Правополушарное (интуитивное) рисование. Развитие творческих способностей детей.
Правополушарное рисование – это методика, основанная на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Уолкотта Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности.
Левое (вербальное) полушарие отвечает за логические связи, аналитическое мышление, критику, правила и стереотипы. Оно обычно является ведущим, руководит нами.
Правое (образное) полушарие отвечает за пространственно-образное мышление, за творчество и интуицию. Оно позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.
Метод правополушарного рисования помогает развивать правое полушарие ребенка и раскрыть его творческие способности, а развивая творческие способности детей, раскрывая их творческий потенциал, мы открываем для них двери в жизнь, наполненную самыми радостными событиями, где невозможное становится возможным.
Бетти Эдвардс в своей книге «Открой в себе художника» отмечала, что рисование доступно каждому, нужно только «включить» правое полушарие мозга. Она разработала систему упражнений, позволяющих научиться рисовать практически любому человеку.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. От обычного метода рисования правополушарное отличается тем, что в первом мы учимся рисовать объекты, а во втором видеть и воспринимать их.
Бетти Эдвардс писала: «Подобно другим комплексным навыкам – таким как, умение ходить, читать,… кататься на лыжах, – рисование складывается из нескольких взаимодополняющих навыков, которые составляют единое целое. Усвоив все компоненты и собрав их вместе, вы приобретаете умение рисовать – подобно тому, как однажды научившись читать или ходить, вы способны делать это всю жизнь».
Она выделила 5 базовых навыков рисования:
Восприятие краев
Восприятие пространства
Восприятие соотношений
Восприятие света и тени
Восприятие целостного образа, или гештальта
Освоив эти навыки любой человек (ребенок или взрослый) может научиться рисовать.
Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария, и человек, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.
Детям интересны многие сюжеты: птички, цветы, деревья в разные времена года, горы, море, морские обитатели, родной город и путешествия, сказочные сюжеты. Во время занятий дети чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.


Детям важно сохранить активное развитие творческого потенциала, так как умение рисовать и выражать себя и свои мысли через графические образы помогает человеку найти решение проблем и приводит к раскрытию способностей, что влияет на многие аспекты жизни.
Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия творчеством - процесс очень увлекательный и может вызывать мотивацию в любом возрасте.
Литература: Бетти Эдвардс. «Открой в себе художника»
Идеи для рисования : Дарья Краева. Dari Art - Рисовать может каждый!
Юлия Ромас. Правополушарная живопись.