СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу". Русский язык. 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный сегодня урок у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб в нём участвовать, надо многое знать,

Надо думать и уметь рассуждать.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу". Русский язык. 2 класс.»



Урок русского языка во 2 классе (1-4).

Тема урока: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».



Цели урока:



  1. Познавательные.

  1. Распознавать в словах сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».

  2. Закреплять полученные знания в написании изученных сочетаний с шипящими.



  1. Развивающие.

  1. Развивать внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память учащихся.

  2. Развивать речь учащихся, расширять их познавательный кругозор.

  3. Развивать фонематический слух.

  4. Развивать орфографическую зоркость.

  5. Развивать контроль и самоконтроль.

  6. Развивать логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.





  1. Воспитательные.

  1. Воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету.

  2. Воспитывать в детях аккуратность, доброту, взаимовыручку.









Тип урока: урок обобщения и совершенствования умений и навыков.





Оборудование урока:

    1. Компьютер.

    2. Мультимедийный проектор.

    3. Магнитная доска.

    4. Учебники.

    5. Тетради.

    6. Карточки с индивидуальными заданиями.

    7. «Веер» с гласными буквами.

    8. «Веер» с согласными буквами.

    9. Таблица «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    10. Таблица-памятка для фонетического разбор слов.

    11. Опорные схемы.

    12. Толковый словарь С.И. Ожегова.













Разработка урока русского языка во 2 классе.


Этапы урока



Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Мотивационный.

Слайд №1.

Интересный сегодня урок у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб в нём участвовать, надо многое знать,

Надо думать и уметь рассуждать.


Проверить готовность к уроку, настроиться на восприятие и сотрудничество.

  1. Актуализация знаний.


1.Словарно-орфографическая работа.


Слайд №2.

- Угадай животное по голосу?

(корова, медведь, собака)

- Какую безударную гласную надо вставить в слове «корова»?

- Какую безударную гласную надо вставить в слове «медведь»?

- Какую безударную гласную надо вставить в слове «собака»?



Проверка. Слайд №2(1).



- Назовите птиц. Слайд №3.

(Ответы детей.)

- Какую безударную гласную надо вставить в словах «ворона», «воробей», «сорока».




Проверка. Слайд №3(1).



Учащиеся определяют орфограмму, показывают букву при помощи «веера» и проговаривают написание.








Самостоятельно проверяют.





Учащиеся определяют орфограмму, показывают букву при помощи «веера» и проговаривают написание.



Самостоятельно проверяют.


2.Чистописание.


Слайд №4.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы вспомним, как правильно пишутся буквы Щ, щ.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же…

Е. Тарлапан


2. Показ учителя на доске.

----------------------

3. Письмо учащимися в тетради.










Учащиеся прописывают в воздухе.


Учащиеся прописывают в тетради.

3.Словарная работа.


1. Знакомство со словарным словом.

-Сегодня мы познакомимся со словарным словом «товарищ».


2. Письмо словарного слова в тетради.

- Обратите внимание, что в этом слове встретилась буква «щ».

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Слайд №5.


3. Лексическое значение слова.

- А как вы понимаете лексическое значение этого слова? Слайд №5 (1).


4. Объяснение учителя.

Товарищ – человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Слайд №5 (2).


5. Подбор синонимов.

- Подберите синонимы к слову «товарищ».


Товарищ

Друг

Приятель



6. Употребление слова в речи.

- С пословицами и поговорками мы работали на уроках чтения. А какие пословицы и поговорки вы знаете со словом «товарищ»?







7. Запись в тетради.

Слайд № 6.

Сам погибай, а товарища выручай.







Работа с «Толковым словарём» С.И. Ожегова

(нахождение информации).





Ответы детей.









Учащиеся подбирают синонимы к слову «товарищ».








Ответы детей:

  • Без товарища в жизни туго.

  • Ищи товарища лучше себя.

  • Умный товарищ – половина дороги.

  • Сам погибай, а товарища выручай.




Учащиеся записывают данную пословицу в тетради с проговариванием.



  1. Закрепление изученного материала.



- Какие сочетания букв встретились в словах этой пословицы?


- А как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?



- Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». Слайд №7.



- Цели урока: распознавать в словах эти сочетания и правильно их писать в словах. А для этого мы будем закреплять полученные знания различными видами работы.



Ответы учащихся: встретились сочетания

ча и ща.


Ответы учащихся.


































































Физкультурная минутка

(на движение)







































Физкультминутка для глаз
















  1. Контроль ЗУН.

    1. Повторение правила.

- Как правильно пишется жи-ши?


Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.



Вывод (хором). Слайд № 8(1).


3.Повторение правила.

- Как правильно пишется чу-щу?



Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и туман,

Кричу, ворчу, ищу, тащу-

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.


4.Вывод (хором). Слайд № 8(2).


5.Повторение правила.

- Как правильно пишется ча-ща?



ЧА и ЩА, ЧА и ЩА,

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА и ЩА.



6.Вывод (хором). Слайд № 8 (3).





7. Игра «Волшебная труба». Слайд № 9 (1).


- Повторив правила на «5», начинаем мы играть.


  • Инструкция.

- Спишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Ж…РАФ

Ш…шка

Ош…бка

Пруж…на


  • Выполнение работы в тетради.

  • Проверка.

- Смотрите на экран и сверяйте с тетрадью. Слайд № 9 (2).



- Кто выполнил так же?




Вышли мышки как-то раз

Посмотреть: который час?

Раз, два, три, четыре -

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Побежали мышки вон!


8.Разгадай кроссворд.

- Поможем Незнайке отгадать загадки. Слайд № 10.


Ответы записываем в тетради.


  • Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут. (Мыши). Слайд № 10 (1).



  • Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом. (Часы). Слайд № 10 (2).


  • Драчуны и забияки живут в воде, когти на спине. (Ерши). Слайд № 10 (3).


  • Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи). Слайд № 10 (4).


  • Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник). Слайд № 10 (5).


  • Белые горшки на зелёных ножках. (Ландыши). Слайд № 10 (6)


9. Вывод. Повторение правила. Слайд № 11.



10. Работа по учебнику.

Слайд № 13 (Правила - таблица).


Упражнение 78 на странице 45.




Слайд № 12.

(электронная физ. минутка)


- Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …

Ответ – хором: КАРАНДАШ.

- А во множественном числе?

Ответ: КАРАНДАШИ.

- Какое правило встретилось?


- А сейчас встали и пусть ваши глазки отдохнут вместе с «карандашами». (Выполняют под музыку).



11. Дифференцированная работа.


Карточки на закрепление по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» .



12. Взаимопроверка.



13. Фонетический разбор слова «час».






Проговаривают хором.





Читают со слайда: «Жи-ши пиши с буквой и».


Ответы учащихся.



Проговаривают хором.




Читают со слайда: «Чу-щу пиши с буквой у».




Ответы учащихся.




Проговаривают хором.





Читают со слайда: «Ча-ща пиши с буквой а».

















Учащиеся записывают слова в тетрадях.


Самопроверка.






Учащиеся поднимают руку.




Физкультминутку проводит ученик данного класса, а другие учащиеся выполняют физ. минутку.








Учащиеся читают, отгадывают, а ответы записывают в тетради.




















Учащиеся по одному и хором повторяют правило.





Письмо по памяти.









Отгадывают загадку.



Ответы учащихся.



Выполняют электронную физ. минутку.






Каждый ученик получает карточку с заданием и работает самостоятельно.



Обмениваются тетрадями и при помощи простого карандаша проверяют.


Один ученик работает у доски, а другие – в тетради.


  1. Итог урока.


- Интересно вам было на уроке?

- Что вам понравилось?

- А мне понравилось, как вы активно работали!

Оценка знаний учащихся.


Ответы учащихся.

  1. Домашнее задание.



Придумать и записать в тетради по 5 слов на каждое правило (3 группе). Составить 5 предложений, в которых использовали бы слова на изученное правило (2 группе). Составить рассказ на тему «В берёзовой роще», используя слова на изученное правило (1 группе).


Дифференцированное задание на дом.

  1. Рефлексия.


Слайд № 14.

- Какое у вас настроение?

- А так как у вас хорошее настроение, то я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне!


Учащиеся смотрят на весёлое солнышко, улыбаются, снимается рабочее напряжение.