Актуализация знаний. 1.Словарно-орфографическая работа. | Слайд №2. - Угадай животное по голосу? (корова, медведь, собака) - Какую безударную гласную надо вставить в слове «корова»? - Какую безударную гласную надо вставить в слове «медведь»? - Какую безударную гласную надо вставить в слове «собака»? Проверка. Слайд №2(1). - Назовите птиц. Слайд №3. (Ответы детей.) - Какую безударную гласную надо вставить в словах «ворона», «воробей», «сорока». Проверка. Слайд №3(1). | Учащиеся определяют орфограмму, показывают букву при помощи «веера» и проговаривают написание. Самостоятельно проверяют. Учащиеся определяют орфограмму, показывают букву при помощи «веера» и проговаривают написание. Самостоятельно проверяют. |
3.Словарная работа. | 1. Знакомство со словарным словом. -Сегодня мы познакомимся со словарным словом «товарищ». 2. Письмо словарного слова в тетради. - Обратите внимание, что в этом слове встретилась буква «щ». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Слайд №5. 3. Лексическое значение слова. - А как вы понимаете лексическое значение этого слова? Слайд №5 (1). 4. Объяснение учителя. Товарищ – человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Слайд №5 (2). 5. Подбор синонимов. - Подберите синонимы к слову «товарищ». Товарищ Друг Приятель 6. Употребление слова в речи. - С пословицами и поговорками мы работали на уроках чтения. А какие пословицы и поговорки вы знаете со словом «товарищ»? 7. Запись в тетради. Слайд № 6. Сам погибай, а товарища выручай. | Работа с «Толковым словарём» С.И. Ожегова (нахождение информации). Ответы детей. Учащиеся подбирают синонимы к слову «товарищ». Ответы детей: Без товарища в жизни туго. Ищи товарища лучше себя. Умный товарищ – половина дороги. Сам погибай, а товарища выручай. Учащиеся записывают данную пословицу в тетради с проговариванием. |
Закрепление изученного материала. | - Какие сочетания букв встретились в словах этой пословицы? - А как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? - Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». Слайд №7. - Цели урока: распознавать в словах эти сочетания и правильно их писать в словах. А для этого мы будем закреплять полученные знания различными видами работы. | Ответы учащихся: встретились сочетания ча и ща. Ответы учащихся. |
Физкультурная минутка (на движение) Физкультминутка для глаз Контроль ЗУН. | Повторение правила. - Как правильно пишется жи-ши? Лыжи, мыши и ужи, Шины, ёжики, чижи. ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ С буквой И всегда пиши. Вывод (хором). Слайд № 8(1). 3.Повторение правила. - Как правильно пишется чу-щу? Чумазый, чучело, чурбан, Чудесный, чувство и туман, Кричу, ворчу, ищу, тащу- Я с У пишу и ЧУ и ЩУ. 4.Вывод (хором). Слайд № 8(2). 5.Повторение правила. - Как правильно пишется ча-ща? ЧА и ЩА, ЧА и ЩА, Роща, чаща и свеча, Пища, туча, саранча – С буквой А и ЧА и ЩА. 6.Вывод (хором). Слайд № 8 (3). 7. Игра «Волшебная труба». Слайд № 9 (1). - Повторив правила на «5», начинаем мы играть. - Спишите слова и вставьте пропущенные буквы. Ж…РАФ Ш…шка Ош…бка Пруж…на - Смотрите на экран и сверяйте с тетрадью. Слайд № 9 (2). - Кто выполнил так же? Вышли мышки как-то раз Посмотреть: который час? Раз, два, три, четыре - Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон – Побежали мышки вон! 8.Разгадай кроссворд. - Поможем Незнайке отгадать загадки. Слайд № 10. Ответы записываем в тетради. 9. Вывод. Повторение правила. Слайд № 11. 10. Работа по учебнику. Слайд № 13 (Правила - таблица). Упражнение 78 на странице 45. Слайд № 12. (электронная физ. минутка) - Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … Ответ – хором: КАРАНДАШ. - А во множественном числе? Ответ: КАРАНДАШИ. - Какое правило встретилось? - А сейчас встали и пусть ваши глазки отдохнут вместе с «карандашами». (Выполняют под музыку). 11. Дифференцированная работа. Карточки на закрепление по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» . 12. Взаимопроверка. 13. Фонетический разбор слова «час». | Проговаривают хором. Читают со слайда: «Жи-ши пиши с буквой и». Ответы учащихся. Проговаривают хором. Читают со слайда: «Чу-щу пиши с буквой у». Ответы учащихся. Проговаривают хором. Читают со слайда: «Ча-ща пиши с буквой а». Учащиеся записывают слова в тетрадях. Самопроверка. Учащиеся поднимают руку. Физкультминутку проводит ученик данного класса, а другие учащиеся выполняют физ. минутку. Учащиеся читают, отгадывают, а ответы записывают в тетради. Учащиеся по одному и хором повторяют правило. Письмо по памяти. Отгадывают загадку. Ответы учащихся. Выполняют электронную физ. минутку. Каждый ученик получает карточку с заданием и работает самостоятельно. Обмениваются тетрадями и при помощи простого карандаша проверяют. Один ученик работает у доски, а другие – в тетради. |