


  1. Исправь ошибку.


К вечеру возврощается Лом и преводит с собой матроса. Я смотрю - на вид парень ничего. Ростом, правда, маловат. Но по глозам видно, что шустрый, и борода у него как у морсского разбойника. Только те, по слухам, всё больше рыжее, а этот типичный брюнет. Некурящий, одет чисто. Знает четыре языка: англисский, немецский, француский и русский. Это Лома особенно прельстило; он к тому времени стал уже забывать англисскую реч. Лом сказал, что Фукс этот – клад, а не матрос: прикрасно разберается в картах. (А.Некрасов).